урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
На уроке использованы элементы проблемного обучения. дифференцированные задания, комплексный анализ текста художественного стиля, но главное - дети самостоятельно моделируют таблицу с условиями постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении, проверяют свои знания при помощи выполнения теста и взаимопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9a_klasse_po_teme.docx | 25.16 КБ |
znaki_prepinaniya_v_slozhnosochinennom_predlozhenii.docx | 17.17 КБ |
znaki_prepinaniya_v_slozhnopodchinennyh_predlozheniyah.pptx | 85.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9А классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Учитель: Крюкова С.Ю.
Цель: Используя современные педагогические технологии, научить различать отсутствие или наличие знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.
Задачи: 1. Повторить определение сложносочиненных предложений.
2. Выполнить коллективно комплексный анализ текста, включив в него вопросы ОГЭ.
3. Повторить роль тропов в художественном тексте.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Умение находить в тексте ССП и определять отношения между частями.
- Знать виды сочинительных союзов.
- Умение находить в речи тропы, определять их вид и роль в тексте.
- Умение определять тип и стиль текста.
Метапредметные:
- Умение определять цель деятельности и учебные задачи.
- Умение анализировать учебный материал, решать проблему и делать выводы.
- Умение систематизировать материал в виде таблицы.
- Развитие воображенияамяти, внимания.
Коммуникативные:
- Умение работать в группе, выдвигать гипотезу, анализировать ответы других, делать совместные выводы, сотрудничать при выполнении групповых заданий.
- Умение выстаивать монологическое высказывание, подбирать аргументы и делать выводы в устном рассказе.
Личностные:
- Умение осознавать важность изучаемой темы в общей языковой системе.
- Уважение к родному языку, его выразительным возможностям.
- Познавательный интерес к учебной деятельности.
Технологии: проблемное обучение, КСО, элементы дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: Мультимедийный проектор с презентацией, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день, вы сдали тетради, где показали работу с текстом – выполнили пунктуационный и орфографический разбор. Это было основным заданием для всех. Перед вами на слайде правильная запись текста. Есть ли вопросы? В чём вы затруднялись?
- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание русского лингвиста Ирины Сергеевны Ильинской «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов». Скажите, какая связь между темой урока и данным высказыванием?
(Изучать новую тему мы будем на примере текстов и предложений художественного стиля, для которых свойственно использование тропов).
- Проверим дополнительные задания по группам, и у нас получится комплексный анализ текста. Внимание на слайд с текстом. Не выступающие команды исправляют, добавляют, помогают.
2. Проверка домашнего задания.
Производится по группам:
Текст для домашнего задания:
(1)Три дня свирепствовала буря. (2)На море вздувались и неслись одна за другой горы зеленоватой воды. (3)Их вершины курчавились белой пеной и обрушивались со страшным грохотом. (4)Ничто казалось не могло устоять против ярости бушующего ветра. (5)Корабли, успевшие заблаговременно укрыться в гавани, были вытащены на берег или привязаны двойными канатами к причалам, но и сюда докатывались рассерженные волны.(6)Тогда широко раскачивались и плясали стройные мачты, а доски кораблей скрипели и трещали, точно готовясь развалиться.
Задание для 5 группы: выделите грамматические основы и определите тип сказуемого в предложениях.
- Буря свирепствовала (ПГС)
- Горы вздувались и неслись (ПГС)
- Вершины курчавились и обрушивались (ПГС)
- Ничто не могло устоять (СГС)
- Корабли были вытащены, привязаны (СИС), волны докатывались (ПГС)
- Мачты раскачивались и плясали (ПГС), доски скрипели и трещали (ПГС)
Задание для 4 группы: Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством (5),
Укажите предложение с вводным словом – (4), из предложения 3 выпишите словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ – белой пеной, со страшным грохотом.
Задание для 3 группы: найдите ССП и докажите правильность суждения.
№ 5 и № 6 – ССП, т.к. имеют две грамматические основы, части предложений соединены сочинительными союзами НО, А.
Задание для 2 группы: озаглавьте текст, укажите тип и стиль текста.
Заголовок: Буря на море, тип текста – описание состояния природы, автор использует слова, указывающие на признаки морской стихии
Стиль речи – художественный, главная задача которого воздействовать на воображение и чувства читателя. Создавая художественный образ. В данном случае автор создает словесную картину морской бури. Передает её напряженность и разрушительность при помощи изобразительно-выразительных средств.
Задание для 1 группы: Докажите справедливость высказывания русского лингвистиа Ирины Сергеевны Ильинской: «Образность изложения создаётся, как правило, применением различного рода тропов».
Тропы – слова в переносном значении. Именно они придают тексту выразительность, эмоциональность образность, добавляют яркие краски в чёрно-белую палитру.
В тексте, Василия Григорьевича Яна мы видим картину разбушевавшейся морской бури. Основной прием текста – метафора: буря «свирепствовала», горы воды «вздувались», вершины волн «курчавились», мачты кораблей «плясали».
Помимо этого, писатель использует эпитеты – образные определения: «рассерженные волны», «стройные мачты». Сила могучей стихии противопоставляется беспомощности кораблей.
Таким образом, использование тропов позволяет автору текста создать картину необузданной морской стихии.
3. Этап целеполагания и постановки проблемы.
- Посмотрите на слайд, что вы можете сказать о предложениях?
( в них не расставлены знаки препинания)
- Являются ли данные предложения текстом? Чем сходны данные предложения? Какие тропы в них использованы?
- Запишите предложения, выделите грамматические основы, посоветуйтесь в группах и расставьте знаки препинания.
А) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок.
Б) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о приходе настоящей осени.
В) Опавшие листья устилают дорожки а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.
- В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки?
(Учащиеся сообщают, что ошибки допущены во всех предложениях)
- Посмотрите на правильный ответ. Кто может объяснить свою ошибку?
- Сформулируйте проблему урока: в каких случаях знаки препинания не ставятся в ССП?
4. Пробное действие – решение проблемы.
- Перед вами информационный лист с примерами предложений, который поможет вам заполнить таблицу «Знаки препинания в ССП» и сделать выводы о том, при каких условиях знаки препинания перед частями ССП не ставятся. Таблицу для портфолио заполняет каждый, а обсуждаете вместе.(Дети работают с листом изучения нового)
5. Физкультминутка.
6. Этап коррекции затруднений.
- Первая группа предоставляет мне таблицу для проверки. (После проверки и коррекции) Теперь ваша задача откорректировать таблицы других групп и в случае затруднений объяснить правильное решение.
- Объясните мне теперь, почему вы ошиблись в данных предложениях. Чего вы не знали? Сделайте выводы о том, в каких случаях знаки препинания не ставятся в ССП.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Выполните тест.(Дети работают с листом контроля)
А) Найдите ССП с общим второстепенным членом.
1.Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.
2. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3.В зеркальных окнах плыло солнце и проносились маленькие пышные облака.
Б) Найдите ССП, с общей придаточной частью.
1.Берёзы уже распустились а дубы стояли обнажённые.
2. Когда все ушли разговоры спрятала ночная мгла.
3. Слепой прозреет и глухой услышит когда всей грудью музыка задышит.
В) Найдите ССП с общей интонацией: вопросительной, восклицательной или побудительной.
1.Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг!
2. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?
3. Всё стихло и только морская даль монотонно шумела.
Г) Найдите предложение с олицетворением.
1.Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен уже треск пламени.
2.Мы пили чай ночью, и дед рассказал мне историю про зайца.
3. Созвездия холодные, как крупинки льда, плавали в воде.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Перед вами дифференцированные задания. Выберите только 1 задание.
1 группа.
Выполните пунктуационный разбор ССП и составьте схемы.
- За домом вырос большой тополь а во дворе поднялись клёны и берёзы.
- Зимой у нас гостят целые стаи снегирей и прилетают свиристели.
- Когда мы отправились в путь метель утихла и небо стало ясным.
- Незаметно потухла заря и по саду расползлись вечерние тени.
2 группа.
Сконструируйте ССП с общим второстепенным членом по данному началу .
В нашем дворике…
Во время шторма…
Перед закатом…
Кругом…
3 группа.
Сконструируйте ССП с общей придаточной частью по данному началу .
Когда мы смотрим на небо,…
Где бы мы ни оказались,…
Когда ты смел,…
4 группа
Сконструируйте текст художественного стиля, используя слова для справок. Включите в текст ССП с общим второстепенным членом или общей придаточной частью.
Слова для справок: осенний лес, небольшое озеро, золотые и багряные деревья, отражаться в озере, любоваться яркими красками осени, вдыхать воздух свежести, березняк или осинник, грибные места, тихая среднерусская красота, люблю покой и безмолвие осени, удивительное настроение.
9. Рефлексия. Домашнее задание.
Выступление от каждой группы.
Я понял…
Мне было сложно…
Предварительный просмотр:
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Знаки | Примеры | Условия |
Запятая ставится | _______________________________ _______________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | Перед союзами И, ИЛИ, ЛИБО, ДА (=И) 1.Нет общего второстепенного члена. 2.Нет общей интонации. 3.Нет общей придаточной части. |
Запятая не ставится | ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | 1. Есть общий второстепенный член. |
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | 2.Общая вопросительная, восклицательная или побудительная интонация. | |
________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ | 3.Есть общая придаточная часть. | |
Тире | ________________________________ ________________________________ ________________________________ | Внезапная смена действия. |
Лист решения проблемы
Сгруппируйте предложения и запишите их в таблицу в соответствии с условиями постановки знаков препинания. Если у вас возникли затруднения, обратитесь к учителю.
- День угасал, и в лесу начинало быстро темнеть.
- Поздней осенью зарядили дожди и установилась холодная погода.
- Всю ночь не сходил месяц с неба и готовился настоящий мороз.
- Небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.
- Когда же осень дала о себе знать, мечты мои улетучились и жизнь показалась однообразной.
- Если ты не полюбишь лес, то никогда не проникнешься его целебной силой и он не откроет тебе свои секреты.
- Какая вокруг красота и как хочется остановить мгновение!
Лист контроля
Выберите правильный ответ теста (знаки препинания не расставлены).
А) Найдите ССП с общим второстепенным членом.
1.Деревья сбросили листву и не слышно птичьих голосов.
2. В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.
3.В зеркальных окнах плыло солнце и проносились маленькие пышные облака.
Б) Найдите ССП, с общей придаточной частью.
1.Берёзы уже распустились а дубы стояли обнажённые.
2. Когда все ушли разговоры спрятала ночная мгла.
3. Слепой прозреет и глухой услышит когда всей грудью музыка задышит.
В) Найдите ССП с общей интонацией: вопросительной, восклицательной или побудительной.
1.Снежинка мне на нос упала и сразу растаяла вдруг!
2. Неужели впереди болото и путь к отступлению отрезан?
3. Всё стихло и только морская даль монотонно шумела.
Г) Найдите предложение с олицетворением.
1.Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен уже треск пламени.
2.Мы пили чай ночью, и дед рассказал мне историю про зайца.
3. Созвездия холодные, как крупинки льда, плавали в воде.
Лист упражнений
Дифференцированные задания
1 группа.
Выполните пунктуационный разбор ССП и составьте схемы.
- За домом вырос большой тополь а во дворе поднялись клёны и берёзы.
- Зимой у нас гостят целые стаи снегирей и прилетают свиристели.
- Когда мы отправились в путь метель утихла и небо стало ясным.
- Незаметно потухла заря и по саду расползлись вечерние тени.
2 группа.
Сконструируйте ССП с общим второстепенным членом по данному началу .
В нашем дворике…
Во время шторма…
Перед закатом…
Кругом…
3 группа.
Сконструируйте ССП с общей придаточной частью по данному началу .
Когда мы смотрим на небо,…
Где бы мы ни оказались,…
Когда ты смел,…
4 группа
Сконструируйте текст художественного стиля, используя слова для справок. Включите в текст ССП с общим второстепенным членом или общей придаточной частью.
Слова для справок: осенний лес, небольшое озеро, золотые и багряные деревья, отражаться в озере, любоваться яркими красками осени, вдыхать воздух свежести, березняк или осинник, грибные места, тихая среднерусская красота, люблю покой и безмолвие осени, удивительное настроение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( 1)Три дня св и репствовала буря. ( 2)На море вздувались и н е слись одна за другой горы зелен о ватой воды. (3)Их в е ршины курчавились белой пеной и обруш и вались со страшным грохотом. ( 4) Ничто к а залось не могло устоять против ярости бушующ его ветра. ( 5)К о рабли, успевшие забл а говреме нн о укры ться в гавани, были вытащены на берег или пр и вязаны двойными канатами к пр и чалам, но и сюда докатывались ра с серженные волны.( 6)Тогда широко ра с качивались и пл я сали стройные мачты, а доски кораблей скр и пели и тр е щали, точно готовясь ра з валиться .
1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.
1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки, а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.
Ответьте на проблемный вопрос: При каких условиях в сложносочиненных предложениях не ставится знак препинания между частями?
1) В конце сентября ещё по-летнему пригревает солнце и дует ласковый ветерок. 2) Постепенно погода портится и бесконечные дожди возвещают о наступлении настоящей осени. 3) Опавшие листья устилают дорожки, а полуобнажённые деревья мечтают о зимнем сне.
Проверь себя А) – 3 Б) – 3 В) – 2 Г) - 3
Рефлексия Сегодня на уроке я понял… Мне было сложно… Я доволен (не доволен) своей работой…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Тема: "Большая буква в начале предложения"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"
Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...