Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_gotovyy_1.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 9 класс
Работа с текстом
при подготовке к сочинению-рассуждению
в формате ОГЭ
Цель: формирование практических навыков написания сочинения-рассуждения.
Задачи: продолжать учить работать с текстом, отбирать материал для аргументов к сочинению, четко и грамотно формулировать мысли; развивать коммуникативную компетенцию, аналитическое и творческое мышление учащихся, поощрять желание работать в группах; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тексты рабочие листы.
Тип урока: развитие речи, урок-практикум
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Рефлексия
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Приветствие учащихся.
В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь.
Другой — листвы зелёной вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое. Омар Хайям
Нам сегодняан на уроке предстоит убедиться как по -разному можно смотреть на окружающие нас вещи.
Постановка цели и задач урока.2) Запись даты, темы урока в тетрадь.
II. Актуализация знаний. Работа над построением сочинения - рассуждения.
Начать работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
1.Что я хочу написать? (Сочинение –рассуждение)
2.Как я хочу написать? (Композиция)
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
3. Для чего хочу написать? (Для получения высокой оценки – 9 баллов)
(Слайд № КЛИШЕ)
III. Работа над построением сочинения - рассуждения.
- Над каким понятием мы будем работать? Помогут ответить на этот вопрос высказывания, находящиеся на доске.
- (Чтение, определение понятия - КРАСОТА, Вариант №28 ОГЭ )
- Чтение задания к сочинению.
15.3 Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое КРАСОТА», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
- После собеседования учащиеся приходят к выводу, что
Тезис. КРАСОТА— это
- Орфографическая работа:
- Индивидуальное задание ( Найти определение слова КРАСОТА в словарях) Толковый словарь Ожегова1
Подобрать синонимы к слову КРАСОТА
Синонимы: великолепие, чудо, очарование, изящество, прелесть, роскошь, блеск, лепота, восторг, благодать, картинность, миловидность, нарядность, прекрасный, привлекательный, хороший, эстетичный
- Чтение и анализ текста.
ТЕКСТ К. Г. Паустовский НОЧНОЙ ДИЛИЖАНС
В старой и грязной венецианской гостинице нельзя было допроситься чернил. Да и зачем было держать там чернила? Чтобы писать дутые счета постояльцам? Правда, когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил. Он начал писать ими сказку. Но с каждым часом сказка бледнела на глазах, потому что Андерсен несколько раз разбавлял чернила водой. Так ему и не удалось окончить ее - веселый конец сказки остался на дне чернильницы. Андерсен усмехнулся и решил, что следующую сказку он так и назовет: "История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы". Он полюбил Венецию и называл ее "увядающим лотосом". Над морем клубились низкие осенние тучи. В каналах плескалась гнилая вода. Холодный ветер дул на перекрестках. Но когда прорывалось солнце то из-под плесени на стенах проступал розовый мрамор и город появлялся за окном, как картина, написанная старым венецианским мастером Каналетто. Да, это был прекрасный, хотя и несколько печальный город. Но пришло время покинуть его ради других городов. Поэтому Андерсен не чувствовал особого сожаления, когда послал гостиничного слугу купить билет на дилижанс, отправлявшийся вечером в Верону. Слуга был под стать гостинице - ленивый, всегда навеселе, нечистый на руку, но с открытым, простодушным лицом. Он ни разу не прибрал в комнате у Андерсена, даже не подмел каменный пол. Из красных бархатных портьер золотистыми роями вылетала моль. Умываться приходилось в треснувшем фаянсовом тазу с изображением полногрудых купальщиц. Масляная лампа была сломана. Взамен ее на столе стоял тяжелый серебряный канделябр с огарком сальной свечи. Его, должно быть, не чистили со времен Тициана. Из первого этажа, где помещалась дешевая остерия, разило жареной бараниной и чесноком. Там весь день оглушительно хохотали и ссорились молодые женщины в потертых бархатных корсажах, кое-как затянутых порванными тесемками. Иногда женщины дрались, вцепившись друг другу в волосы. Когда Андерсену случалось проходить мимо дерущихся женщин, он останавливался и с восхищением смотрел на их растрепанные косы, рдеющие от ярости лица и горящие жаждой мести глаза. Но самым прелестным зрелищем были, конечно, гневные слезы, что брызгали у них из глаз и стекали по щекам, как алмазные капли. При виде Андерсена женщины затихали. Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусником, хотя и называли почтительно "синьор поэт". По их понятиям это был странный поэт. В нем не бурлила кровь. Он не пел под гитару раздирающие сердце баркаролы и не влюблялся по очереди в каждую из женщин. Только один раз он вынул из петлицы алую розу и подарил ее самой некрасивой девочке-судомойке. Она была к тому же хромая, как утка. Когда слуга пошел за билетом, Андерсен кинулся к окну, отодвинул тяжелый занавес и увидел, как слуга шел, насвистывая, вдоль канала. Потом слуга долго и сосредоточенно плевал с горбатого моста в канал, стараясь попасть в пустую половинку яичной скорлупы. Наконец он попал в нее, и скорлупа утонула. После этого слуга подошел к мальчишке в рваной шляпе. Мальчишка удил. Слуга сел около него и бессмысленно уставился на поплавок, дожидаясь, когда клюнет какая-нибудь бродячая рыба. - О Боже! - воскликнул с отчаянием Андерсен. - Неужели я сегодня не уеду из-за этого болвана? Андерсен распахнул окно. Стекла задребезжали так сильно, что слуга услышал их звон и поднял голову. Андерсен воздел руки к небу и яростно потряс кулаками. Слуга сорвал с мальчишки шляпу, восторженно помахал ею Андерсену, снова нахлобучил ее на мальчишку, вскочил и скрылся за углом. Андерсен рассмеялся. Он ничуть не был рассержен. Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день даже от таких забавных пустяков. Путешествия всегда сулили неожиданности. Никогда ведь не знаешь, когда блеснет из-под ресниц лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей.
Анализ:
-Какую иллюстрацию вам хотелось бы нарисовать к тексту?
- Чьими глазами мы видим происходящее?
- Как и где в тексте показана красота( на взгляд обывателя ее здесь нет)
( предлагаются отрицательные примеры ; поиск примеров красивого – подчеркнуть КАРАНДАШОМ)
- Как можно записать первый аргумент?
- О чем будет второй аргумент? ( Используем клише при необходимости.)
(Текст В.Крупина«Скинь мешок»)
- О чем нужно сказать в выводе?
5.Запись частей текста по группам, чтение получившихся вариантов.
6. Рефлексия.
Удалась ли работа над текстом? Что оказалось самым легким, что самым трудным?
7. Домашнее задание. Записать текст сочинения-рассуждения в полном объеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи».
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «Роль вопросительного предложения в речи...
Проектная работа. Тема: «Проект урока. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ».
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему «РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОГО ЗНАКА В ПРЕДЛОЖЕНИИ...
Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.
Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...
Статья "Анализ текста в формате подготовки к сочинению-рассуждению в 9 классе"
В материале изложены идеи автора относительно подготовки к написанию сочинения-рассуждения (в рамках подготовки к ОГЭ). ...
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии...
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...