Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»
план-конспект урока по русскому языку
Конспект урока (пед. мастерская) по русскому языку в 5 классе по теме «Состав слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ped._masterskaya_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse_po_teme_sostav_slova.docx | 43.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока (пед. мастерская)
по русскому языку в 5 классе
по теме «Состав слова»
Дата: 16.12.2020 г.
Класс: 5 «А»
Предмет: русский язык
Тип урока: урок обобщения, повторения
Вид урока: урок-путешествие
Тема: Состав слова.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Словообразование»; совершенствовать навык морфемного разбора.
2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.
3. Прививать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
1. Знать: порядок разбора слова по составу, определение значимых частей слова.
2.Уметь: Логически мыслить, применять полученные знания в практической деятельности,
Методы: презентация по теме: «Состав слова», слово учителя, анализ языкового материала, творческая работа.
Педагогические технологии: - игровая технология; - проблемное обучение; - групповая технология
Оборудование: - раздаточный материал; - карточки
Ход урока.
- Организационный момент.
а) - Здравствуйте.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Начнём же урок – не будем зря время терять.
- Будем надеяться, что настроение у всех хорошее, а в конце урока будет ещё лучше.
б) Психологический настрой (миниСЦЕНКА)
Помолчала Маша немножко, а потом тихонько похвастала:
-Я умею на пианино играть.
- Умею на одной ножке крутиться.
- Петухом кукарекать.
- Кошку дрессировать и ещё лепёшки с вареньем печь.
- А ты что умеешь?
- Учительницу слушать – ответил Саша.
- Какое умение важнее всего на уроке.
Ответы детей.
- Давайте мы с вами распределим правила нашего урока, т. е. как вы должны вести себя на уроке, как работать.
1. Внимательно 3. писать
2. Правильно 1. слушать
3. Грамотно 2. выполнять.
- Сегодня на уроке вы должны соблюдать эти правила.
2. Целеполагание и мотивация.
- Какое время года? Месяц? Какое событие мы все с нетерпением ждём?
Назовите атрибуты нового года?
Ребята, у нас необычный урок. Урок – путешествие. Путешествовать будем по станциям, на поезде, по пути выполняя различные задания. А также соберём ёлочку – красавицу.
1 слайд
Но сначала давайте познакомимся вот с этим словом.
- Составить слово из букв НОКСТРУКРОТ.
- Сколько слогов, букв, звуков (обмен.тетрадями)
- Что такое конструктор?
1. Это тот, кто создаёт конструкцию чего – либо.
2.Набор деталей, из которых строят разные сооружения.
Сегодня на уроке мы тоже будем конструировать.
Музыканты, художники очень красочно описывают зиму.
Запишем число (под музыку Чайковского «Времена года»– шестнадцатое (непроизносимая согласная в корне слова) декабря, классная работа.
Давайте вспомним чем занимались на прошлых уроках и постараемся определить тему урока и что будем делать на уроке.
2 слайд (картина домика на зимнем пейзаже)
+ Повторять
- Что делали на предыдущих уроках?
+ писали слова, собирали из разных частей, разбирали по составу.
- Отгадайте загадку, отгадка поможет вам сформулировать тему урока, какую тему мы с вами будем повторять и закреплять.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Собрать слово из частей.
(морфемика)
3 слайд
Морфемика – это раздел языкознания, изучающий структуру слова.
(части, состав слова) Маша читает определение
- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл? (И для правописания.)
Беседа: - Все на свете из чего-нибудь состоит: облака - из множества водяных капель, лес - из деревьев, а предложение - из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала», «кирпичиков». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку». И наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово.
Вывод: На уроке мы будем повторять, собирать слова из разных частей слова и разбирать их по составу. Подведём итоги по теме «Состав слова», которую изучали несколько уроков с целью правильного написания слов.
3.Закрепление.
Вот он состав «Состав слова», на котором мы совершаем путешествие.
Самое главное в составе поезда – паровоз с машинистом, начальником поезда. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово не может существовать. Что же это за часть? (корень)
- Сегодня мы прицепим ещё один вагончик для груза, для багажа.
Для того, чтобы продолжить наше путешествие, мы должны проверить наши знания. И если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.
Итак, прежде чем отправиться в путешествие, нам надо проверить, сможем ли мы справиться с заданиями, которые встретятся нам на пути.
Дети поднимают карточку с нужной частью слова.
- Общая часть родственных или однокоренных слов (корень).
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении (окончание).
- После корня он стоит,
перед окончанием,
его я если заменю,
другое слово получу (суффикс)
4.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (приставка).
- Порядок разбора состава слова.
-Без какой части слово не может существовать?
Первая остановка. Корень слова.
Ребята, что есть общего у кустов, деревьев и у слов. Правильно, корень. Именно от него «растут», как ветви на дереве, слова. Издревле о самом
важном, главном говорили: «Смотри в корень!» или «Зри в корень!»
Слайд4.
Образуй однокоренные слова
корень род
Родина, родня, родной, родство, родители, родственник.
Слайд 5.
Задание. - Давайте найдём лишнее слово.
Жалость, жалкий, жало, жалко.
- Назовите корень.
- Запишите по одному слову, которое вам понравилось.
- Выделите корень слова. Маша выделит корень на доске.
Вывод: корень – общая часть родственных слов.
Задание выполнили правильно – добавляем один вагончик (Саша добавляет).
Движемся дальше.
«Физминутка»
Вы наверное устали, тогда все дружно всали.
Саша проводитфизминутку.
Вторая остановка. Окончание (читает Миша Хоменков)
На этой остановке нас встречает Доктор Айболит. Сейчас зима, многие болеют простудными заболеваниями, гриппом. Он хочет рассказать вам о пользе чеснока.
Чеснок.
В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Чесноком лечат кашель, простудные заболевания, насморк. Добрая слава у чеснока.
Запишите себе слово чеснок в разных формах выделите окончание.
Назовите окончания.
Маша – Саша – работа в паре. На карточке выделить окончание.
Вывод: окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.
Задание выполнили правильно – добавляем вагончик.
Третья остановка «Суффиксное поле» (на доске работает Саша Титаренко)
Но мост, по которому можно проехать размыло осенним дождём.
На одном берегу остались корни, а на другом – суффиксы.
Мост инка
Ветер ик
Снеж ок
Берёз ец
Мороз ка
Чтобы восстановить мостик, нужно соединить корни с суффиксами. Записать по одному слову, выделить суффикс.
Вывод: суффикс – часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.
Задание выполнили правильно – присоединяем вагончик.
Четвёртая остановка «Снежок Приставочный или снежный ком»
Образуйте с помощью этих приставок и корня уч новые слова. Какие же слова можно составить с корнем - уч. На снежке приставки: заучи, выучи, подучи, поучи,
- Хоть мы с вами и в путешествии, но не будем забывать, что учёба – наш главный труд. Вывод: Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Задание выполнили правильно – прицепляем вагончик.
4. Заключительный этап
Скажу я слово: «Высоко»,
А ты ответишь: «…!»
Скажу я слово: «Далеко»,
А ты ответишь: «…!»
Скажу тебе я слово: «Трус»,
Ответишь ты: «Храбрец!»
Теперь «Начало» я скажу,
Ты отвечай: «Конец!»
5. Подведение итогов
Итог (тест). Цель: Проконтролировать качество усвоения знаний, выявить пробелы.
Возвращение.
Где бы мы не были, куда бы мы не отправлялись, все равно мы возвращаемся домой. Говорят, в гостях хорошо, а дома лучше. А вот теперь чтобы вернуться домой нам нужно решить тест.
1.Главная значимая часть слова, которая является общей для всех родственных слов?
А) корень В) приставка С) суффикс Д) окончание
2.Значимая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
А) корень В) приставка С) суффикс Д) окончание
3.Продолжи пословицу. Поспешишь – людей …
А) накормишь В) огорчишь С) обрадуешь Д) обидишь Е) насмешишь
4.Найдите слово, которое будет соответствовать схеме: приставка - корень - суффикс-окончание
А) поход В) горный С) пригородный Д) подруга
5.Исключите «лишнее». А) окончание В) основа С) корень Д) приставка Е) буква
Рефлексия.
- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?
Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»
- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно…
Выставление оценок.
Конверт под ёлкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Конспект урока (с использованием ЭОР). Русский язык. 7 класс. Обособление причастного оборота
Конспект урока к учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.Необходимое техническое оборудование: ЦОР...
Конспект урока по развитию речи; русский язык пятый класс "Первый снег"
Изложение по отрывку из произведения К. Паустовского. Цель урока: обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить школьников определять и анализировать стилевые и композиционные ...
Урок по русскому языку 5 класс по теме "Заимствованные слова"
Данный урок разработан в соответствиии со всеми требованиями ФГОС. Это один из уроков раздела "Лексика"....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Урок русского языка 6 класс по теме "Сложносокращенные слова "
Предмет : русский языкТема урока: Сложносокращенные словаТип урока: урок «открытия» нового знанияВид урока: урок путешествиеЦели урока: познакомить учащихся со сложносокращенными словамиОб...