Контрольная работа по теме «Лексика».
тест по русскому языку (6 класс)
Данная работа поможет обучающися 6 класса проверить свои навыки и умения в работе с основными лексическими единицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_leksika_6kl.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Лексика». Вариант I.
Задание 1.Выполните задание в виде таблицы. В первую колонку выпишите слова, которые употреблены в прямом значении, а во вторую – в переносном.
Прямое значение | Переносное значение |
Золотая зорька, серебряные косы, душистая весна, тяжелое чувство, теплый взгляд, серебряная посуда, сонные березки, горячая вода, сердитая зима, стальная воля.
Задание № 2.Как называются слова, приведённые ниже? Дайте определение. Составьте с этими словами такие предложения, чтобы было понятно, что они обозначают.
Поласкать - полоскать, луг – лук, плот – плод, пруд – прут
Задание №3.Выпишите группами синонимы.
Отважный, грустить, смелый, горевать, спор, бесстрашный,
печалиться, дискуссия, скорбеть, полемика, храбрый, тосковать.
Задание №4.Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Добрый друг - ___________________________________
Теплый день - ___________________________________
Хорошее начало - ________________________________
Задание №5. Найдите в стихотворении выразительные средства языка. Подпишите вид тропа над словами.
Нивы сжаты, рощи голы, Дремлет взрытая дорога.
От воды туман и сырость. Ей сегодня примечталось,
Колесом за сини горы Что совсем-совсем немного
Солнце тихое скатилось . Ждать зимы седой осталось.
Задание №6. Объясните значение фразеологизма путаться под ногами, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Объясните значение фразеологизма набраться духу, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Задание №7. Определите и запишите лексическое значение слова «голова» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.(2)Хлеб- всему голова.
Определите и запишите лексическое значение слова «дорогие» («дорогих») из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. 5)Хозяйка выставляла посуду с хохломской росписью для дорогих гостей: пусть и не богатое в ней будет угощение, но от всей души.
Задание №8.Определите стилистическую принадлежность слова «начистоту» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то – сказать начистоту? – всегда плачу.
Определите стилистическую принадлежность слова «значимость» из предложения 23, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (22)Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха.
Контрольная работа по теме «Лексика». Вариант II.
Задание 1.Выполните задание в виде таблицы. В первую колонку выпишите слова, которые употреблены в прямом значении, а во вторую – в переносном.
Прямое значение | Переносное значение |
Весёлый ветерок, ледяная глыба, мягкий пух, золотое кольцо, железные нервы, потерять покой, холодный взгляд, железные гвозди, глухая ночь, горячий характер.
Задание № 2.Как называются слова, приведённые ниже? Дайте определение. Составьте с этими словами такие словосочетания, чтобы было понятно, что они обозначают.
/ / / / / / / /
Кружки - кружки, гвоздик – гвоздик, мука – мука, сорок – сорок
Задание №3.Выпишите группами синонимы.
Защищать ,темперамент, подчиняться, охранять, нрав, оберегать, повиноваться, характер, зависеть, оборонять,поддаваться,ограждать.
Задание №4.Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях:
Полезный труд - _________________________________
Утренний уход - _________________________________
Последнее поражение - ___________________________
Задание №5. Найдите в стихотворении выразительные средства языка. Подпишите вид тропа над словами.
На пушистых ветках И стоит берёза
Снежною каймой В сонной тишине,
Распустились кисти И горят снежинки
Белой бахромой. В золотом огне.
Задание №6.Объясните и запишите значение фразеологизма от корки до корки. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Объясните значение фразеологизма делать из мухи слона, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Задание №7. Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. 3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается.
Определите и запишите лексическое значение слова «картина» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. (9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была открывшаяся нам картина.
Задание №8. Определите стилистическую принадлежность слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (6)В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль.
Определите стилистическую принадлежность слова «поведать» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (8)У трясогузки концы двух крайних перьев хвоста белые, но это можно заметить лишь тогда, когда птичка хочет что-то поведать своим собратьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Лексика" 5 класс
Контроль знаний...
Дидактический материал. Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология", 5 класс, УМК С.И. Львовой...
Контрольная работа по теме "Лексика"(5 класс по программе Разумовской")
Представлены два варианта контрольной работы в 5 классе по программе М.М.Разумовской...
контрольная работа по теме "Лексика"
контрольная работа для учащихся 6 класса по теме "Лексика"...
Контрольная работа по теме "Лексика".
Русский язык. 6 класс....
Контрольная работа по теме "Лексика" 5 класс
Контрольная работа для проверки знаний по теме "Лексика" для 5 класса общеобразовательной школы. Содержит разноуровневый материал....