Правописание гласной в корне с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_rast_rashch.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс | 5 |
Тема урока | Правописание гласной в корне с чередованием |
Тип урока | Урок «открытия новых знаний» |
Цели урока | а) образовательная: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ- б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи |
Основные термины и понятия | Корень |
Образовательные ресурсы | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2012. - 176 с., презентация |
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты
уметь находить изучаемую орфограмму в тексте
| Личностные результаты
| Метапредметные результаты
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Предметные результаты | Деятельность учителя. | Образова-тельные ресурсы | ФОУД | Деятельность | Формируемые |
Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) | |||||
-Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, слова, написанные мной на доске (выращивать, растений, подрос),однокоренные? Обоснуйте свое мнение. Почему в таком случае в корне чередуются не только гласные, но и согласные? - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Давайте сформулируем цели урока. -Хорошо, дети, а теперь определите учебные задачи данного урока | Беседа | -Буквы а и о в корнях -раст-,-ращ-,-рос- - Вывести правило и научиться применять его на практике - Узнать как пишутся буквы а и о в корнях-раст-,-ращ-,-рос-; Уметь определять от чего зависит написание а или о; Уметь применять знания на практике. | П: умение аргументировано отвечать на вопросы. Р: умение формулировать цель и задачи. | ||
Этап 2. Открытие нового (5-7 мин.) | |||||
Расширение и систематизация знаний о правописании согласных на конце приставок; Овладение орфографическими нормами. | Обратимся к теоретическому материалу учебника (п.85, стр.34) Обсуждение вопросов и сверка выводов с правилами (с.35-36) -Ребята, а проверяются ли ударением слова с корнем –раст-,-ращ-,-рос-? -Что общего в правилах правописания корней –лаг-,-лож-,раст-,ращ-,рос-? Приведем еще несколько исключений из правила: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | Учебник, | Беседа | -слова с корнями нельзя проверить ударением -общим в правилах правописания корней является то, что гласная корня зависит от последующих звуков (букв) Записывают в тетрадь исключения. | П: осуществить анализ языкового материала, выделение в нем существенных признаков; устанавливать аналогии и строить рассуждения. Р: планировать действие в соответствии с целью и задачами. Л: формирование уважительного отношения к языку. К: умение строить диалоги. |
Физкультминутка (1 мин) | Бабочка Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась, три – нагнулась и присела, на четыре – улетела. | ||||
Этап 3. Закрепление изученного (17-20 мин) | |||||
Формирование умения и навыков в применении правила на практике; Развитие устной и письменной речи. | Задание от учителя. -Ребята, у каждого из вас на парте лежит рабочий лист с заданиями на наше правило. Давайте разбираться подробнее. № 1. Задание: заполните таблицу, обозначьте условия выбора указанных букв Буква о Буква а Сл…жение, выр…стили, прил…гать, подр…сли, прор…сти, сл…гать, р…сточек, отр…сль, ул…жить, выр…щенный, зар…сли, Р…стислав, на выр...ст. № 2. Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставляя в них пропущенные буквы. водор…сли, р…стовшик, заг…реть, пол…житься, Р…стов, произр…стать. предпол…гаемый, р…стительный. № 3 Задание: запишите предложения, вставив пропущенные орфограммы. Обозначьте корни с чередованием гласных. Отработав, что пол…гается, с…ешь, что причитается. Если сл…жить все оши…ки умного, получится г…ра. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол…жения. Прил…гай труд к справедлив…му делу. Ум заключает (?)ся не только в знании, но и в умении прил…гать знания на деле. № 4. Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив в них изученные орфограммы. Р…стения, выр..сли, разр…стается, отр…сль, подр…сли, выр…щенный, р…сток. № 5. Задание: выполните синтаксический разбор предложения, вставив в слова пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Пож…лтел сад в п…лях убрали хлеб а на лугах у речки выр…сли ст…га сена. | Рабочий лист | Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах | Ученики работают самостоятельно, далее проверяют себя с доской.
| Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения задания. П: искать различные способы выполнения заданий. К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Этап 4. Задание на дом (3 мин) | |||||
Формирование умений в применении правил на практике. | В качестве домашнего задания даю раскраску, где вам нужно будет вставить пропущенные а или о буквы. Закрасить букву а-оранжевым,о-голубым цветом. | Раздаточный материал | Индиви-дуальная работа | Записывают домашнее задание. | |
Этап 5. Итоги. Рефлексия (5 мин) | |||||
- Итак, ребята, подведем итоги проведенного урока. -Что нового узнали на сегодняшнем уроке? -Что на сегодняшнем уроке у вас получилось? -Какие моменты вызвали затруднение? -Вам понравился этот урок? | Слайд 8 Слайд 9 | Беседа | познакомились с правописанием Сегодня на уроке научились Перед Щ и СТ пишется ______ Перед буквой С пишется _______ В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения: | Р: осуществление самооценки, самоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"
Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах по программе Т.А, Ладыженской...
Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....
Тест по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" (6 класс)
Данный тест проводится в 6 классе и является этапом контроля знаний по теме"Правописание гласных в корнях с чередованием"...
Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."
Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...
Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс
Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс...
Правописание гласных в корнях с чередованием -зар- и -зор-
Презентация разработана к уроку по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием -зар- и -зор-"....
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»...