Конспект урока литературы в 5 классе «Детство – самая лучшая пора?!...»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Нравственные уроки, вынесенные из рассказов А.П. Платонова «Никита» и В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»
Цель урока: учить навыкам анализа текста, дать представление о способах изображения внутреннего мира героев в литературном произведении
учить искать и выделять необходимую информацию, давать характеристику героям, сопоставлять героев, сюжетные линии, находить олицетворение
формировать собственную читательскую позицию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 5 классе
«Детство – самая лучшая пора?!...»
Тема: нравственные уроки, вынесенные из рассказов А.П. Платонова
«Никита» и В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»
Цель урока: учить навыкам анализа текста, дать представление о способах изображения внутреннего мира героев в литературном произведении
учить искать и выделять необходимую информацию, давать характеристику героям, сопоставлять героев, сюжетные линии, находить олицетворение
формировать собственную читательскую позицию
Ход урока
Подготовка к восприятию
Эпиграф:
«Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» (Ф.М. Достоевский)
- Обсуждение эпиграфа к уроку (некоторые интересные события, произошедшие с тобой в детстве, запоминаются на всю жизнь)
Первичное восприятие
- Чтение учителем текста (рассказ В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»).
Проверка первичного восприятия
Беседа с учащимися:
- Понравился вам рассказ? Почему? (первое, внешнее прочтение вызывает у детей зримую, вполне реальную картину: жалко мальчика, он остался один)
- А вы в жизни переживали чувство одиночества? (воссоздание собственных впечатлений, близких и знакомых учащимся, так как восприятие литературного произведения в сильнейшей степени зависит от их прошлого опыта)
Постановка учебной задачи
- На предыдущем уроке мы обсуждали рассказ «Никита». Что вы можете сказать об этих двух рассказах? (в них есть много общего)
Аналитическое чтение:
- Давайте, внимательно читая текст, составим портрет Мальчика по имеющемуся у нас плану (графу «Никита» заполнили на предыдущем уроке).
Имя | Никита | Нет |
Возраст | 5 лет | Маленький (ходит на горшок, играет кубиками, машинками), точный возраст не указан |
Семья | Мама работает в поле, отец на войне | Мама, отец (где они, не сказано) |
Действия мальчика | Остался один, обошел комнату, пошел во двор, разговаривал с солнцем, пнем, сорвал цветок, испугался, побежал к матери, уснул, разговаривал с отцом, работал | Проснулся, позвал маму, пошел её искать, обошел квартиру, заплакал, устал, лег на пол, опять искал маму, перестал плакать, понял, что мамы нет дома, играл с зайцем, рассердился, стал пинать зайца, пожалел зайца, побежал к двери, упал, заплакал «от боли и одиночества» |
Черты характера, состояние | Смелый, любознательный, добрый, наделен живым воображением (все кажется живым) | Испуганный, добрый (долго смотрел на плачущего зайца, «и он услышал этот плач») |
Восприятие окружающего мира | Строения, растения, животные кажутся ему живыми (олицетворение, сравнение) Мир огромный, непонятный, иногда враждебный | Мир враждебен: «тишина вобрала в себя его крик, и сразу сомкнулась», «все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало», «разноцветные корешки книг смотрели грустно и слепо», заяц молчит |
- Как вы думаете, изменилось ли что-то в Мальчике, в его душе после этого случая? (он повзрослел, впервые испытав одиночество «Что такое боль, он уже знал. С одиночеством встретился впервые». Понял боль обиженной игрушки (учится состраданию).
- Сравните, что общего в этих рассказах? (Герои – маленькие мальчики, остались одни, плохо, страшно без взрослых, враждебный мир их пугает. Тяжело ребенку, если он одинок. Вместе с добрым и мудрым взрослым в мир детства входят доверие, уверенность в себе, знания и умения)
- В чем их различие? (Никита не плачет, потому что он не в первый раз остается один, а Мальчик все время плачет. Разговаривают с неодушевленными предметами (олицетворение). Заканчиваются рассказы по-разному: Никита счастлив, потому что отец рядом, мир перестает пугать, становится добрым; Мальчик остается в одиночестве.)
Обобщение
- Почему писателям, уже взрослым людям, так дороги детские воспоминания? (Они их чему-то научили)
- Какие уроки вынесли герои рассказов? (Мир вокруг живой, нужно жить в мире с самим собой и окружающими:
-Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век» («Никита).
-Мальчик почувствовал не только боль внутри себя, но и чужую боль «Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла».
Мальчик узнал, что такое внутренняя боль, чувство одиночества)
- Вернемся к эпиграфу урока. Что вы можете добавить к своим высказываниям? (Эти произведения – воспоминания, вынесенные из детства. Именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни)
- Действительно ли, детство – самая лучшая пора? (беззаботная пора или время испытаний, основа взрослой жизни)
Формулирование собственной читательской позиции
- Я предлагаю вам написать сочинение на тему «Хочу рассказать вам…», в котором поделиться самыми счастливыми моментами своего детства, написать об интересном случае из жизни, может быть, о каком-то уроке из своего детства, который вы постараетесь запомнить навсегда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис
Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...