Презентация "Система уроков по теме "Деепричастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Презентация содержит теоретический материал по теме "Деепричастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деепричастие | 812.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Деепричастие как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи. Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Постановка ударения в деепричастиях. Морфологический анализ деепричастий. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями.
Деепричастие как особая форма глагола . Деепричастие – это особая форма глагола, которая 1. обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? 2. Неизменяемая форма. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия бывают возвратными и невозвратными. 3. В предложении является обстоятельством.
Признаки глагола и наречия в деепричастии. Признаки глагола Признаки наречия Обозначает добавочное к основному действие. Шел напевая. 1. Не изменяется. 2. Образуется от глагола, сохраняя его признаки. 2. В предложении бывает только обстоятельством. 3. Вид (совершенный и несовершенный). Рисуя, нарисовав. 4. Возвратность. Рисуя, рисуясь.
Деепричастный оборот. Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Является одним членом предложения – обстоятельством. Обособляется. Кончив плясать, бабушка села к самовару.
Обособление обстоятельств.
Деепричастные обороты не обособляются:
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету) Открыв окно, я залюбовался видом города. (Я открыл и залюбовался) (Неверный вариант) Открывая дверь, она громко скрипнула.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Несовершенного вида Совершенного вида 1. Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом. 1. Обозначают законченное добавочное действие, которое совершается до начала выраженного глаголом. 2. Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я): читая — читают узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива) 2. Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши: загрустив — загрустить обманувшись — обмануться 3. От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются. 3. От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени): отперев — отпереть отперши — отпер 4. От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени): придя — придут
Постановка ударения в деепричастиях. 1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы: задАть – задАв залИть – залИв занЯть – занЯв начАть – начАв поднЯть – поднЯв предпринЯть – предпринЯв создАть – создАв.
Морфологический анализ деепричастий. Часть речи. Общее значение. Морфологические признаки. Начальная форма (неопределенная форма глагола); Вид, возвратность; неизменяемость. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения). Журча, еще бежит за мельницу ручей. (А.С.Пушкин) Журча — особая форма глагола — деепричастие, 1. бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие. 2. Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма. 3. Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Перед суффиксами –В-, -ВШИ- пишется та же гласная, что и в инфинитиве засе Я ть – засе Я в закле И ть – закле И в прома Я ться – прома Я вшись завис Е ть – завис Е в
НЕ с деепричастиями.
Контрольные вопросы. 1. Что такое деепричастие? 2. Назовите признаки глагола и наречия в деепричастии. 3. Деепричастный оборот. Приведите примеры. 4. Расскажите о знаках препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Приведите примеры. 5. Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведите примеры. 6. Расскажите о деепричастиях совершенного и несовершенного вида. Приведите примеры. 7. Постановка ударения в деепричастиях. Приведите примеры. 8. Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Приведите примеры. 9. Слитное и раздельное написание не с деепричастиями. Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...