Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Содержание открытого урока по русскому языку в рамках недели русского языка и литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: комбинированный урок
Цель: познакомить учащихся с понятием одушевлённости и неодушевлённости имен существительных.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Получить представление об одушевленности и неодушевленности;
- Различать имена существительные одушевленные и неодушевленные;
- Назвать признаки существительных одушевленных и неодушевленных;
- Классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные
Метапредметные:
В результате занятия учащиеся смогут:
- Сформулировать цели своей учебной деятельности;
- Совершенствовать навыки самоконтроля, коррекции, самооценки;
- Продолжить формирование умения формулировать и аргументировать собственное мнение.
Личностные:
В результате занятия учащиеся смогут поддержать личный познавательный интерес к предмету.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (6 мин.) Цель:
| Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок- у нас гости. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодняшний урок - приключение по стране русского языка. Кто за приключения? И прямо в океан! Еще немало стран, Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости – это «знатоки русского языка». Давайте поприветствуем их. (Дети здороваются со старшеклассниками) Сейчас они будут называть начало фразы, а вы постарайтесь её закончить. За каждый правильный ответ знатоки дадут зеленые кружочки. В конце урока мы их посчитаем и самым активным поставим оценки. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ___________. Имя существительное отвечает на вопросы _____________? Имя существительное относится к одному из трёх родов: Изменяется по ____________ и ____________. К 1 склонению относятся имена существительные _____________________. Ко 2 склонению относятся имена существительные ____________________. К 3 склонению относятся имена существительные ______________________. В предложении существительное чаще всего является ______________или ______________. Молодцы, ребята. Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать на уроке? (Имя существительное) Верно. Первую часть темы мы с вами сформулировали, а для того, чтобы определить вторую часть темы, мы должны выполнить словарный диктант. На доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Прочитайте эти слова про себя. Какую часть речи представляют эти слова?(имя существительное) Наше задание - разделить слова на две группы, вставить орфограммы. К…рова, п…нал, лоша…ь, п…ртфель, с…лома, дев…чка, м…л…ко, ж…раф На какие две группы мы разделим данные слова? ( на одушевлённые и неодушевлённые) Кто сформулирует тему нашего урока? ( Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые) (Знатоки р. я. Пишут тему на доске) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся дают устные ответы на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| Знаток РЯ. показывает на картинку и говорит: -Рассмотрите рисунок. - Перечислите живые существа (Дети перечисляют) - А теперь – все неживые существа. Второй знаток РЯ задает вопросы, дети отвечают -Какие из названных вами слов отвечают на вопрос кто? -а какие – на вопрос что? --Какую часть речи они представляют? ( Все они –существительные) -Как сможем доказать? (Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет) -Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?(живые) Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Кто?, называются одушевленными. -Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что? (неживые) Вывод : Существительные, которые отвечают на вопрос Что?, называются неодушевленными. Учитель: ребята, разделите листок в тетради на 2 колонки. В первую мы запишем все одушевленные существительные, которые вы видите на картинке, а во вторую – все неодушевленные. Дети записывают, затем знатоки диктуют, дети проверяют. (одуш: девочка, мальчик, дети,собака, кошка, божья коровка, птичка, бабочка; неодуш: качели, дерево, солнце, облака, гриб, цветы) | Групповая работа: анализируют увиденное на картинке, отвечают на вопросы. Индивидуальная работа: делают самостоятельные выводы по теме урока, записывают слова в тетрадь. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Учитель: Главный вопрос нашего урока: почему к одним существительным мы задаем вопрос кто?, а к другим – что? Сегодня мы продолжим учиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Знаток РЯ делает сообщение: Казалось бы, нет ничего проще – поставил вопрос и определил – одушевлённое или неодушевлённое имя существительное. Но у биологов и лингвистов не совпадают представления о живом. Биологи считаю, что росток и поросль живые. Наши предки «видели» мир не так, как мы, поэтому дерево, трава, тюльпан для них были одушевлёнными, мы же считаем сейчас одушевлёнными людей, зверей, насекомых. А что значит одушевлённый? (Живущий, дышащий, имеющий дух.) Какой корень в слове одушевлённый? (душ) Что означают неодушевлённые существительные? (Неживую материю) Учитель: а сейчас, ребята, посмотрите вокруг и найдите новые предметы в нашем классе. Выбираем картинку, задаем вопрос, снимаем и прикрепляем к доске. Кто? Бегемот, лиса, бабочка, попугай, медведь Что? Трактор, дом, лопата, телефон, гриб Запишем эти слова себе в тетрадь через запятую, | Работа в группах. Учащиеся из предложений выписывают существительные и зависимые от них существительные Работают со словом. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) |
Физкультминутка (1 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Физкультминутка Учитель: ребята, вы немого устали, давайте выполним упражнения, чтобы отдохнуть. А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) | Учащиеся выполняют элементарные физические упражнения) | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Учитель: итак, ребята. Мы решили, что имена существительные одушевленные и неодушевленные можно определить по вопросу. Но, кроме вопроса, есть другой безошибочный способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных. Этот способ должны открыть вы сами. Сначала определите, о каких лисичках идет речь? Знаток РЯ( в нашем питомнике нет лисичек. (кого? – звери) Набрал корзину лисичек. (чего? – грибы) Ребята, давайте просклоняем существительные. Что это значит? (изменение по падежам) Учитель вызывает к доске 2 учеников, остальные склоняют в тетради 1 ученик 2 ученик И.п. (кто?) лисички (что?) лисички Р.п. (кого?) лисичек (чего?) лисичек Д.п. (кому?) лисичкам (чему?) лисичкам В.п. (кого?) лисичек (что?) лисички Т.п. (кем?) лисичками (чем?) лисичками П.п. (о ком?) о лисичках (о чем?) о лисичках Учитель: Какую разницу вы заметили при склонении? Знаток РЯ: Во множественном числе у одушевленных существительных В.п. совпадает с Р.падежом, а у неодушевлённых существительных Вин падеж совпадает с Именит. падежом. Знаток Ря пишет на доске правило: Одушевленные (мн.ч.) В.п. = Р.п. Неодушевленные (мн.ч.) В.п. = И.п. Знаток РЯ делает вывод: Определение категории одушевлённости и неодушевлённости не совпадает с делением предметов на живые и неживые в природе. Предметы лишены жизни, но категория определяется по-разному. Второй знаток РЯ: Поэтому к одушевлённым существительным относятся как названия людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живых существ, так и имена и прозвища мифологических и сказочных персонажей, уподобленных человеку или животным (циклоп, кентавр, Кощей, леший, призрак), названия детских игрушек (кукла, петрушка, мишка, бумажный змей) и шахматных и карточных фигур (ферзь, пешка, валет). К неодушевлённым относят и собирательные названия множеств живых существ: народ, толпа, армия, рой, стая, табун. К неодушевлённым существительным относятся названия предметов и явлений реальной действительности, не относимых к живой природе, а также названия всех растений (хотя при их описании применяют слова, привычные для живых существ - они "рождаются", "дышат", "развиваются", "цветут" и "умирают", но не способны передвигаться). Учитель: спасибо, знатокам РЯ за такую интересную информацию. Сейчас им нужно уходить в страну русского языка, в которой еще много интересных открытий. Ребята, давайте попрощаемся с ними. (прощаются) А теперь откроем учебник на странице 51 и выполним самостоятельно упражнение 486. В конце урока я соберу тетради и проверю выполнение упражнения. (Дети читают задание, анализируют вместе с учителем, затем выполняют самостоятельно) | Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют текстовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа Самостоятельная работа, выполнение упражнения в учебнике с комментариями учителя | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия Учитель: -Давайте вспомним все об имени существительном -Что нового вы узнали об имени существительном? -Дополните, пожалуйста, текст Имена существительные называют людей и отвечают на вопрос… (кто?) - растения (что?) - животных (кто?) - предметы (что) - явления действительности (что?) -Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну имени существительного. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям знаний дружно. Удачи всем. Штормы и ветры нам не страшны. Будь смел и отважен - Выставление оценок. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, получают оценки за урок. | Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
Домашнее задание в школьном портале. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка_6 класс_НЕ с существительными
Конспект урока+презентация...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс
Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...
Открытый урок русского языка 8 класс «Падежные окончания существительных во множественном числе»
Тема: Падежные окончания существительных во множественном числеЦель: совершенствование знаний об окончаниях существительных во множественном числе;Задачи:Образовательные: развивать умение выделять пад...