Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuzy_i_soyuznye_slova_v_spp.ppt | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Закрепить знания о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, научиться различать подчинительные союзы и союзные слова. Развить умение видеть структуру сложного предложения, правильно строить схему к предложению, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, умение слушать и понимать других. Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Продолжи высказывание Сложносочинённые предложения (ССП) – это… Сложноподчинённые предложения (СПП) – это… Средствами связи в ССП являются… Средствами связи в СПП являются…
Средствами связи придаточного и главного предложений в СПП являются: Интонация; в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.); (указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть) в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.). Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении . Они обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным. Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения!
Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть: простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.; двойными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.; составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.
Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения. При определении роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например: [Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) - союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном. [Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) - союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном. [Вот дом], (внешний вид которого (= дома) мне очень нравится) - союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?). [Вот дом], ( который (= дом) был построен в XIX веке) - союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.
Союзы Союзные слова 1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения). 1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее). 2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину. 2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу. 3. На союз не может падать логическое ударение. 3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра. 4. После союза нельзя поставить частицы же , именно . 4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра. 5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием. 5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.
Обратите внимание! Что, как, когда, чем могут быть как союзами, так и союзными словами . Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! ( Гоголь ) Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда. Служите мне, как вы ему служили ( Пушкин ) Я знаю, что он будет делать завтра.
2) Чем является союзом в двух случаях: а) в составе двойного союза чем... тем : Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе; б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе . Он оказался выносливее, чем мы думали. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами ! Я знаю, где он прячется; Я знаю, куда он поедет; Я знаю, кто это сделал; Я знаю, почему он это сделал; Я знаю, зачем он это сказал; Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры; Я знаю, каким будет наш праздник; Я знаю, чей это портфель.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ. Расскажи мне ту сказку, которую мама любила. Он вернулся в город, где провёл юность. Я тот, кого никто не любит ( Лермонтов ). Тишина такая, какая бывает только перед рассветом ( Лавренев). С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили ( Панова ). Чем на мост нам идти, поищем лучше броду ( Крылов ).
Повторим изученное Средствами связи в СПП являются… Только подчинительными союзами могут быть… Только союзными словами могут быть… И союзными словами, и подчинительными союзами могут быть… Чтобы их различить, можно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...
презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"
Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....
Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс
Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....