Открытый урок русского языка в 6 классе "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Алексанина Юлия Павловна

Открытый урок будет полезен прежде всего своей практической значимостью, интересными заданиями, которые нравятся всем обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_6_klass_nesklonyaemye_sushchestvitelnye.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Несклоняемые имена существительные».

Цели урока:

а) познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи;

б) развивать умения сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

-воспитание интереса к русскому языку;

-обогащение словарного запаса;

-развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной деятельностью;

-расширение кругозора, активизация творческих возможностей учащихся.

Метапредметные:

-определение целей и задач учебно-познавательной деятельности;

-владение основами контроля и самооценки;

-умение правильно излагать мысли, соблюдать нормы речи;

-применение знаний на других учебных предметах и в жизни.

Предметные:

-знание групп несклоняемых существительных

-умения правильно произносить несклоняемые существительные;

-развивать орфографическую зоркость и речь.

Оборудование: учебник, тетради для опорных схем, ноутбук, проектор, колонка, запись «Уроки радионяни» и стихотворения по теме урока, предметные картинки, карточки-задания, карта мира, снежинки.

Тип урока: освоение новых ЗУН через решение учебных задач.

Форма урока: урок-виртуальное путешествие.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, игровые, работа в парах.

-Здравствуйте.  Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

-Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Давайте вспомним , о чём мы говорили на предыдущих уроках?

-Что называется склонением?

-Сколько склонений в русском языке?

-Как мы определяем склонение существительных? (слайд 3)

-Какие существительные называются разносклоняемыми?

Перечислите их.

- Какой суффикс в добавляется к корню при склонении? (слайд 4)

2.Возьмите тетради и запишите число, классная работа. Оставьте строчку для записи новой темы. Ручки положите и внимательно меня послушайте.

3. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»: (Слайд 5)

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне,

А вернее – я и ты без кашна и без пальты,

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)

- Все значения слов вам понятны? (Слайд 6 )

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) (карточка 1) Слайд 7

4. Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри, шимпанзе. Записывает на доске слово вольер.

Словарная работа (в тетрадь записать ): участок, огороженная площадка с навесом или открытая, с присоединяющимися к ней клетками или домиками

- Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим.

(Слайд 8)

А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

Г) Самая маленькая птица на земном шаре.

Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг?

(Ученики отгадывают загадки, карточки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

-Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений)

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Запишите в тетрадях следующие предложения. Укажите падежи у этих существительных.

(Слайд 9)

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.

Запись темы в тетрадях.

-Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они иноязычного происхождения, поэтому их  помещают в словарях иностранных слов.

Давайте рассмотрим четыре группы несклоняемых существительных.

(Слайд 11)

Настало время отдохнуть (слайд 12)

Если слышим существительное разносклоняемой, разводим руки, если несклоняемое слово – замочек на груди, склоняемые существительные – руки вверх.

Начали: Окно , киви,  кофе , звено , жюри , пламя, бревно , шоссе,  время, кенгуру, облако, серебро, имя, пианино , поле , пальто , море  пенсне,  семя, фойе, бремя, метро, детство, бюро.

Продолжаем работу (слайд 13)

Поиграем в игру «Как аукнется, так и откликнется»

Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо.

- Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова)

- эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки?

Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. (слайд 14)

А теперь устно нужно  вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж (слайд 15).

В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.

Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные.

Следующее задание :  вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони. (КАРТОЧКА № 2). Все ли слова понятны?

1    Выйти из                 , играть на                        , гулять без                 ,    

Ехать по                  , бутерброд с               , приехать на                  ,  

Кататься на             , вынуть из                       , слушать по              ,

Пойти в                     ,  работать в                  .  

Вывод: Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям иностранных слов.

Возьмите карточку № 3. Распределите по тематическим группам данные несклоняемые существительные (Слайд17):

-Одежда

-Животные

-Пища

Слова для справок: коала, кешью, авокадо, кимоно, какаду, брокколи, монпасье, кашне, салями, манто, спагетти, пальто, кашпо, гуппи, курабье, гризли.

Проверяем, все справились с заданием? (слайд 18)

Рефлексия : подведём итоги

-Что нового узнали?

- Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным, трудным? Почему?

- Определите ключевые слова урока

(не изменяются, несклоняемые, нет окончания, из других языков).

- Какой вывод вы можете сделать по теме урока?
Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми. Это в основном слова из других языков.

В конце нашего урока я зачитаю вам “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

Оценки за урок

Домашнее задание: п. 50, упр. 311

        Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Содержание открытого урока по русскому языку в рамках недели русского языка и литературы....

Открытый урок русского языка 6 класс «Изменение существительных по числам»

Тема: Изменение существительных по числамЦель: формирование умения классифицировать имена существительные по их признакам;Задачи:Образовательные: развивать умение определять число имен существительных...