Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_rya_shurygina_5_kl.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

5

Тема урока

    «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Тип урока

комбинированный

Цели урока

а) образовательная: выявить условия действия правила правописания  проверяемых безударных гласных в корне слова.

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему; формирование сознательного отношения  к изучению русского языка на материале темы урока;

в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи; развитие умения анализировать изучаемое орфографическое правило        

Основные термины и понятия

 Корень, однокоренное слово, ударение

Образовательные ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2012. - 73 с.

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова;
  • знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова;
  •  правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изме-

нением формы слова и подбором однокоренных слов);

  • различать одинаково произносимые слова с разным написанием

Личностные результаты

  • стремление к речевому совершенствованию

Метапредметные результаты

  • соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;
  • извлекать фактуальную

информацию из

текстов,

содержащих

теоретические сведения;

  • пользоваться орфографическим словарем

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин).

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

 Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Откройте тетрадочки и запишите в них число, классная работа.

 

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность

Этап 2. Актуализация знаний учащихся. Формулирование темы урока.(4 мин.)

 

 

 

 

 Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

П: умение аргументированно отвечать на вопросы

К: умение строить диалоги

М: развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Этап 3.  Этап формулирования целей урока (2 мин.)

 Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

 Если я вас попрошу образовать существительные множественного числа, вы сможете это сделать?

Гриб - ,  стул - , окно - , цветок -

А договор? договора или договоры?

Вот видите, проблема. Какое же окончание правильное? Какое правило нам нужно сегодня узнать?

 Проблема: Как определить окончания у имен существительных множественного числа?

Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

Молодцы. Это и будет целью урока.

   

 Слайд 5

 

Слайд 6

Слайд 7

 Беседа

 Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

- Правило правописания окончаний у имен существительных множественного числа

- Мы должны научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе

 

Р: умение формулировать цель и задачи

Л: самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию

Этап 4. Этап формирования  новых  знаний  и  умений.

(10 мин.)

 Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных

 Ребята, у вас на столах лежат листочки с заданием. Посмотрите в них.  Посовещайтесь в парах, расставьте окончание, какое на ваш взгляд будет правильным.

 Болото – болот.., войско – войск.., век – век.. шелк – шелк..., инженер – инженер…, директор – директор…, договор – договор…, мысль – мысл…, буква – букв… тон (о цвете)  - тон…и тон (о звуке) – тон…, хлеб (о злаках) – хлеб… и хлеб (о печеном хлебе) – хлеб…

Затрудняетесь?

Решение проблемы. Как узнать, правильно ли вы  выполнили задание?

- можно ли как–то сгруппировать слова?

Правильно, по роду.

Запишите себе в тетрадочки.

Давайте попробуем вывести правило.

Вы заметили, что встречаются и простые и более сложные примеры. Выпишем сначала слова мужского рода, затем женского и среднего рода. Давайте посмотрим на окончания, запишите их.

1. мужской род - а (- я); - ы (- и)

2. женский род - и ( - ы)

3. средний род - а ( - я)

- Сравните полученную таблицу с таблицей в учебнике с. 74.

Вот такая у нас с вами получилась схема - окончания имен существительных во множественном числе именительного падежа.  Давайте теперь проверим вашу работу - правильно ли вы выделили окончания.

А как быть со словами (хлеб, тон?) (зависит от значения, нужно сверяться со словарем).

Раздаточный матери

Слайд 8

Учебник

Беседа

 Учащиеся выполняют задание. Изучение нового материала через проблемную ситуацию.

- Спросить у учителя, найти в словаре

- 1. мужской род

2. женский род

3. средний род

- 1. мужской род: века, инженеры

2. женский род: мысли, буквы

3. средний род: болота

 

Сверяют свою проделанную работу

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

Этап 5. Динамическая пауза.

(2 мин.)

Цель  этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

- А теперь немного отдохнём. Выполним физкультминутку

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения.                        

 

Этап 6. Закрепление изученного материала.

(15 мин.)

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

Откроем учебник на странице 74 упражнение 550.

Давайте поработаем по цепочке.

Молодцы.

А теперь 552 упражнение.

Вопрос-шутка. Трое друзей смотрят на звездное небо . 1-й говорит: «Сколько звездов на небе!» 2-й его поправляет: «Не звездов, а звездей!, а третий смеётся: «Эх вы, грамотеи! Таких словов и вовсе нет!»

 А как правильно?

Упражнение 553 устно.

Перед вами слайд с изображением предметов. Употребите в речи эти существительные во множественном числе родительного падежа.

Проверка по слайду.

Запомнить!

Резервное упражнение 554.

Учебник

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Выполняют задания все вместе

Выполняют задание

Записывают сложные  слова  в словарик.

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания

П: искать различные способы выполнения заданий

 

К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности

Этап 7. Подведение итогов урока. Рефлексия.(2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги урока

- Ребята, а давайте вспомним нашу цель урока?

Скажите, мы ее достигли?

Научились определять окончание существительных во множественном числе? Значит наш урок удался. Хорошо.

 

А теперь обратите внимание, у каждого на столе лежит снежинка и солнышко - это ваши оценки. Солнышко символизирует вашу удачу на сегодняшнем уроке, что вы все успели, поняли, ваше хорошее настроение. А снежинка - символ вашего смятения, может кто-нибудь не проснулся еще, не успел что -то выполнить или не до конца успел раскрыть себя.  На счет три поднимите вверх вашу оценку. Молодцы, спасибо!

Ребята, вижу что солнышек очень много сегодня в классе. Это хорошо, это значит что у вас хорошее настроение и  вам все понравилось. И в память о сегодняшнем уроке я хочу подарить каждому из вас вкусный памятный  подарок.

Беседа

-Мы должны были научиться правильно писать окончания у существительных во множественном числе

Р: осуществление самооценки, самоконтроль

Этап 8. Домашнее задание(1 мин.)

Параграф  98, Упражнение 555

Спасибо за урок, ребята! можете быть свободны.

 

Записывают домашнее задание, при необходимости задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация по теме "Правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова". 5 класс...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...