«План лингвистического анализа текста» Автор-составитель: Шагдарова Ж.Ю.
методическая разработка по русскому языку

Шагдарова Жигзыма Юндуновна

Памятка для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_lingv_analiza.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени И.Г. Жугина поселка Горный Солнечного муниципального района Хабаровского края

Методическая разработка

Памятка для учащихся

«План лингвистического анализа текста»

Автор-составитель: Шагдарова Ж.Ю., учитель русского языка и литературы, Вкк

2022

Памятка

План лингвистического анализа текста

1.     Тема текста.

Темой текста является описание…

Это произведение посвящено изображению… 

2.     Основная мысль

Автор стремится показать…

Автор подводит читателя к выводу, что…

Основной мыслью произведения является… 

3.     Количество микротем

Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…

В данном тексте можно выделить следующие микротемы…

Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем. 

4.     Настроение

 Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)

Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…

 Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением. 

5.     Средства художественной изобразительности

 В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

эпитеты…,

сравнения…,

метафоры…,

олицетворения…

Автор достигает своей цели, используя … 

6.     Лексические особенности

В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.

Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…

Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.

Обилие разговорной лексики позволяет передать… 

7.     Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса

 В тексте преобладают простые (сложные) предложения

По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации -  …

Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …

Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.

Предложения с многоточиями…

Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.

Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.

8.     Звуковые средства художественной изобразительности

Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.

Звуки … пронизывают все произведение.

Из звуковой гаммы текста выделяются …

Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение произведения.

 9.     Элементы стихотворной речи

В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …

Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.

10. Проза и стих. Ритм. Размер. Метр. Рифма. Строфа.
Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.
Прозаическая и стихотворная речь 
используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.
Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.
В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха.

Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы.

В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.
11. Размер. Метр. Стопы бывают двухсложные и трёхсложные. 
Двухсложные:
Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:
Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград. (С. Орлов)
Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)
В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.
Трёхсложные стопы.
Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:
Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).
Или: Как бы прошёл я все муки 
В той неуютной дали,
Если б не помнил в разлуке
Запах родимой земли? (А. Жигулин).
Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича). 
Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи
Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин). 

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:
Последняя тучка рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).
Или: Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).


Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.
Румяной зарёю
Покрылся восток
В селе за рекою 
Потух огонёк. (А. Пушкин).


Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Перелётный вспорхнул ветерок
Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).

В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова: 

Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них. –
Тех дней зов,
Где возник стих.

Дай снам власть,
Пусть вихрь бьёт;
Взвей стяг – страсть:
Путь вдаль – взлёт!

Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.
Идеальная схема чередований называется метром.
Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.
В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.
12. 
Рифма.
Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется 
рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.

Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.
У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.
Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.
Классификация рифм.
А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также 
клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.
Б) 
По месту ударения –

  • мужские (с ударением на последнем слоге),
  • женские (на предпоследнем),
  • дактилические (на третьем от конца),
  • гипердактилические (на четвёртом и далее). 

    У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилических до мужских:

    Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,
    Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,
    Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,
    Штампы роз, свои цветы протягивающие, 
    Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,
    Теней сеть, что странным знаком складывается,
    Вкруг луны живая дымка газовая,
    Рядом шопот, что поёт досказывая,
    Клятвы, днём глубоко затаённые,
    И ещё – ещё глаза влюблённые
    Блеск зрачков при лунном свете белом, 
    Дрожь ресниц в движении несмелом,
    Алость губ, ускользнувших прочь,
    Милых, близких, жда
    ннных… Это – ночь!

    В) 
    По качеству звучания –
  • точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),
  • неточные (приблизительные).
  • Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные. 

    Г) 
    В зависимости от числа совпадающих слогов –
  • богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала
  • бедные – край –игра, жар – ножа. 

    Д) 
    По составу –
  • простые,
  • составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу)
  • Омонимические
  • каламбурные.

    Область рифм – моя стихия,
    И легко пишу стихи я;
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

    Е) По тому, как 
    слова и каких частей речи рифмуются –
  • грамматические
  • неграмматические.

    Ж) По 
    частотности употребления –
  • банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы)
  • редкие (изысканные )
  • экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

    З) 
    по способу размещения в стихотворении –
  • смежные (параллельные, парные) – аабб,
  • перекрёстные – абаб,
  • охватные (опоясные, кольцевые) – абба,
  • тернарные – аабввб.

    Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом

    Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

    Опьяняет смелый бег,
    Овевает белый снег,
    Режут шумы тишину,
    Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

    Или:

    Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?
    Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

    Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

    Пускай утопал я в болотах.
    Пускай замерзал я на льду,
    Но если ты скажешь мне снова, –
    Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

13. Строфа.
Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи.

Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.

Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными.

В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими включениями.
Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.
Виды свободных строф:
Двустишие – аа бб вв –
Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв –
Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –
Пятистишие (квинтила) – абааб – 
Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб – 
Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.
Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –
Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.
Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)
Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) – 
Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА
Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.
Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – 

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – абба абба ввг ддг – французский, или итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), или английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаны палац”.в 1910 году.

Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой ( с неравностопными четвёртыми строками катренов).
Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.

Список литературы

1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика: учебник / Л. Г. Бабенко - М.: Флинта, 2005 - 496 с.

2. Лисовицкая, Л.Е. Технология лингвистического анализа художественного текста : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Л.Е. Лисовицкая. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 265 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-0544-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278047

3. Хисамова Г. Г. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие / Г. Г. Хисамова; БашГУ - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012 - 72 с. Б) 4.Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста : учеб. пособие.— 2-е изд., дораб. — Л. : Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе

Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Лингвистический анализ текста в 10 классе

Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

План лингвистического анализа текста

В плане представлены разные уровни лингвистического анализа текста....

ПЛАН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА

Материал представляет собой план лингвистического анализа стихотворного текста для обучающихся 9-х-11-х классов...

Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка

Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...