Урок по русскому языку 5 класс по теме "Заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствиии со всеми требованиями ФГОС. Это один из уроков раздела "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaimstvovannye_slova.docx | 36.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе на тему «ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА»
Цели деятельности учителя | Ознакомить учащихся с заимствованиями из других языков, научить распознавать заимствованные слова по «внешним» приметам, формировать умение работать со словарем иностранных слов и этимологическим словарем |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие заимствованные слова; уметь определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): освоение дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры |
Методы и формы | Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные (цифровые) ресурсы | Интернет-ресурсы: http://www.uroki.net/docrus/docrus82. htm http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 http://www.kakprosto.ru/kak-11102-kak-popolnit-svoy-slovarnyy-zapas |
Оборудование | (экран), компьютер, мультимедийный проектор; географическая карта мира, флажки, словари |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Заимствованные слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы зации совзаимодействия | Формируемые умения | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Мотивация (самоопределение) к учеб- ной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. – Сегодня у нас вновь необычный урок, урок-путешествие. Пять воздушных лайнеров уже готовы к полету. Обратите внимание | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних | – Рассмотрите внимательно карту. В каких странах мы сегодня побываем? (Англия, Германия, Франция, страны Скандинавии, Иран, Греция…) – Уважаемые ученые, вы отправляетесь за границу и должны пройти таможенный контроль*. Какой документ вам просто необходим? Да, это заграничный паспорт, без него нас не пропустят через границу. Получите свои заграничные паспорта. Их пять, столько и рабочих групп у нас сегодня. – Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? На самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот. – Кто такие полиглоты? (Обращение к толковому словарю.) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Просмотр мультимедийной презентации | – Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л. Успенский (слайд): Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку» попить. – Таким образом, почему можно сказать, что мы знаем много языков? (Потому что многие слова пришли к нам из других языков, сохранив свое произношение.) | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||||
3. Выявление места | Обсуждение новой информации по теме урока, анализ примеров; работа со словарями | – Чтобы попасть в другие страны, вам необходимо выполнить все задания, которые предложены на страницах паспорта. Если вы не справитесь с ними, то не пройдете таможенный контроль. Вы готовы? Тогда начнем. А помощниками у нас сегодня будут словари. Задание 1 (на первой страничке паспорта). Замените данные определения заимствованными словами. Придумайте и запишите с ними предложения. Группа 1. Срочный вывоз людей из местности, представляющей для них опасность. (Эвакуация.) Группа 2. Растирание тела в лечебных целях. (Массаж.) Группа 3. Заключительная часть спортивного состязания Группа 4. Специальное разрешение государственных органов на предпринимательскую деятельность. (Лицензия.) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них | Индивидуальная, групповая. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Устные ответы; вопросы для уточнения информации. |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
выручит при общении с людьми и позволит показать вашу эрудированность. Больше общайтесь с другими людьми: это позволит пополнить лексикон новыми словами, которые употребляет собеседник, а вы еще раз сможете продемонстрировать несколько только что прочитанных в книге слов. Составлением предложений вы закрепите эти слова в своем лексиконе. За помощью можно обратиться к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим – это – Сегодня мы с вами должны будем познакомиться с новым способом пополнения лексического состава языка. – Как вы понимаете смысл слова заимствованные? – Как отличить русские слова от заимствованных? – Откройте вторую страничку паспорта и ознакомьтесь с памяткой. Она поможет вам в дальнейшей работе. Памятка «Внешние признаки иноязычных слов» • Начальные «а», «э». • Сочетания ке, хе, ге, пю, вю, мю, бю, кю. • Наличие в слове буквы ф. • Соседство двух или более гласных в корне. • Некоторые из иноязычных слов не склоняются (кино, пальто, кофе). • Гармония одинаковых гласных: атаман, караван, карандаш. • Двойные согласные не на стыке морфем | в парах и рабочих группах | |||||
5. Твор- ческая практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Организация | – Прочитайте памятку про себя, затем вслух. Попробуем научиться ею пользоваться. Выполните задание. Задание. Пользуясь памяткой, докажите, что данные ниже слова являются иноязычными. Приготовьтесь к ответу, распределив слова в вашей группе. 1) Небольшой жилой дом. (Коттедж.) 2) Строгий режим питания. (Диета.) 3) Контора, канцелярия какого-либо учреждения, место деловых встреч. (Офис.) | Работают с заданием; выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают | Устные ответы; выполнение письменной работы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
енного проекта | рабочего места. Письменная работа по группам | 4) Первый показ спектакля. (Премьера.) 5) Изящество движений, красота позы. (Грация.) 6) Команда, личный состав корабля. (Экипаж.) 7) Мастер тонкого изготовления изделий из драгоценных металлов и камней. (Ювелир.) Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его | |||
6. Первичное закрепление | Обобщение | – Итак, уважаемые пассажиры, я думаю, что вы готовы к полету. Пристегните ремни. Счастливого вам путешествия! Нас ждет Англия. Мы приземляемся в Лондоне. Ребята, давайте откроем страничку паспорта, где написано слово Англия. Здесь напечатаны некоторые слова английского происхождения. Прочитайте их про себя. Составьте и запишите в тетради одно предложение, используя как можно больше слов из материала для справок. Сделайте синтаксический разбор этого предложения. Материал для справок: круиз, мотель, клуб, футбол, парламент, снайпер, бизнес. – Я уверена, слова английского происхождения вы теперь точно знаете. Нам пора. Нас ждет Германия. Организует выполнение фонетического разбора слова бутерброд, работу с 4-й страничкой паспорта. – Из Германии перенесемся во Францию. Что вам известно об этой стране? (Работа с 5-й страницей.) Задание по группам. – Замените русскими синонимами названия блюд: бульон, омлет, пюре, желе, майонез. – Эти слова, как и любые заимствованные, уже приспособились – Почему же слова из одного языка проникают в другой? И какими путями? – Понятны ли вам эти слова: маркетинг, консенсус, паритет? – Итак, заимствованные слова – это хорошо или плохо? | Изучают примеры, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о природе и особенностях функционирования в языке иноязычных слов | Индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Листы обратной связи, письменные работы, устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводит элементы дискуссии, организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий, подводит к выводу о том, что не всегда русским словом можно назвать предмет или явление так же коротко и емко, как заимствованным. Благодаря заимствованиям русский язык становится богаче, угрозы для него они не составляют. Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты; но при этом важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов | ||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Обобщение | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют | Индивидуальная, групповая | Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Письменная работа |
8. Включение в систему знаний | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Мне кажется, господа языковеды, вам пора обобщить накопленный опыт, иначе вы не сможете пройти таможенный контроль, – Итак, какой еще существует способ пополнения лексического состава языка? (Заимствование слов из других языков.) | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зре- | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания | Оценивание учащихся за работу |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
и повторение | – Какое значение для русского языка имеют заимствованные слова? – Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов? – Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют заимствованные слова и синонимичные им исконно русские слова? Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом | ния; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают | и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | на уроке | ||
9. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Слова категории состояния" 7 класс
План-конспект урока по русскому языку 6-7 класс "Слова категории состояния" с применением ЭОР и ЦОР....
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....
Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова". Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать рас...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Состав слова\'\'(6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Состав слова''(6 класс)...
Конспект урока по русскому языку на тему \'\'Сложносокращённые слова\'\' (6 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему ''Сложносокращённые слова'' (6 класс)...