Правописание гласной в корне с чередованием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_rast_rashch.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс

5

Тема урока

Правописание гласной в корне с чередованием

Тип урока

Урок «открытия новых знаний»

Цели урока

а) образовательная: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-

б) воспитательная: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание любви к родине, к ее прошлому и настоящему

в) развивающая: развитие внимания, памяти, творческого воображения, речи

Основные термины и понятия

Корень

Образовательные ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростнецова и др.; научн. ред. Н.М.Шанский.] – М.: Просвещение, 2012. - 176 с., презентация

Планируемые результаты

Предметные результаты

  •  иметь представление о правописании букв О-А в корне -раст-//-рос-//-ращ-
  • уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор

 уметь находить изучаемую орфограмму в тексте

  •  уметь распознавать слова-исключения;
  •  знать лексическое значение изученных слов;
  • уметь использовать в речи и на письме изученные слова;

Личностные результаты

  • Воспитание любви и уважения к родному языку,
  • Воспитание любви к родине, ее прошлому и настоящему
  • Формирование гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели и учебные задачи;
  • Умение находить пути решения задач и умение оценивать правильность их выполнения;
  • Умение открывать новые знания и применять их на практике.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные результаты

Деятельность учителя.
Методы и приемы учения

Образова-тельные ресурсы

ФОУД

Деятельность
учащихся

Формируемые
УУД

Этап 1. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

-Здравствуйте, ребята!

Как вы думаете, слова, написанные мной на доске (выращивать, растений, подрос),однокоренные? Обоснуйте свое мнение.

Почему в таком случае в корне чередуются не только гласные, но и согласные?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте сформулируем цели урока.

-Хорошо, дети, а теперь определите учебные задачи данного урока

Беседа

-Буквы а и о в корнях -раст-,-ращ-,-рос-

- Вывести правило и научиться применять его на практике

- Узнать как пишутся буквы а и о в корнях-раст-,-ращ-,-рос-;

Уметь определять от чего зависит написание а или о;

Уметь применять знания на практике.

П: умение аргументировано отвечать на вопросы.

Р: умение формулировать цель и задачи.

Этап 2. Открытие нового (5-7 мин.)

Расширение и систематизация знаний о правописании согласных на конце приставок;

Овладение орфографическими нормами.

Обратимся к теоретическому материалу учебника (п.85, стр.34)

Обсуждение вопросов и сверка выводов с правилами (с.35-36)

-Ребята, а проверяются ли ударением слова с корнем –раст-,-ращ-,-рос-?

-Что общего в правилах правописания корней –лаг-,-лож-,раст-,ращ-,рос-?

Приведем еще несколько исключений из правила: Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

Учебник,

Беседа

-слова с корнями нельзя проверить ударением

-общим в правилах правописания корней является то, что гласная корня зависит от последующих звуков (букв)

Записывают в тетрадь исключения.

П: осуществить анализ языкового материала, выделение в нем существенных признаков;

устанавливать аналогии и строить рассуждения.

Р: планировать действие в соответствии с целью и задачами.

Л: формирование уважительного отношения к языку.

К: умение строить диалоги.

Физкультминутка

(1 мин)

Бабочка

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась,

два – изящно покружилась,

три – нагнулась и присела, на четыре – улетела.

Этап 3. Закрепление изученного (17-20 мин)

Формирование умения и навыков в применении правила на практике;

Развитие устной и письменной речи.

Задание от учителя.

-Ребята, у каждого из вас на парте лежит рабочий лист с заданиями на наше правило.

Давайте разбираться подробнее.

№ 1.

Задание: заполните таблицу, обозначьте условия выбора указанных букв

Буква о

Буква а

Сл…жение, выр…стили, прил…гать, подр…сли,  прор…сти, сл…гать, р…сточек, отр…сль, ул…жить, выр…щенный, зар…сли, Р…стислав, на выр...ст.


№ 2.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставляя в них пропущенные буквы.

водор…сли, р…стовшик, заг…реть, пол…житься, Р…стов, произр…стать. предпол…гаемый, р…стительный.


№ 3

Задание: запишите предложения, вставив пропущенные орфограммы. Обозначьте корни с чередованием гласных.

Отработав, что пол…гается, с…ешь, что причитается. Если сл…жить все оши…ки умного, получится г…ра. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол…жения. Прил…гай труд к справедлив…му делу. Ум заключает (?)ся не только в знании, но и в умении прил…гать знания на деле.


№ 4.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив в них изученные орфограммы.

Р…стения, выр..сли, разр…стается, отр…сль, подр…сли, выр…щенный, р…сток.


№ 5.

Задание: выполните синтаксический разбор предложения, вставив в слова пропущенные буквы, расставив знаки препинания.

Пож…лтел сад в п…лях убрали хлеб а на лугах у речки выр…сли ст…га сена.


Рабочий лист

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Ученики работают самостоятельно, далее проверяют себя с доской.

 

Р: умение планировать свои действия при выполнении заданий;

оценивать правильность выполнения задания.

П: искать различные способы выполнения заданий.

К: уметь договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности.

Этап 4. Задание на дом (3 мин)

Формирование умений в применении правил на практике.

В качестве домашнего задания даю раскраску, где вам нужно будет вставить пропущенные а или о буквы. Закрасить букву а-оранжевым,о-голубым цветом.

Раздаточный материал

Индиви-дуальная работа

Записывают домашнее задание.

Этап 5. Итоги. Рефлексия (5 мин)

- Итак, ребята, подведем итоги проведенного урока.

-Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

-Что на сегодняшнем уроке у вас получилось?

-Какие моменты вызвали затруднение?

-Вам понравился этот урок?

Слайд 8

Слайд 9

Беседа

познакомились с правописанием

Сегодня на уроке научились

Перед  Щ и СТ пишется ______

Перед буквой С пишется _______

В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения:

Р: осуществление самооценки, самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в комбинированных по вертикали 5-6 классах по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием"

Данный урок предназначен для использования на уроках русского языка в 5-6 классах  по программе  Т.А, Ладыженской...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....

Тест по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" (6 класс)

Данный тест проводится в 6 классе и является этапом контроля знаний по теме"Правописание гласных в корнях с чередованием"...

Конспект урока + презентация к уроку по русскому языку для 6 класса "Закрепление. Правописание гласных в корнях с чередованием."

Урок - квест по закреплению большой темы. На уроке учащиеся смогут продемонстрировать знания по изученной теме; самостоятельно выполнят данные задания; смогут работать в команде для достижения цели и ...

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс

Контрольная работа по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием" 5 класс...

Правописание гласных в корнях с чередованием -зар- и -зор-

Презентация разработана к уроку по теме "Правописание гласных в корнях с чередованием -зар- и -зор-"....

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»

Самостоятельная работа по русскому языку в 5 кл. по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»...