Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Урок русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении" с использованием интерактивной доски. Презентация и конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_9_klasse._soyuzy_i_soyuznye_slova_v_spp.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 9 классе.
Тема урока: Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Цели урока:
- Дать понятие о союзах и союзных словах;
- Отработать навык их различения в сложноподчиненном предложении.
Планируемые результаты:
Знать средства связи частей в СПП.
Уметь различать подчинительные союзы и союзные слова.
Оборудование урока: интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к ГИА. Задание А4. (Слайд 3).
При выполнении этого задания используется прием «Волшебный квадрат».
Справа расположены слова, в которых учащиеся определяют количество букв и звуков. Чтобы проверить правильность ответа, слово помещают в волшебный квадрат. На цветном фоне появляется невидимый на белом фоне ответ, закрашенный белым цветом.
Задание А5.(Слайд 4)
На этом этапе урока используется конструктор занятий. В корзину надо собрать слова, в которых есть корни с чередованием гласных.
Учитель: Формулировка данного задания звучит так: укажите слово с чередующейся гласной в корне. Вы должны из слов, данных справа, выбрать те, в которых есть корни с чередующимися гласными. Если вы выбрали слово правильно, оно «улетит», если нет – оно вернется обратно.
Выполнение задания.
- Выставление оценки ученику, выполнявшему задание.
3. Актуализация знаний учащихся. (Слайд 5).
Учитель: На экране вы видите простые предложения, которые являются частями сложноподчиненных предложений. Ваша задача – «собрать» предложения. Но прежде давайте вспомним структуру сложноподчиненного предложения.
- Из каких частей состоит сложноподчиненное предложение?
- Какое предложение является главным? Зависимым?
- Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
А теперь приступим к работе.
(Ученик у доски передвигает части сложных предложений, расставляет при помощи функции «перо» знаки препинания.)
(Выставление оценки ученику, выполнявшему задание)
4. Объяснение нового материала.
1) Объявление темы и целей урока. (Слайд 2)
2)Учитель: Мы с вами сейчас проведем мини-исследование: мы сравним два предложения (Слайд 6):
Любовь к русскому языку - одна из неотъемлемых частей того чувства, которое мы называем любовью к родной земле.
Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ. К.Г.Паустовский.
- Чем присоединяются придаточные предложения к главному?
(Словами которое и который)
- Выделите грамматические основы в предложениях.
- Чем являются в предложениях эти слова?
(Слово «которое» не является членом предложения, а слово «который» является подлежащим).
- Какие части речи не являются членами предложения?
(Союзы, частицы и предлоги).
Сделаем вывод: Слово «которое» в первом предложении – союз. А слово «который» - относительное местоимение или союзное слово.
3) Работа с учебником, § 20,21,стр. 58, 60-61.
Прочитайте материал учебника. Какие еще приемы существуют, чтобы отличить союз от союзного слова?
Составим алгоритм наших действий (Слайд 7):
- Найти в предложении грамматические основы.
- Подчинительные союзы связывают главное с придаточным.
- Если союз опустить, то получится бессоюзное предложение.
- Союзные слова не только связывают придаточное с главным, но и являются членами предложения. Их опустить нельзя.
5. Закрепление материала.
-Упражнение 96 (предложения 1,3,4 – вместе с доской, предложения 6,7,8 – самостоятельно).
- Выставление оценок работавшим у доски ученикам.
- Проверка самостоятельно выполненных предложений.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание: § 20,21, упр.97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Инновации. Сложноподчиненное предложение"
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение изученного».Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП»....
Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"...
Обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения."
Повторительно-обощающий урок русского языка в 9 классе. Тема: "Основные виды сложноподчиненного предложения." Подготовка к ГИА....
Урок русского языка в 9 классе. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Особенности постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении.Актуализация полученных знаний при выполнении задания В7 в формате ГИА...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
Урок-закрепление по русскому языку в 9 классе по теме "Виды СПП"Цели урока:Формировать умения находить главную и придаточную часть в сложноподчиненном предложении на основе структурно – семантического...
Урок русского языка в 9 классе "Указательные слова в сложноподчинённом предложении"
Урок русского языка в 9 классе по учебнику Бархударова...
Урок русского языка в 9 классе по теме " Виды сложноподчиненных предложений"
Урок позволит сформировать читательскую грамотность обучающихся, обобщить знания о СПП....