Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Мукомолова Светлана Николаевна

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Имена существительные общего рода".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Имена существительные общего рода

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы

(класс компенсирующего обучения)

Цели:

  • познакомить с именами существительными общего рода;
  • развивать навык определения  в предложении и тексте имен существительных общего рода;
  • развивать навык употребления существительных общего рода в речи.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Лингвистическая разминка. (на доске)

- Прочитать стихотворение, вставить пропущенные буквы, определить слов какой части речи больше всего в этом стихотворении.

Ш…пот, ро..кое дыханье,
Трели сол…вья,
Серебро и колыханье
Сонного руч…я.
Свет ноч (?)ной. Ноч(?)ные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изм…нений
Милого лица…    (14 существительных)

- Вот сегодня мы и поговорим более подробно об имени существительном.

2. Слово учителя.– Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное – ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение.) По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.

- На сегодняшнем уроке продолжим изучение имени существительного.

- Вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? Изменяются ли по числам? По падежам? А по родам? Что нового еще узнали об этой части речи на уроках в 6 классе?

(Существительные бывают разносклоняемыми.)

3. Орфографическая диктовка.

     Определить окончание и падеж имен существительных.  

4. Объяснение нового материала.

На доске  в столбик записаны слова:

Сирота, плакса, егоза, задавака, грязнуля, задира, непоседа, неряха, обжора, подлиза, привереда, попрошайка, простофиля, чистюля, тихоня, чудила.

     - Можем ли мы определить, о мальчике или о девочке идет речь, если рядом нет ни прилагательных, ни имени собственного?

- Сегодня мы познакомимся с еще одной интересной группой имен существительных. Эти слова вы часто употребляете в своей речи, называются они существительными общего рода.

Сказка “Друзья познаются в беде”.

- Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.

“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при употреблении таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь правильно употреблять их можно тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.

5. Работа с учебником.

Чтение правила.

6. Работа по вопросам с карточками раздаточного материала. (На экране компьютера)

1. Рассмотрите рисунки и запишите существительные общего рода, которыми можно назвать изображенные пары. Составьте и запишите по два предложения с каждым из слов, используя их сначала для характеристики лиц мужского пола, а затем – лиц женского пола.

2. Дополните список имен существительных общего рода.

- Есть существительные, которые называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского так и женского пола: врач (мэр города, губернатор края) Иванов(а). Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: врач Иванов, и в женском роде, если речь идет о женщине: врач Иванова. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: дежурный врач Иванов, дежурный врач Иванова.

7. Тренировочные упражнения.

1.- Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.

“Умница!” - сказала мама.

“Что же ты за непоседа!” - воскликнула бабушка.

“Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.

- Как можно определить, к кому относятся эти слова? (рядом с существительными поставить прилагательные или местоимения).

2. Работа на готовых карточках.

Допиши нужное.

Мать говорит сыну: «Нельзя быть так…… неряхой». Это…. маленьк…… непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты. Мой брат Витя – настоящ…… забияка. Моя сестра Лена – всем известн…… тихоня. Ваш Вовочка – очень избалованн…… дитя. По отношению ко мне вы не можете быть строг…… судьей, Вера Ивановна. Мария Степановна – лучш…… кондуктор в нашем автобусном парке.

3.- Игра “Хлопки” (называю разные имена существительные, а ученик хлопает в ладоши, если это существительное общего рода).

-Счастье, неженка, жестокость, задира, разоренье, труженик, лодырь, березка, недотрога, забияка, растяпа, юноша, кривляка, дядя, учитель, кривляка.  

 4. Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

8. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали сегодня об имени существительном?

9. Домашнее задание: §41, упр. 229, 231.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Конспект урока русского языка "Путешествие в княжество Имени Существительного

Данный конспект предназначен для обобщения материала по теме "Имя существительное". Урок разработан в игровой форме....

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....