Особенности работы над развитием речи у одарённых детей
статья по русскому языку

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей, так как они составляют основу интеллектуального и творческого потенциала страны. Выявление и развитие одарённых детей относятся к социально значимым задачам, стоящим перед системой образования, и приобретают сегодня особую актуальность. Важную роль в своевременном выявлении и развитии способностей одарённых учащихся играет школа. Современным образовательным организациям следует уделять достаточное внимание детям с одарённостью, уметь выявлять их для дальнейшего раскрытия и реализации их потенциала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы над развитием речи у одарённых детей

 

Развитие «школьного образования, применение инновационных технологий меняют взгляд на учащегося. Это теперь не только воспитанник, а личность, со своими способностями, со своим потенциалом. Веяние времени требует к нему личностно-ориентированного подхода, выстраивание индивидуальной траектории его развития и обучения. Работа с одаренными учащимися в настоящее время находится под пристальным вниманием государства и становится приоритетным направлением в деятельности образовательной организации». Сегодня есть возможность использовать широкий спектр диагностических методик и тренинговых заданий, которые позволяют выявлять и развивать одаренность.

Далее рассмотрим ключевые особенности образовательной деятельности по развитию речи с одаренными детьми. Потребность в коммуникации с окружающими людьми является одной из основополагающих в жизни любого человека. Мы применяем речь в качестве инструмента передачи собственных мыслей. Общение с другими людьми представляет собой важнейший механизм, способствующий личностному росту человека. По этой причине определение условий и направлений развития речи ребенка является первостепенной педагогической задачей.

Для эффективного развития речи одарённых детей существует множество методических приемов и средств. Среди них особенно важными являются упражнения в связной речи, такие как эссе, сочинения, пересказы и рассказы. Они помогают совершенствовать умение формулировать мысли, расширяют лексический запас и развивают грамматические навыки учащихся. «Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения».

Современная школа уделяет особое внимание развитию речи одаренных учащихся и рассматривает его как первостепенную задачу в обучении родному языку. В связи с этим элементы работы по развитию речи включаются в каждый урок (не только по русскому языку и литературе, но и математике, изобразительному искусству и др.) и во внеклассные занятия.

В работе по развитию речи школа настойчиво придерживается высоких стандартов языковой точности, которые являются ключевыми критериями оценки устных и письменных высказываний учеников. Совершенствуя умения говорить и писать, школа стремится сформировать определенные характеристики речи, которые подчеркивают важность знания правил грамматики, орфографии, лексики и синтаксиса, а также умения уместно и четко выражать свои мысли и идеи в любой ситуации.

Классно-урочная система не позволяет полноценно реализовывать работу с одарëнными учащимися, ведь для этого требуется дополнительное время, в частности для творческой деятельности. Это компенсируется внеурочной деятельностью, самостоятельной работой детей и индивидуальной. В индивидуальной работе с одарёнными детьми по развитию речи как направлении выделяют такие формы, как работа с научной литературой, ресурсами, подготовка к конкурсам и участие в них, выполнение творческих и экспериментальных работ исследовательского характера и др.  

Рассмотрим эффективную работу по развитию речи, которая была предложена педагогом и психологом, специалистом в области диагностики и развития детской одарённости, обучения одарённых детей А. И. Савенковым. В первую очередь он предлагает использовать занятия учебно-исследовательской деятельностью как средство развития речи. «Для этого одаренному учащемуся необходимо создать папку исследователя, в которой будет находиться алгоритм работы, и с помощью карточек – подсказок готовятся сообщения по определенным темам».

Работа включает в себя четыре последовательные стадии и связана с исследовательской деятельностью.

Первая стадия – сбор необходимой информации, которую возможно получить различными методами:

- с помощью сети Интернет;

  • найти интересующие сведения в книгах и энциклопедиях;
  • осуществить эксперимент, опыт (этот способ не всегда востребован, поскольку существуют темы, для раскрытия которых проведение опыта неприемлемо);
  • наблюдение – учащийся самостоятельно наблюдает за изучаемым явлением или предметом, после чего делает соответствующие выводы;
  • расспросить окружающих людей, задать вопрос родителям, близким;
  • вспомнить и самостоятельно подумать о том, что уже известно о теме исследования.

Вторая стадия – подготовка специальных карточек с подсказками. Ребенок самостоятельно составляет их с помощью рисунков, условных обозначений, знаков и символов.

Третья стадия – обобщение и анализ полученной информации.         Подготовленные         карточки-подсказки         размещаются         в         той последовательности, в которой будет осуществляться доклад.

Четвертая стадия – выступление перед аудиторией, классом с сообщением, которое является итоговым результатом проделанной исследовательской работы.  

Осуществление подобной деятельности на уроках по развитию речи способствует совершенствованию творческих навыков и умений, памяти, мышления. После того, как ребенок закончит свое выступление, необходимо открыть дискуссию по рассматриваемой проблеме, дать слушателем высказаться и задать интересующие их вопросы. Этот процесс организуется при участии преподавателей.

В процессе индивидуальных или групповых занятий с одаренными детьми, можно применять различные игры, упражнения и задания, направленные на развитие речи, наблюдательности, внимания и логики. Например, игры «Парные картинки, содержащие различия», «Трудные слова», «Угадай, о чем спросили», а также задания «Назовите признаки предмета», «Составьте рассказ с предложенной концовкой», «Составьте сказку от лица персонажа», «Посмотрите на окружающий мир с точки зрения другого человека» и т.д.

Одаренные дети на уроках по развитию речи могут помогать преподавателю в формировании схем и мнемотаблиц, способствующих лучшему запоминанию стихотворений, включенных в школьную программу, например, И. Сурикова «Белый снег пушистый» или Ф. Тютчева «Ласточки пропали». Подобная работа осуществляется со всем классом, однако основной упор делается на одаренных детей.

Указанные выше упражнения развивают речь и критическое мышление у детей, расширяют кругозор. С их помощью формируются необходимые условия для самостоятельного и активного исследования различных проблем и тем. Подобная форма деятельности мотивирует к развитию психосоциальных и творческих способностей. Следует проводить такую работу не только индивидуально, но и в группах по несколько человек. Все это способствует формированию благоприятных условий для раскрытия способностей одаренных детей.  

Система речевых упражнений оказывает должное влияние на развитие речи детей тогда, когда есть условия, поддерживающие мотивацию, интерес, внимание к речи, языку одарëнных учащихся. Необходимо создавать в школе здоровую речевую среду, которая стимулирует развитие, а также комфортную и благоприятную атмосферу, мотивирующую детей. Для этого используются языковые и литературные классные и внеурочные занятия. Развитию и совершенствованию речи во многом способствует участие ребят в литературных и лингвистических кружках, подготовка к читательским конференциям и выступление на них, подготовка и участие в литературных конкурсах, диспутах-дискуссиях, круглых столах на лингвистические и литературные темы.

Для развития у одаренных учащихся речевых навыков и умений инициативной устной речи применяются картинки с неразвернутой ситуацией при обучении иностранному языку, но потенциал этого метода можно использовать и на уроках русского языка. По определению С. И. Заремской, «неразвернутая ситуация – это ситуация, в которой задается только мотив какого-либо действия, совершаемого или самим говорящим или непосредственно очерченным лицом». Неразвернутая ситуация представлена обычно неразвернутой картинкой. Неразвернутая картинка – это рисунок, задающий только общие внешние параметры коммуникативной ситуации, в которой участвуют неполно охарактеризованные коммуниканты.  

В основном картинки такого рода представлены в черно-белом варианте. Это сделано для того, чтобы у школьника был широкий выбор вариантов для дополнения и развития ситуации. Картинка такого рода подталкивает одаренных учащихся к фантазированию, домысливанию, что, в свою очередь, вовлекает их непосредственно в речевую деятельность. Это приводит к развитию творческого мышления, развитию творческой речи и развитию инициативной устной речи.  

Любому ребенку часто бывает тяжело начать и продолжать говорить в какой-либо последовательности. Неразвернутая ситуация на основе неразвернутой картинки помогает справиться с этой проблемой, задавая широкий мотив речевой деятельности. Неразвернутая картинка дает толчок для высказывания и определяет направление дискуссии, диалога или беседы на основе внутренней наглядности, имеющейся у детей с хорошо развитыми психическими механизмами речевой деятельности.

Для формирования и развития умений устного высказывания используются две формы наглядности. Внешняя наглядность применяется главным образом для того, чтобы формировать и развивать умения не самостоятельного по форме устного высказывания. Внутренняя наглядность, в отличие от первой, необходима для развития умений осуществлять высказывание, самостоятельное по форме и по содержанию. Методическая система применения внешней и внутренней наглядности при обучении устной речи одаренных детей, разработанная С. И. Заремской, включает в себя использование ситуаций, которые помогают обучаемым опираться на обе основные формы наглядности. Средством актуализации обоих видов наглядности служат картинки с неразвернутой ситуацией.

Для развития речи необходимы не краткосрочные упражнения, а тщательная, последовательная и систематическая работа одаренных учащихся и учителей. Только при регулярной работе будет достигнут успех.

Среди основных задач, которые ставятся перед преподавателями в области развития речи одаренных детей, можно выделить следующие:

  1. поддерживать в классе атмосферу, способствующую становлению высокой культуры речи;
  2. осуществлять непрерывную работу, связанную с развитием речи (на синтаксическом, морфологическом, словарном и произносительном уровнях), навыков чтения, усвоения грамматики;
  3. обеспечить усвоение детьми логических связей, синтаксических конструкций, грамматических форм, лексического запаса, конкретных навыков в области развития речи, активизировать употребление слов;
  4. обеспечить формирование правильных речевых ситуаций, способствующих активизации собственной речи, развивать потребности, интересы учащихся, мотивировать их речевую практику;
  5. создать благоприятную языковую (речевую) среду для школьников, включающую прослушивание радио, чтение книг, восприятие речи окружающих людей.

Методы развития речи одаренных детей должны быть многогранны, т.

е. направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие, обращаться к пробуждению не только ума, но и эмоциональной сферы. Прежде всего, должен поменяться сам урок, он должен предполагать большую гибкость в построении, чем обычный, который ведется по единой схеме. Такой подход к деятельности учеников определяет характер заданий: они должны давать пищу для ума. Предлагаются такие темы и задания, которые требуют размышления, интенсивной самостоятельной деятельности, а также коллективного творчества:

  1. Наблюдение за окружающей реальностью является процессом, который включает в себя всматривание, вслушивание и выявление характерных признаков. В частности, разглядывание осенних листьев, плодов деревьев, картин природы и вида за окном - лишь несколько примеров такого наблюдения. Его основная задача заключается в развитии видения конкретно-чувственного облика мира.
  2. Наблюдение за художественным текстом. Такая работа открывает детям, как наблюдает за реальностью художник-профессионал.

Художественный текст выступает как некая реальность, уже измененная по законам искусства, и всматривание, и вслушивание, и видение конкретно-чувственного облика мира происходит в процессе акцентного вычитывания с последующим формулированием выводов.

  1. Игры-драматизации являются важным инструментом, способствующим развитию художественного (литературного) творчества детей. Например, чтобы «разыграть» сказку, учащимся необходимо провести творческую работу, включающую воображение ситуации, понимание характеров героев, их взаимоотношений и др. аспектов. Так, игры-драматизации помогают детям развивать креативность, логическое мышление и эмпатию, что важно для формирования личности и успешного общения в будущем.

Таким образом, работа по развитию речи одаренных детей включает в себя различные формы и методы. Грамотное использование данных методов позволяет достичь желаемого результата. Для одарëнных учащихся важнейшую роль играет индивидуальное направление работы над речевым развитием, предполагающее сопряжение с творческой деятельностью, учебно-исследовательскую деятельность, самостоятельность, инициативность. Также для развития речи важны системность и регулярность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности моей работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка

"Особенности моей работы по развитию речи на уроках русского языка" - итоговая  работа  после прохождения  курсов повышения квалификации "Обучение русскому языку в рбразовательном учреж...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»

Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...

Особенности коррекционной работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       При ОНР одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к ...