Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
тест по русскому языку (9 класс)
Общее задание для всех текстов
1Определите тему и основную мысль текста
2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами)
3Найдите сложносочиненные предложения (ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.
3Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
4 Постройте схемы предложений
5Сделайте синтаксический разбор одного ССП
6 Выразительно прочитайте текст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornaya_rabota_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе
по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Цель: выработка практических умений постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении
Общее задание для всех текстов
1Определите тему и основную мысль текста
2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, связываются сочинительными союзами)
3Найдите сложносочиненные предложения (ССП), выделите при этом грамматическую основу и докажите, что это ССП.
3Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного.
4 Постройте схемы предложений
5Сделайте синтаксический разбор одного ССП
6 Выразительно прочитайте текст
Текст 1
Он ехал, ехал, а Жадрина было не видать, роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади, бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира.
Мало – помалу деревья начали редеть, и Владимир выехал из лесу; Жадрина было не видать. Должно было быть около полуночи. Слезы брызнули у него из глаз; он поехал наудачу. (А.С.Пушкин)
Задания для группы
1Используя ССП, дополните описание состояния заблудившегося героя
2Вставьте после союза и деепричастный оборот.
3Объясните постановку точки с запятой. Можно ли поставить другой знак препинания?
4Определите виды простых предложений по полноте грамматической основы, входящих в состав ССП.
Текст2(без знаков препинания) Группа
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи зима не уступала но один теплый денек пересилил наконец и потекли ручьи запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом на котором там и сям вспархивали дикие утки. Весенний закат пламенный с пышными облаками каждый день давал что-нибудь необыкновенное новое невероятное. (А.П.Чехов)
Задания для группы
1Найдите сначала осложненные простые предложения. ( Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное)
2 Замените сложные предложения простыми, изменился ли текст?
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи. Зима не уступала. Но один теплый денек пересилил, наконец. Потекли ручьи. Запели птицы .Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах. и т.д. Текст упрощается и обедняется, теряется образность.
3Переделайте простые предложения в ССП. Считаете ли вы это целесообразным?1-Но вскоре зима кончилась, и потянуло теплом. Считаю, что безличное предложение удачно вписывается в смысловую и синтаксическую структуру текста, чего нельзя будет сказать об осложненном простом предложении в случае переработки его в ССП, так как употребление только сложных конструкций «загромождает» текст.
4Подчеркните трудные для вас орфограммы
5Расставьте знаки препинания, обосновывая свой выбор
Но зима вскоре кончилась. В начале апреля стояли теплые дни и морозные ночи, зима не уступала, но один теплый денек пересилил, наконец, - и потекли ручьи, запели птицы ставлю запятые т.к. это сложное предложение, состоящее из 5 простых, равноправных по смыслу. Вводное слово наконец также выделяю запятой. Тире указывает на быструю смену действия. Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах, и между Жуковым и тою стороною все пространство сплошь было затоплено громадным заливом, на котором там и сям вспархивали дикие утки.ССП. СПП.Весенний закат, пламенный, с пышными облаками, каждый день давал что-нибудь необыкновенное, новое, невероятное. Обособленные определения, стоящие после определяемого слова, требуют запятых точно так, как и однородные определения необыкновенное ,новое, невероятное
6Составьте ССП предложение по данной теме, простые в котором не будут разделены пунктуационными знаками.
По утрам кусты и прошлогодняя трава еще серебрились инеем и лужи затягивало тонким, как стекло, льдом.
Работа с классом
1Выразительное чтение текста
2Прослушивание ответов по группам
3Заполнение листов самооценки
Д/з повторить подчинительные союзы и союзные слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"
В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"
открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...
урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
На уроке использованы элементы проблемного обучения. дифференцированные задания, комплексный анализ текста художественного стиля, но главное - дети самостоятельно моделируют таблицу с условиями постан...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь други...
Тест на тему:"Знаки препинания в сложносочиненных предложениях"
Выполните, ребята, данное задание и проверьте свои знания. Желаю удачи!...