Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Древний Египет"
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Хартимеева Мария Дмитриевна

Методическая разработка и технологическая карта по уроку обобщения "Древний Египет" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.39 КБ
Файл 2._tehnologicheskaya_karta.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Обобщающий  урок по истории в 5-м классе.

Тема: «Путешествие в Древний Египет»

(в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Пояснительная записка

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о Древнем Египте, способствовать развитию интереса у учащихся к изучению истории.

Задачи урока:

Обучающие:

применение полученных знаний на практике

формирование умений учащихся получать информацию из различных видов источников

Развивающие:

развитие логического мышления, умения делать выводы.

развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные.

Воспитательные:

формирование воспитание ответственности, самостоятельности, критичного отношения к себе

формирование мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе

воспитание рациональной организации времени

воспитание умения работать в группе

воспитание положительного эмоционального отношения к гуманитарным наукам.

 Средства обучения: Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс.  М., Просвещение, 2014, раздаточный материал (контурная карта,тексты с ошибками и заданиями, таблица на соответствие), компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация (карта Древнего Египта, изображения занятий из учебных пособий, символы)

Использование технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формирование УУД:

Личностных:

  • умение мотивировать себя на успешную учебную деятельность;
  • умение уважительно относиться  к мыслям и настроениям одноклассников, доброжелательно относиться к учителю;

Регулятивных:

  •  умение настроиться на работу;
  • уметь организоваться к работе
  • умения определить и формулировать цель на уроке;
  • умение сознательно организовать и регулировать свою деятельность;
  • умения выбирать методы для решения поставленных вопросов;
  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умения работать по коллективно составленному плану;
  • умение осуществлять контроль результата, планировать будущую деятельность;
  • умение анализировать степень усвоения материала

Познавательных:

  • умение независимо и критически мыслить;
  • умение логически мыслить;
  • умение работать с ИКТ
  • умение работать с картой (отмечать на контурной карте выбранные объекты)
  • умения найти и выделить информацию;
  • умение определять событие по картинкам;
  • умения выделить следствия из подведенных понятий;

Коммуникативных:

  • умение взаимодействовать в социальном окружении (взаимодействовать с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы);
  • умения контролировать и оценивать действия партнера;
  • умения разрешать конфликтные ситуации;
  • умения сотрудничать при поиске и сборе информации (слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности)
  • умение озвучивать свое мнение, выслушивать одноклассников.

Планируемые  результаты урока:

  • Предметные: умение применять полученные ранее знания при работе с исторической картой, с письменными и изобразительными источниками, с «лентой времени», речевые умения (грамотно излагать исторический материал, используя основные термины и понятия),  знать исторических персонажей, основные понятий той эпохи, систематизировать полученные знания.

Метапредметные:  умение формулировать цель на различных этапах урока, определять последовательность действий, работать по составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке и вносить необходимые коррективы, уметь оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь окружающих, уметь ориентироваться в системе знаний и добывать новые; применять  математические приемы при работе с «лентой времени», умения географически ориентироваться в карте, знать части света и моря, где располагался Древний Египет; умение решать математические задачи и соотносить ее с основной мыслью произведения; умение находить информацию в изобразительных источниках.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности, осознать необходимость толерантного отношения к другим странам и народам.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

№ п/п

Этап, время (мин.)

УУД

Деятельность

Приемы, методы, формы работы  и технологии

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникатив-ные

учитель

ученик

1

Организационный момент

1 минута

Умение уважительно относиться к одноклассникам и учителю

Уметь организоваться к работе

Умение взаимодействовать с учителем

Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, зачитывается античный афоризм, ставится вопрос на урок

Приветствуют учителя.

2

Психологический настрой

1 минуты

Умение настроиться на работу, сознательно организовать и регулировать свою деятельность

Умение найти и выделить информацию из представленной карты

Проводит психологический настрой – обращение к древнеегипетским достижениям

Смотрят на карту и настраиваются на работу

Чтение информации по карте Древнего Египта

3

Актуализация опорных знаний по теме «Древний Египет»

1 минута

Умение независимо и критически мыслить, определять событие по картинкам

Уметь взаимодействовать с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы, чтобы в конце составить имя историка

Учитель задает вопросы о том, куда сегодня состоится путешествие, используя презентацию и интерактивную карту

Участвуют в обсуждении фронтально

Презентация, фронтальный опрос

4

Реализация намеченного. Работа по намеченному плану

1 минуты

Умение

навыков сотрудничества и мотивов успешной учебной деятельности;

Умение применять, осуществлять учебную задачу;

Умение анализировать результаты предложенного задания, обосновывать свое мнение;

Умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Знакомит учащихся с правилами урока. Предлагает учащимся работу в парах и в командах.   Выясняет какие качества помогут учащимся эффективно работать в команде, выбрать капитана, придумать название, рассказывает про подсчет баллов учениками в течение урока

Делятся и работают в группах, ищут различные способы выполнения задания, решают задачи и формулируют совместно выводы.

Работа в группах.

Технология работы в сотрудничестве

5

Фронтальный опрос 2 минуты

Умение организоваться к работе, правильно подчитывать баллы

Умение правильно отвечать на поставленный вопрос

Умение слушать собеседника

Предлагает вспомнить ключевые моменты истории Древнего Египта

Поднимают руку. Отвечают на вопросы

Презентация, получают букву Е

6.

Работа с изобразительными источниками

2 минуты

Умение извлекать историческую информацию с изобразительного источника

Умение взаимодействовать с учителем

Предлагает рассмотреть изображения и рассказать, чем занимались древние египтяне

Ответы учеников (фронтально и при обсуждении в группах)

Фронтальный опрос с опорой на презентацию, получают букву «Р»

7.

Работа в парах

3 минуты

Умение организоваться к работе, правильно распределять время

Умение извлекать информацию из различных источников (математических задач)

Умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи; умение контролировать и оценивать действия партнера;

умение разрешать конфликтные ситуации;

Предлагает решить древнеегипетские задачи, используя знание математики. Извлечь историческую информацию из условий.

Проверяют у доски решение задачи, слушают ответ правильные ответы одноклассников

Презентация, решение задачи у доски, получают букву О

8.

Работа в парах с таблицей у интерактивной доски

2 минуты

умение уважительно относиться  к мыслям и настроениям одноклассников

умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

умение независимо и критически мыслить,

умение работать с ИКТ

умения контролировать и оценивать действия партнера;

Нужно соотнеси исторические  памятники с отраслями культуры, которые они представляют

Работают с электронной доской, распределяя информацию в нужную графу таблицы

Работа с презентацией и мультимедийной доской,

Получают букву  «Г»

9.

Работа в группах по рабочим листам: работа с контурной картой

  1. минуты

умение мотивировать себя на успешную учебную деятельность

Умение работать по коллективно составленному плану.

Умение отмечать объекты на контурной карте

Умение слушать собеседника, согласовывать усилия по решению учебной задачи; умение контролировать и оценивать действия партнера;

умение разрешать конфликтные ситуации;

Предлагает вспомнить, где находится Древний Египет: моря, реки, города и отметить объекты на карте

В командах отмечают предложенные объекты на карте и потом соперники проверяют  работу

Презентация, работа с картой (См.:Контурная карта

Древнего Египта).

Получают букву О

10.

Работа учебником по древнеегипетским богам

  1. минуты

Умение независимо и критически мыслить;

соотнести бога и его характеристики

Умение взаимодействовать в команде, распределять работу на всех

Предлагает восстановить историческую правду – кто кем был в Древнем Египте

Заполнение таблицы (если сложно, то при работе с учебником)

Презентация, раздаточный материал (См: учебник стр.42-43), получают букву Д

11.

Нахождение исторических ошибок в тексте

3 минуты

умение уважительно относиться  к мыслям и настроениям одноклассников

умение анализировать степень усвоения материала

Умение независимо и критически мыслить;

Умение взаимодействовать в команде, распределять работу на всех

Найдите ошибки в тексте

Работают с «ошибочным» текстом

Работа с презентацией и мультимедийной доской,

Получают букву Т

12.

Подведение итогов. Составление  имени историка. Связь истории Древнего Египта с древнегреческим историком

1 минута

Умение уважительно относиться к мнению одноклассников

Умение логически мыслить, обобщать, отвечать на поставленные вопросы

Умение систематизировать ранее изученный по теме материал

Умение работать в команде, сотрудничать при поиске и сборе информации

Заставляет учеников задуматься, зачем надо изучать историю Древнего Египта

Ученики, посовещавшись в группах, отвечают на вопрос

Групповая работа

13

Рефлексия (самопроверка)

3 минуты

Умение работать по коллективно составленному плану

Умение

осуществлять контроль результата, планировать будущую деятельность;

Умение независимо и критически

мыслить,

анализировать степень усвоения материала;

Умение озвучивать свое мнение, выслушивать одноклассни-ков

Вспоминает начало урока и приведенный афоризм. Ученики должны объяснить его и высказать свое мнение об уроке и работе одноклассников, об уровне их знаний

Высказывание учеников об уроке

Индивидуальные ответы. Подсчет баллов, сдача рабочих листов.

14.

Домашнее задание

1 минута

Умение уважительно относиться к культуре других народов

Умение выбирать методы для решения поставленных вопросов;

умение логически мыслить;

Умения выделить следствия из подведенных понятий;

умение анализировать степень усвоения материала

Умение взаимодействовать с учителем

Учитель в качестве закрепления «путешествия в Древний Египет» предлагает дома придумать тест с вариантами ответов и записать его в тетрадях

Ученики записывают в дневники д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Древний Египет"

Методическая разработка урока-повторения. Формат урока - игра.Тема урока: "Древний Египет"...

МЕтодическая разработка повторительно-обобщающего урока "Древний Египет"

Материал для подготовки к повторительно-обобщающему уроку....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»(урок-ода)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ  ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!», 9 класс...