Конспект урока литературы в 5 классе «Детство – самая лучшая пора?!...»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Наталья Викторовна Суркова

Нравственные уроки, вынесенные из рассказов А.П. Платонова  «Никита» и  В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»

Цель урока: учить навыкам анализа текста, дать представление о способах изображения внутреннего мира героев в литературном произведении

 учить искать и выделять необходимую информацию, давать характеристику героям, сопоставлять героев, сюжетные линии, находить  олицетворение

формировать собственную читательскую позицию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_5_klasse.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

«Детство – самая лучшая пора?!...»

 Тема: нравственные уроки, вынесенные из рассказов А.П. Платонова  

«Никита» и  В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»

Цель урока: учить навыкам анализа текста, дать представление о способах изображения внутреннего мира героев в литературном произведении

 учить искать и выделять необходимую информацию, давать характеристику героям, сопоставлять героев, сюжетные линии, находить  олицетворение

формировать собственную читательскую позицию

Ход урока

Подготовка к восприятию

Эпиграф:

«Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома» (Ф.М. Достоевский)

- Обсуждение эпиграфа к уроку (некоторые интересные события, произошедшие с тобой в детстве, запоминаются на всю жизнь)

Первичное восприятие

- Чтение учителем текста (рассказ В. Г. Распутина «Мама куда-то ушла»).

Проверка первичного восприятия

Беседа с учащимися:

-  Понравился вам рассказ? Почему? (первое, внешнее прочтение вызывает у детей зримую, вполне реальную картину: жалко мальчика, он остался один)

- А вы в жизни переживали чувство одиночества? (воссоздание собственных впечатлений, близких и знакомых учащимся, так как восприятие литературного произведения в сильнейшей степени зависит от их прошлого опыта)

Постановка учебной задачи

- На предыдущем уроке мы обсуждали рассказ «Никита». Что вы можете сказать об этих двух рассказах? (в них есть много общего)

Аналитическое чтение:

- Давайте, внимательно читая текст, составим портрет Мальчика по имеющемуся у нас плану (графу «Никита» заполнили на предыдущем уроке).

Имя

Никита

Нет

Возраст

5 лет

Маленький (ходит на горшок, играет кубиками, машинками), точный возраст не указан

Семья

Мама работает в поле, отец на войне

Мама, отец (где они, не сказано)

Действия мальчика

Остался один, обошел комнату, пошел во двор, разговаривал с солнцем, пнем, сорвал цветок, испугался, побежал к матери, уснул, разговаривал с отцом, работал

Проснулся, позвал маму, пошел её искать, обошел квартиру,  заплакал, устал, лег на пол, опять искал маму, перестал плакать, понял, что мамы нет дома, играл с зайцем, рассердился, стал пинать зайца, пожалел зайца, побежал к двери, упал, заплакал «от боли и одиночества»

Черты характера, состояние

Смелый, любознательный, добрый, наделен живым воображением (все кажется живым)

Испуганный, добрый (долго смотрел на плачущего зайца, «и он услышал этот плач»)

Восприятие окружающего мира

Строения, растения, животные кажутся ему живыми (олицетворение, сравнение)

Мир огромный, непонятный, иногда враждебный

Мир враждебен: «тишина вобрала в себя его крик, и сразу сомкнулась», «все вокруг прислушивалось к нему, и все молчало», «разноцветные корешки книг смотрели грустно и слепо», заяц молчит

- Как вы думаете, изменилось ли что-то в Мальчике, в его душе после этого случая? (он повзрослел, впервые испытав одиночество «Что такое боль, он уже знал. С одиночеством встретился впервые». Понял боль обиженной игрушки (учится состраданию).

- Сравните, что общего в этих рассказах? (Герои – маленькие мальчики, остались одни, плохо, страшно без взрослых, враждебный мир их пугает. Тяжело ребенку, если он одинок. Вместе с добрым и мудрым взрослым в мир детства входят доверие, уверенность в себе, знания и умения)

- В чем их различие? (Никита не плачет, потому что он не в первый раз остается один, а Мальчик все время плачет. Разговаривают с неодушевленными предметами (олицетворение). Заканчиваются рассказы по-разному: Никита счастлив, потому что отец рядом, мир перестает пугать, становится добрым; Мальчик остается в одиночестве.)

Обобщение

- Почему писателям, уже взрослым людям, так дороги детские воспоминания?  (Они их чему-то научили)

- Какие уроки вынесли герои рассказов? (Мир вокруг живой, нужно жить в мире с самим собой и окружающими:

-Отец верил, что Никита «останется добрым на весь свой долгий век» («Никита).

-Мальчик почувствовал не только боль внутри себя, но и чужую боль «Он наклонился над зайцем, развел руками и виновато сказал: - Мама куда-то ушла».

Мальчик узнал, что такое внутренняя боль, чувство одиночества)

- Вернемся к эпиграфу урока. Что вы можете добавить к своим высказываниям? (Эти произведения – воспоминания, вынесенные из детства. Именно в детские годы формируются нравственные ценности, которые становятся опорой во взрослой жизни)

- Действительно ли,  детство – самая лучшая пора? (беззаботная пора или время испытаний, основа взрослой жизни)

Формулирование собственной читательской позиции

- Я предлагаю вам написать сочинение на тему «Хочу рассказать вам…», в котором поделиться самыми счастливыми моментами своего детства, написать об интересном случае из жизни, может быть, о каком-то уроке из своего детства, который вы постараетесь запомнить навсегда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис

Конспект урока химии 8 класс "Ты сама жизнь, ВОДА". УМК Г.Е.Рудзитис...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»

Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...