Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Сазонова Лидия Петровна

Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Конспект урока

                                русского языка в 9 классе.

Тема урока: Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

Цели урока:

  • Дать понятие о союзах и союзных словах;
  • Отработать навык их различения в сложноподчиненном предложении.

Планируемые результаты:

Знать средства связи частей в СПП.

Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова.

Оборудование урока: интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к ГИА. Задание А4. (Слайд 3).

 При выполнении этого задания используется прием «Волшебный квадрат».

Справа расположены слова, в которых учащиеся определяют количество букв и звуков. Чтобы проверить правильность ответа, слово помещают в волшебный квадрат. На цветном фоне появляется невидимый на белом фоне ответ, закрашенный белым цветом.

Задание А5.(Слайд 4)

    На этом этапе урока используется конструктор занятий. В корзину надо собрать слова, в которых есть корни с чередованием гласных.

Учитель: Формулировка данного задания звучит так: укажите слово с чередующейся гласной в корне. Вы должны из слов, данных справа, выбрать те, в которых есть корни с чередующимися гласными. Если вы выбрали слово правильно, оно «улетит», если нет – оно вернется обратно.

Выполнение задания.

- Выставление оценки ученику, выполнявшему задание.

3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 5).

Учитель: На экране вы видите простые предложения, которые являются частями сложноподчиненных предложений. Ваша задача – «собрать» предложения. Но прежде давайте вспомним структуру сложноподчиненного предложения.

  • Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
  • Какое предложение является главным? Зависимым?
  • Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

А теперь приступим к работе.

(Ученик у доски передвигает части сложных предложений, расставляет при помощи функции «перо» знаки препинания.)

(Выставление оценки ученику, выполнявшему задание)

4. Объяснение нового материала.

1) Объявление темы и целей урока. (Слайд 2)

2)Учитель: Мы с вами сейчас проведем мини-исследование: мы сравним два предложения (Слайд 6):

  Любовь к русскому языку - одна из неотъемлемых частей того чувства, которое мы называем любовью к родной земле.

   Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ.                                                                                        К.Г.Паустовский.

- Чем присоединяются придаточные предложения к главному?

(Словами которое и который)

-  Выделите грамматические основы в предложениях.

- Чем являются в предложениях эти слова?

(Слово «которое» не является членом предложения, а слово «который» является подлежащим).

- Какие части речи не являются членами предложения?

 (Союзы, частицы и предлоги).

Сделаем вывод: Слово «которое» в первом предложении – союз. А слово «который» - относительное местоимение или союзное слово.

3) Работа с учебником, § 20,21,стр. 58, 60-61.

Прочитайте материал учебника. Какие еще приемы существуют, чтобы отличить союз от союзного слова?

Составим алгоритм наших действий (Слайд 7):

  1. Найти в предложении грамматические основы.
  2. Подчинительные союзы связывают  главное с придаточным.
  3. Если союз опустить, то получится бессоюзное предложение.
  4. Союзные слова не только связывают придаточное с главным, но и являются членами предложения. Их опустить нельзя.

5. Закрепление материала.

  -Упражнение 96 (предложения 1,3,4 – вместе с доской, предложения 6,7,8 – самостоятельно).

- Выставление оценок работавшим у доски ученикам.

- Проверка самостоятельно выполненных предложений.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание: § 20,21, упр.97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Инновации. Сложноподчиненное предложение"

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение изученного».Цель:  обобщить и систематизировать знания по теме «СПП»....

Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"...

Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."

Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....

Урок русского языка в 9 классе. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.Актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»

Урок-закрепление по русскому языку в 9 классе по теме "Виды СПП"Цели урока:Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического...

Урок русского языка в 9 классе "Указательные слова в сложноподчинённом предложении"

Урок русского языка в 9 классе по учебнику Бархударова...

Урок русского языка в 9 классе по теме " Виды сложноподчиненных предложений"

Урок позволит сформировать читательскую грамотность обучающихся, обобщить знания о СПП....