"Творительный падеж имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

Дать понятие о творительном падеже. Способствовать формированию умения определять падеж имён существительных и правильно употреблять в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_17.01.24.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Урок русского языка

Творительный падеж имён существительных-кем? чем?

Учитель I квалификационной категории

Резяпова Гульфира Нуриахметовна

17.01.2024г.

Класс: 6б

Количество учащихся: 12(8)человек

Диагноз детей: лёгкая умственная отсталость

Тема: «Творительный падеж имён существительных –кем? чем?».

Цель: познакомить учащихся с изменением имён существительных по падежам.

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать понятие о творительном падеже имён существительных (определение, значения);
  • способствовать формированию умения определять падеж имён существительных и правильно употреблять их в речи, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Коррекционно-развивающие:

  • работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости  учащихся;
  • формирование  проблемного мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность;
  •  развитие коммуникативной компетенции учащихся;
  • развитие устной диалогической речи;
  • обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать  интерес к изучению русского языка через красоту слова;
  • воспитывать  положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать самостоятельность, критическое отношения к себе; сотрудничество в работе.

Методы и приёмы обучения: словесные (беседа, рассказ. объяснение), наглядные методы, практическая работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • использование ИКТ: мультимедийная презентация к уроку русского языка;
  • набор карточек  с индивидуальными заданиями по теме;
  • ТСО (файл с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер);
  • рабочие тетради по русскому языку;
  • иллюстрации: зимний лес, Снеговик,  таблица падежи с вопросами ,

Технологии:

  • Технология уровневой дифференциации. (Н.П.Гузик, В.В.Воронкова).
  • Коррекционные технологии. (Л.С.Выготский, Е.Д. Худенко)
  • Компьютерные технологии (В.П. Беспалько).
  •  Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 6 класс». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Рекомендовано Министерством просвещения РФ – М.: «Просвещение», 2021., стр.130

Время реализации урока – 40 минут.

План комбинированного урока по ФГОС:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Первичное закрепление.
  7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие учеников, настрой на работу.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным

  1. Строчка чистописания и запись даты.

У нас сегодня гости. Кто?

В шубке белой он стоит,
На морозе не дрожит,
Угольки есть вместо глаз —
Смотрят пристально на нас.
Во дворе он жить привык,
Славный парень... 

Снеговик   приглашает вас в путешествие.  Ответьте Снеговику:

- Какое сейчас время года? - Назови признаки зимы. Какие зимние месяцы вы знаете?  Приглашает в путешествие по зимнему лесу.

  1. Словарная работа.(записать слова, предложение)

Бо-, те- ,   произнесите по слогам

3 слога (хо-зя-ин, календарь, конфета, мужчина, женщина)

2 слога (сейчас, теперь)

Слогов больше 3 (телеграмма, соревнование, растение)

Составить предложение: Мама угостила детей конфетами.

Назвать главные члены предложения

Прекрасный по составу

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.        Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях. Стр.130

- Тема урока «Творительный падеж имён существительных». Сегодня мы с вами закрепим умение изменять  имена существительные по падежам, более подробно Т.п.      Запись темы.

  1. Актуализация знаний

Давайте вспомним, расскажем Снеговику, шагая по лесной тропинке

Что знаем про имя существительное?

 –самостоятельная часть речи

-обозначает название предмета

-отвечает на вопросы кто? что?

-в предложении является подлежащим

-подчёркивается одной чертой

-бывает одушевлённая, неодушевлённая

-бывает нарицательное, собственное

- м.р., ж.р., ср.р.

-изменяется по падежам, числам

  1. Отдыхаем на опушке леса (музыка вьюги, метели, пурга, буран, позёмка, метелица, пороша, ненастье, буря)    синоним к вьюга
  2. Первичное усвоение новых знаний.
  1. На доске снежинка, снеговик

Просклонять. (Упражнение выполняется устно) правильно произнести падеж, вопросы (по плакату),  назвать окончание  /наглядность/

2.  Вышли на поляну. 1.Назвать по картине существительные: дерево, куст, сосна, снегирь, синичка, кормушка.  2.поставить в Т.п. 3. Составить словосочетание в Т.п.

3. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

- У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц)

- Серый злой, зимой голодный

Весь замёрзший и холодный

Он зубами «щелк-щелк-щелк»

Кто же это? Это … (Волк)

- Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу краса.

Кто же это? (Лиса)

- Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка

  ------ Поставить слова в Т.п.: медведем, зайцем, волком, лисой, белкой

4. Первичная проверка понимания.

- Назвать падеж и вопрос?  (Без плаката)

- Поставить в Т.п. снег, зима, лес, снежинка

5.  Физкультминутка. Холодно в лесу

Мы топаем ногами
Мы 
хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки 
поднимаем,
Мы руки 
опускаем
И вновь 
писать начнём.

Назвать сущ. в Т.п.

6. Индивидуальное задание для учеников на карточке:              Шарф-           /шапка-    ветка-  /

- Поставить в Т.п. данное сущ. в словосочетании      /укутать шарфом/

Вывод: Т.п отвечает на вопросы кем?чем?.

7. Физкультминутка. Тропинкой, снега, о следе, снежинкой, животного, зайцу, льдом, лесом, сосну

- Я буду называть слова. Если прозвучит слово, которое обозначает стоит в Т.п, вам надо руки вытянуть вперёд Если услышите слова, в другом падеже, надо  руку поднять.

  1. Закрепление            
  1.  Упр.175 по вариантам по предложению после разбора записать словосочетание

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция        
  1. Определите падеж выделенных имен существительных:упр.176 записать словосочетание,
  2. Ребята  наблюдают за зимой.  Деревья качает сердитым ветром. Снежинка кружат  над лесом. Укрылись муравьи под листком. Спрятался  ёжик в норе. В лесу смолкли голоса птиц. Ребята повесили кормушки для синиц.
  1. Под корнями дерева медведь устроил берлогу. Гл.члены предложения, падеж сущ.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

        Домашнее задание

        Просклонять 2 слова: имена сущ. одуш. и неодуш.

        IХ.  Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Ребята, чему вы учились на уроке?

- На какой вопрос отвечает Т.п.?

- Приведите примеры.

Выставление и комментирование отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Творительный падеж имен существительных"

Данный конспект урока познакомит с особенностями существительных 1 склонения в  творительном падеже....

Тартымлы исемнәрнең юнәлеш килеш формасы.(Направительный падеж имён существительных).

Разработка урока по татарскому языку в русских классах для  5 класса....

степени сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных

сводная таблица степеней сравнения имён прилагательных, притяжательный падеж имён существительных, по которым ученики могут формулировать правила, а также использовать на уроке....

Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс

Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...

Комбинированный урок русского языка "Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода"

Урок по теме: "Цветы" (межпредметная связь с уроками биологии и музыки). Цель  урока - формировать умение правильно писать имена прилагательные женского рода в В.п. и Т.п., активно употребля...

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного»

Конспект урока по русскому языку «Творительный падеж имени существительного» (коррекционная школа)...

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....