Урок русского языка в 5 классе "Различение существительных по родам"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе "Различение  существительных по родам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichenie_sushchestvitelnyh_po_rodam_-_kopiya.docx93.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: « Различение  существительных по родам ».

Цель:

 -закрепить умение различать мужской,  женский и средний род имён существительных;

Задачи:  

развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, мышление, внимание, обогащать и активизировать словарный запас;

продолжать  работать  по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Тихо сели. Начинаем урок!

- Сегодня у нас не очень обычный урок. Мы отправляемся в сад, где растут цветы и волшебный цветик-семицветик. А волшебный он, так как на каждом его лепесточке приготовлены для вас задания.

( На доске прикреплен цветок с  семью лепестками, на каждом лепестке задание)

2.  Повторение и сообщение темы урока.

А чтобы попасть в этот сад, нам нужно ответить на вопросы-утверждения6 да или нет. Начнём?

Имя существительное обозначает действие предмета?

Имя существительное называет предмет?

Имя существительное  отвечает на вопрос какой?

Имя существительное   имеет только единственное число?

Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода?

Двери сада открылись и теперь мы должны проверить домашнее задание.

        Читаем текст по абзацам и называем существительные, к которым вы поставили слова оно, моё.

        С. 138 у. 195 (4 человека)

Чудо

Небо

Деревья (дерево)

Дерево, место

Налетевшая буря перемешала и мои карточки, и я совсем забыла, какая у нас сегодня тема. Поможете мне?

Различение существительных по родам.

- Вот сегодня на уроке мы будем различать род имен существительных.

Оформление записи в тетрадях.

3. Работа по теме

1. Продолжите предложения

К существительным мужского рода можно добавить слова ________.

К существительным женского рода можно добавить слова ________.

К существительным среднего рода можно добавить слова ________.

2. Найдите существительные, определите их род.

        В нашем классе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

-Как мы будем определять род у существительного во множественном числе?

3. Работа с учебником. Веселый урок.

        С. 139

Физминутка

На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

4.Ребята, а знаете ли вы, что у цветов есть свой язык? Язык цветов – это символика, значение, которое придается различным цветам для  выражения тех или иных чувств, настроений, пожеланий. Я предлагаю вам составить свой букет.

На столах у вас карточки со словами. Каждый ряд выбирает существительные определенного рода и выписывает их в тетрадь. А затем я покажу вам, какие букеты у вас получились.

        Любовь, патриотизм, верность, доверие, мир, память, постоянство,  вестник, счастье.

(Ж.р. – роза, гвоздика, незабудка)

(м.р. – ирис, настурция, олива)

(ср.р. – ландыш, василек, гладиолус)

-Вот такими цветами должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас. Эти качества делают человека красивым и привлекательным.

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Упражнение «Неоконченные предложения».

На уроке мы повторили …(что такое род имени существительного).

Сегодняшний урок научил меня определять род существительного с помощью… (слов – помощников).

Слова - помощники для мужского рода…(он, мой).

Слова - помощники для женского рода…(она, моя) .

Слова – помощники для среднего рода …(оно, моё) .

Самым интересным заданием урока было …

  1. Проанализируйте свою работу. Какие ощущения: легко? Трудно? Все ли получилось? С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите (солнышки и тучки).

hello_html_m6c5f8d6d.jpghello_html_m79f57a54.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода`

Презентация к уроку русского языка в 10 классе `Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода` (по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.)...

Конспект урока русского языка "Изменение имён существительных по родам"

В конспекте урока русского языка для учащихся 5 класса коррекционной школы по теме "Изменение имён существительных по родам" использованы коррекционные приёмы и упражнения на развитие высших психическ...

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.

В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...

"Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже" (урок русского языка в 6 классе)

Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение за год"Тема: "Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже"Тип урока: урок закрепления и обобщения изученногоЦели: закрепи...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Имена существительные общего рода"....