Рабочая программа внеурочной деятельности "Лингвистическая грамотность"
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)
Настоящая программа рассчитана на школьников трёх возрастных групп, по характеру предметная, развивающая.
Образовательный процесс объединения начального, среднего и старшего звена включен в процесс языкового развития учащихся, развитие способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Данная программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного.
Программа объединения включает в себя общеобразовательные развивающие программы «Весёлая грамматика», «Родная речь», которые рассматривают:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Адресат программы.
Программа «Лингвистическая грамотность адресована детям от 10 до 15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лингвистическая грамотность" | 152.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Волчковской средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза Ф. А. Сорокина в с. Рахманино
Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Рахманино
«Рекомендована к утверждению педагогическим советом МБОУ Волчковской СОШ Протокол №1 __от « 26 » августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Волчковской СОШ _____________/ А.И. Моисеева / Приказ № 1 от « 26» августа 2021г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Лингвистическая грамотность»
(уровень базовый)
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Шведова Нина Николаевна
с. Рахманино, 2021
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение | Филиал МБОУ Волчковской СОШ в с. Рахманино |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингвистическая грамотность» |
3. Сведения об авторах: | |
Ф.И.О., должность | Шведова Нина Николаевна |
4. Сведения о программе: | |
Нормативная база | Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 30 апреля 2021 года)(редакция, действующая с 1 июня 2021 года); Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. N 196; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» |
Область применения | дополнительное образование |
Направленность | социально-гуманитарная |
Уровень освоения программы | базовый |
Вид программы | общеразвивающая |
Возраст учащихся по программе | 10 – 15 лет |
Продолжительность обучения | 2 года |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лингвистическая грамотность» имеет социально-гуманитарную направленность и способствует решению таких проблем, как ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов; развитие познавательных способностей; поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
Уровень освоения: базовый
Актуальность.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса, так как имеет большое количество различных правил, среди которых порой имеются необъяснимые исключения. Чтобы писать и говорить идеально правильно, надо знать русский язык глубоко, проявляя любовь к родному слову. В современном обществе происходит снижение речевой культуры и грамотности. Истинно культурные ценности часто заменяются продуктами массовой культуры, происходит деформация русского литературного языка, падает интерес к его изучению. Именно поэтому проблемы лингвистического образования в средней школе становятся особенно актуальными.
Программа предназначена для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации. Оно ориентировано на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Педагогическая целесообразность заключается в том, чтобы вернуть утраченную красоту русской речи, обратить детей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению. Программа объединения предполагает возродить уважение к самоценному, яркому и правдивому Слову, позволит расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа, уделяя особое внимание вопросам формирования их речевой культуры в современной речевой ситуации, в том числе связанным с коммуникацией в интернет-пространстве.
Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры учащихся.
Отличительные особенности программы.
Настоящая программа рассчитана на школьников трёх возрастных групп, по характеру предметная, развивающая.
Образовательный процесс объединения начального, среднего и старшего звена включен в процесс языкового развития учащихся, развитие способностей ребенка к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования различных средств социального опыта.
Данная программа основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного.
Программа объединения включает в себя общеобразовательные развивающие программы «Весёлая грамматика», «Родная речь», которые рассматривают:
теоретический материал;
вопросы и задания практического характера;
задания творческого характера.
Адресат программы.
Программа «Лингвистическая грамотность адресована детям от 10 до 15 лет.
Условия набора в учебные группы
В группы первого года обучения принимаются по желанию все дети среднего школьного возраста, не зависимо от уровня способностей и подготовленности.
В группы второго года обучения могут поступать вновь прибывающие дети при наличии определенного уровня способностей и интереса к данному предмету. С ними проводится входная диагностика, определяются проблемы, существующее отставание в освоении программы ликвидируется на индивидуальных занятиях. При комплектовании групп допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку, так как специфика разделов и тем предусматривает участие разновозрастных групп детей.
Количество учащихся.
Наполняемость учебных групп: 10-15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Сроки реализации программы - 2 года обучения (144)
1 год обучения – 72 час
2 год обучения – 72 час.
Режим занятий.
На 1-2 годах обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по два учебных часа с перерывом между занятиями 10 минут. Длительность учебного часа для детей среднего и школьного возраста - 45 минут.
Календарный учебный график.
Количество учебных недель – 72.
Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Начало занятий групп второго и последующих годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 25 мая.
Продолжительность каникул – с 1 июня по 31 августа.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия в объединении «Лингвистическая грамотность» направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать коммуникативную компетентность.
На занятиях учащиеся ознакомятся с наиболее употребительными языковыми приёмами фонетики, словообразования, лексики, морфологии и синтаксиса, получат навыки анализа текста, что, на мой взгляд, поможет им осознать красоту и выразительность русской речи, раскрыть неисчерпаемые богатства языка, используемые русскими поэтами и писателями, заложенные во всех областях языка.
Формы организации деятельности учащихся:
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (учащимся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др. мероприятиям).
На занятиях предусматривается использование следующих технологий обучения:
-традиционные технологии:
-объяснительно-иллюстративные (Я.Коменский)
-Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));
-гуманно- личностная (Ш.Амонашвили).
-проблемное обучение;
-информационно-коммуникационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
Цель: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Содержание программы
1 год обучения
Задачи:
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
|
|
-способность сохранения индивидуальности ребенка; -гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; -уважение к истории, культурным и историческим памятникам; -уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
|
Учебный план
1 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||||
Всего | В том числе: | |||||||
Теория | Практика | |||||||
Вводное занятие | 1 | 1 | - | |||||
1. | Знакомство с содержанием курса «Лингвистическая грамотность». | 1 | 1 | - | Устное собеседование | |||
2. | Давайте познакомимся | 7 | 3 | 4 | ||||
«О чем расскажет мое имя». | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Словесные раскопки вещей. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы | 1 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
Этимологические и исторические сведения о происхождении слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Рассказ об истории географических названий: городов, рек, озер, улиц. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
Работа с этимологическим словарем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
Игра «Путешествие на машине времени». | 1 | - | 1 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
3 | Звуки и буквы | 4 | 2 | 2 | ||||
Можно ли писать без букв? Пиктография. Составление и расшифровка рисуночного письма. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Папирус и пергамент. Появление письменности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос | ||||
Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. | 1 | - | 1 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
4. | Что такое орфоэпия | 10 | 5 | 5 | ||||
Что такое орфоэпия Нормы литературного произношения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Нормы литературного произношения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
Скороговорки, чистоговорки. Работа со скороговорками. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
Скороговорки, чистоговорки. Работа со скороговорками. | 1 | - | 1 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
Пословицы, поговорки. | 1 | 1 | - | Устное собеседование | ||||
Пословицы, поговорки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
Знакомство с орфоэпическим словарем. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
Работа с орфоэпическим словарём | 1 | - | 1 | Практическая работа | ||||
Звуковая культура речи. | 1 | 1 | - | Устное собеседование | ||||
Звуковая культура речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
5. | Волшебная страна Фонетика | 12 | 5 | 7 |
| |||
Звуки и буквы. Практическое значение знания алфавита. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая проверочная работа | ||||
Твердые и мягкие согласные звуки. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование | ||||
Удивительные звуки. “Невидимки звуки”. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
Звонкие и глухие “двойняшки”. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Звонкие и глухие “одиночки”. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
Путешествие по стране «Удвоенные согласные». | 1 | - | 1 | Тестирование | ||||
Путешествие по стране «Удвоенные согласные». | 1 | - | 1 | Опрос, практическая работа, собеседование | ||||
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Шипящие согласные | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)». | 1 | 0,5 | 0,5 | Викторина | ||||
На сцене гласные. Добрый помощник – ударение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Как запомнить непроверяемое написание. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование | ||||
Перенос слов. Правила переноса. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
6. | Волшебная страна Грамматика | 11 | 6 | 5 | ||||
Загадки. Технология составления загадок. | 1 | 0,5 | 0,5 | Опрос, практическая работа, собеседование | ||||
Добрый “волшебник” – Ударение. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). | 1 | 0,5 | Лингвистические игры. | |||||
Безударные гласные в корне слова). | 1 | 0,5 | Тестирование | |||||
Непроверяемые безударные гласные. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | ||||
Непроверяемые безударные гласные. | 1 | - | 1 | Тестирование | ||||
Мягкий знак. Значение и особенности мягкого знака. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | ||||
Твердый знак. Значение и особенности твердого знака. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
Игра «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать». | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра-конкурс « Кто самый грамотный и аккуратный» | ||||
Практикум Умеешь ли ты правильно и точно говорить» (составление рассказа по картинкам) | 1 | - | 1 | Творческая работа | ||||
О роли орфографии. А все-таки она хорошая! Волшебный клубок орфограмм. | 1 | - | 1 | Тестирование | ||||
7. | В стране слов | 5 | 2 | 3 | ||||
Что такое слово. Словарное богатство русского языка. | 1 | 0,5 | Викторина | |||||
В мире словарей. Работа со словарями. Происхождение слов. Сказал то же, да не одно и то же. Разговор о словарном запасе человека. | 1 | - | 1 | Практические упражнения | ||||
Крылатые слова и выражения: а форизмы в литературных произведениях. | 1 | 0,5 | Викторина | |||||
Сказочные фразеологизмы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
Из чего состоят слова? Слова-родственники | 1 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
8. | В гостях у частей речи | 7 | 3 | 4 | ||||
Существительные – слова с предметным значением | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Приключения в стране “Имя прилагательное”. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические игры. | ||||
Дружба имени существительного с именем прилагательным. | 1 | 0,5 | 0,5 | Занимательные состязания | ||||
Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Как мама Глаголиха учила глагольчиков (время глаголов). | 1 1 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 | Лингвистические игры. | ||||
С глаголами раздельно частицу не пиши. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
Откуда появились глаголы – исключения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование | ||||
Лингвистическая викторина «В гостях у частей речи» | 1 | - | 1 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||
9. | «Прочь с дороги!» | 11 | 5 | 6 | ||||
Появление неологизмов. Неологизмы - наши ровесники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Что такое этикет? Речевой этикет. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
О чувстве дистанции: правила общения со старшим. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение ситуативных задач. | ||||
О правилах приличия: правила поведения в гостях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Инсценировки жизненных ситуаций. | ||||
Правила вежливости. «Волшебные» слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение ситуативных задач. | ||||
Здравствуйте! Формулы приветствия. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение компьютерных задач по правилам приличия. | ||||
Тон, тема и пустые разговоры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение ситуативных задач. | ||||
Слова, засоряющие нашу речь. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Общаемся друг с другом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение ситуативных задач. | ||||
Мать и мама. | 1 | 0,5 | 0,5 | Решение ситуативных задач. | ||||
Праздник «Правила хорошего тона» | 1 | - | 1 | Практическое занятие | ||||
10. | Память и грамотность | 2 | 1 | 1 | ||||
Зрительная память. Слуховая память Как тренируется память. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | ||||
Способы запоминания. Составление плана Подготовка к празднику «Путешествие в страну Л ингвистику» | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическая работа | ||||
11. | Обобщающее занятие | 2 | - | 2 | ||||
Подготовка к празднику «Путешествие в страну Лингвистику» | Практическая работа | |||||||
Праздник «Путешествие в страну Лингвистику» | Практическая работа | |||||||
Итого | 72 | 33 | 39 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие
Теория. Мотивация необходимости для современного знания русского языка. Программа работы объединения. Расписание занятий. Правила поведения в коллективе. Правила охраны труда
2. Давайте познакомимся
Теория. Презентация «О чем расскажет мое имя». Первые христианские имена. Почему женских имен больше, чем мужских. Обряд называния: как на Руси давалось имя ребёнку.
Практика. Святцы
Теория. Удивительное рядом. Как возникают названия. Словесные раскопки вещей. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы Этимологические и исторические сведения о происхождении слов. Рассказ об истории географических названий: городов, рек, озер, улиц. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Практика. Игра «Путешествие на машине времени. Работа с этимологическим словарем. Лингвистические упражнения, игры.
#1052;ожно ли писать без букв?
Теория. Экскурс в историю. Пиктография. Составление и расшифровка рисуночного письма. Первые шаги человечества к изобретению письма. Сообщения о папирусе и пергаменте. Почему люди говорят на разных языках? Русский язык на земном шаре. Язык и народ. Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
4. Что такое орфоэпия
Теория. Нормы литературного произношения. Скороговорки, чистоговорки. Работа со скороговорками. Работа со скороговорками. Пословицы, поговорки. Знакомство с орфоэпическим словарем. Звуковая культура речи.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
5. Волшебная страна «Фонетика
Теория. Волшебная страна “Фонетика”. Сказка о Звуках и Буквах. Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах. Удивительные звуки. “Невидимки звуки”. Звонкие и глухие “двойняшки”. Звонкие и глухие “одиночки”. Почему они так называются. Путешествие по стране «Удвоенные согласные».
Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Шипящие согласные. «Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)». Легкие головоломки. Технология составление головоломок. На сцене гласные. Добрый помощник – ударение. Веселые правила.
Практика. Разучивание и применение веселых правил. Скорая орфографическая помощь, или Как запомнить непроверяемое написание. Перенос слов. Правила переноса. Игра «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать». «Умеешь ли ты правильно и точно говорить» (составление рассказа по картинкам). Лингвистические упражнения, игры.
#1042;олшебная страна «Грамматика»
Теория.
Играем в загадки. Технология составления загадок. Добрый “волшебник” – Ударение. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова).
Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля. Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь – твой помощник. Мягкий знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности твердого знака. Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы.
Рассказ-беседа о роли орфографии. А все-таки она хорошая! Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии.
Практика. Группировка слов, подбор слов на определенные правила с использованием словарей. Лингвистические упражнения, игры.
7. В стране слов
Теория. Что такое слово. В царстве смыслов много дорог. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Где же хранятся слова? Как найти слово в словаре? В мире словарей. Работа со словарями. Происхождение слов. Сказал то же, да не одно и то же. Разговор о словарном запасе человека. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Крылатые слова и выражения: афоризмы в литературных произведениях.
Сказочные фразеологизмы. Из чего состоят слова? Слова-родственники.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
8. В гостях у частей речи
Теория. Существительные – слова с предметным значением. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное». Приключения в стране “Имя прилагательное”. Дружба имени существительного с именем прилагательным. Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Как мама Глаголиха учила глагольчиков (время глаголов). С глаголами раздельно частицу не пиши. Откуда появились глаголы – исключения.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
9. Прочь с дороги!
Теория. Рассказ о культуре речи. Появление неологизмов. Неологизмы - наши ровесники. Соблюдение речевого этикета. О чувстве дистанции: правила общения со старшим.
Практика. Ситуативные задачи. О правилах приличия: правила поведения в гостях.
Практика. Решение компьютерных задач по правилам приличия.
Теория. Вежливость: «волшебные» слова.
Практика. Ситуативные задачи.
Теория. Здравствуйте! Формулы приветствия.
Практика. Решение компьютерных задач по правилам приличия
Теория. Мать и мама: обращения к родителям.
Практика. Решение компьютерных задач по речевому этикету.
Теория. Тон, тема и пустые разговоры: что нужно знать, чтобы поддержать беседу.
Практика. Беседа за чаепитием.
Теория. Слова, засоряющие нашу речь. Общаемся друг с другом.
Практика. Праздник «Правила хорошего тона»
#1055;амять и грамотность
Теория.
Зрительная память. Слуховая память. Как тренируется память. Способы запоминания. Составление плана.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
11 .Обобщающее занятие
Практика. «Путешествие не заканчивается…»
Планируемые результаты
После прохождения программы первого года обучения учащиеся должны
знать: | уметь: |
|
группировать и подбирать слова на определенные правила;
составлять рассказы по картинке. |
Содержание программы
2 год обучения
Задачи:
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
|
|
|
Учебный план
№ п/п | Название разделы, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||||||
Всего | В том числе: | ||||||||
Теория | Практика | ||||||||
72 | 27 | 45 | |||||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | |||||
Программа работы объединения. Расписание занятий. Правила поведения в коллективе. Правила охраны труда. | 1 | 1 | - | Устное собеседование | |||||
2 | Этимология | 8 | 3 | 5 | |||||
Наука этимология. «Раскопки» слов, к истокам слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
«Как возникают названия» их происхождение, история слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
«Как возникают названия» их происхождение, история слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестирование | |||||
Загадки происхождения слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Исторические родственники. | 1 | 1 | - | Фронтальный опрос | |||||
Выпуск тематического Лингви стического бюллетеня «История Происхождения слов». | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Выпуск тематического Лингвистического бюллетеня «История происхождения слов». | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Лингвистические упражнения, игры. | 1 | - | 1 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
3 | Лексика | 13 | 5 | 8 | |||||
Словарное богатство родного языка. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Прямое и переносное значение слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |||||
Однозначные и многозначные слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Однозначные и многозначные слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |||||
Омонимы | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Синонимы | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Смысловые и эмоциональные оттенки синонимов, | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
Антонимы | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |||||
Фразеологизмы | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Фразеологизмы - соратники, фразеологизмы – близнецы, фразеологизмы - противники, (синонимы, омонимы, антонимы"). | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
Словари. Энциклопедические и лингвистические словари. | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова». | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Устный журнал «Его величество словарь». Создание проекта | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
4 | Состав слова. Словообразование. | 10 | 4 | 6 | |||||
Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 | 0,5 | 0,5 | Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями. | |||||
Как и почему появляются новые слова? | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
Корень слова. В какой одежде к нам приходит корень? | 1 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | ||||||
Чередование корней. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
О вороватых суффиксах и заковыристых приставках. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
О вороватых суффиксах и заковыристых приставках. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
Многообразие способов образования слов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
Богатые возможности словообразования и формообразования. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Практическая работа «Богатство русского языка». | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Лингвистическая игра « Родственники». В мастерской Словотворчества | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
5 | Стилистика | 10 | 4 | 6 | |||||
Текст и его основные признаки | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Учимся создавать текст | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |||||
Как писать рецензию. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Как писать рецензию. | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Учимся рассуждать … Зачем? О чем? Как? | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
«Я к вам пишу…» (эпистолярный жанр) | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческая работа | |||||
Язык средств массовой Информации | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с районной газетой. Экскурсия в библиотеку | |||||
Оформление газеты п русскому ж языку «Школьный калейдоскоп» по теме: «Берегите наш язык, боритесь за его чистоту!» | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Особенности устной публичной речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Оратор и его аудитория. Секрет хорошего выступления. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
6 | Морфология | 9 | 4,5 | 4,5 | |||||
Части речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Имя существительное | 1 | 0,5 | 0,5 | Устное собеседование | |||||
Очень занимательное – имя прилагательное. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Запасные игроки. (Местоимение). | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Глагол – настоящий богач среди частей речи. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
В царстве наречий. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Имя числительное | 1 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы; междометие | 1 | 0,5 | Практическое занятие | ||||||
Слова категории состояния. Кое-что о звукоподражаниях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
7 | Синтаксис и Пунктуация | 11 | 4 | 7 | |||||
Словосочетание. Предложение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
Текст. Отличие текста от набора предложений. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? В поисках подлежащего. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальный опрос | |||||
Второстепенные члены предложения. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Лингвистический карнавал «Члены предложения». | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Занимательно о пунктуации. | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лингвистические упражнения, игры. | |||||
«Необязательные знаки». | 1 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Конкурс смекалистых. Лингвистические упражнения, игры. | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
Конкурс смекалистых. Лингвистические упражнения, игры. | 1 | - | 1 | Практическое занятие | |||||
8 | В руках умелых слово творит чудеса | 6 | 2 | 4 | |||||
Русский язык – один из богатейших языков в мире. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Основы стихосложения. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Рифма, ритм, стопа, Строка | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Размеры стиха | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||
Сочиняем буриме. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
Сочиняем буриме. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | Практическое занятие | |||||
9 | Наш язык богат и Могуч | 2 | - | 2 | |||||
Слова иноязычного происхождения. | Работа с новейшим словарём иностранных слов и выражений. | ||||||||
Командная игра на знание фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов. | |||||||||
Итоговое занятие | 2 | - | 2 | ||||||
Вечер русского языка | 2 | - | 2 | Практическое занятие | |||||
Итого: | 72 | 27,5 | 44,5 |
Содержание учебного плана
2 год обучения
Вводное занятие.
Теория. Мотивация необходимости для современного знания русского языка. Программа работы объединения. Расписание занятий. Правила поведения в коллективе. Правила охраны труда.
#1069;тимология.
Теория. Наука этимология. «Раскопки» слов, к истокам слова. «Как возникают названия» их происхождение, история слов. Загадки происхождения слов. Исторические родственники.
Практика. Сбор материала и выпуск тематического лингвистического бюллетеня «История происхождения слов». Лингвистические упражнения, игры.
#1051;ексика.
Теория. Продолжение разговора о словарном запасе человека. Словарное богатство родного языка. Куда «переносит» переносное значение?
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Слова с противоположным значением. (Антонимы). Многообразие антонимов. Слова, придуманные писателями. Все народы меняются словами.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
Теория. Продолжение разговора о фразеологических оборотах. Практика. Путешествие по стране Фразеологии. Тайны рождения фразеологизмов. Фразеологизмы - соратники, фразеологизмы - близнецы, фразеологизмы - противники, (синонимы, омонимы, антонимы").
Практика. Лингвистические упражнения, игры. Сбор материала к презентации «Фразеологизмы». Оформление презентации «Фразеологизмы» Фразеологический марафон.
Теория. Словари. Энциклопедические и лингвистические словари.
Практика. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова». Решение занимательных лингвистических заданий. Выставка необычных словарей: «Путешествие на машине времени». Устный журнал «Его величество словарь». Создание проекта
4. Состав слова. Словообразование.
Теория. Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями. Как разделить слово на значимые части. Всегда ли слагаемые равны сумме? Как и почему появляются новые слова? В какой одежде к нам приходит корень? Чередование корней. Разноликие морфемы. О вороватых суффиксах и заковыристых приставках.
«Строительство» слов. Образование слов. Многообразие способов образования слов. Богатые возможности словообразования и формообразования.
Практика. Практическая работа «Богатство русского языка». Лингвистическая игра « Родственники». В мастерской словотворчества.
#1057;тилистика.
Теория. Ученик чародея, или учимся создавать текст. Как писать рецензию. Учимся рассуждать … Зачем? О чем? Как? «В некотором царстве, в некотором государстве...», или сочиняем волшебную сказку о себе самом. «Я к вам пишу…» (эпистолярный жанр)
Язык средств массовой информации. Работа с районной газетой. Экскурсия в редакцию районной газеты.
Практика. Подготовка материала и оформление газеты по русскому языку «Школьный калейдоскоп» по теме: «Берегите наш язык, боритесь за его чистоту!»
Теория. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Секрет хорошего выступления. Признаки аудитории слушателей. Этикетные формулы русского языка. Установленный порядок поведения.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
6 . Морфология
Теория. Признаки частей речи. Как морфология порядок навела. (О частях речи). Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Сказка о падежах. Этимология названий падежей. Если упали ножницы,… или о роде и числе существительных. Очень занимательное – имя прилагательное. Запасные игроки. (Местоимение). Назначение местоимений. Самая подвижная часть речи. (Глагол). Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? Глагол и его друзья. Помощники глагола. (Наречие). В царстве наречий. Слова, называющие числа. (Имя числительное). Слова, называющие числа. (Имя числительное). Другие «жители» Морфологии. (Служебные части речи, междометие). Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц. Практика. Конкурс смекалистых (олимпиадные задания). Теория. Как открыть новую часть речи. Слова категории состояния. Кое-что о звукоподражаниях.
Практика. Лингвистические упражнения, игры.
Сбор материала и создание проекта по морфологии «Это интересно».
7. Синтаксис и Пунктуация.
Теория. Словосочетание. Предложение. Признаки предложения, оформление
Теория. Предложения на письме. Текст. Отличие текста от набора предложений.
Главные и второстепенные члены предложения. Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? В поисках подлежащего. Второстепенные члены предложения. Лингвистический карнавал «Члены предложения». Занимательно о пунктуации. Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях. «Необязательные знаки».
Практика. Конкурс смекалистых (олимпиадные задания). Лингвистические упражнения, игры.
8. В руках умелых слово творит чудеса.
Теория. Русский язык – один из богатейших языков в мире. Рифма, ритм, стопа, строка; основы стихосложения.
Практика. Сочиняем буриме. Решение занимательных лингвистических заданий.
9. Наш язык богат и могуч.
Теория. Откроем ещё одну шкатулку с богатствами русского языка: слова иноязычного происхождения.
Практика. Работа с новейшим словарём иностранных слов и выражений.
Теория. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Практика. Командная игра на знание фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.
Теория. Экскурсия в библиотеку. Практика. Посещение сельской библиотеки.
Практика. Заключительное занятие. Вечер русского языка.
Планируемые результаты
После прохождения программы второго года обучения учащиеся должны
знать: | уметь: |
|
|
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с педагогом вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
В результате обучения учащиеся получают возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности. Они предполагают развитие речевых способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста, владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
В процессе реализации программы объединения «Лингвистическая грамотность» у учащихся формируются следующие компетенции:
Ключевые:
Ценностно-смысловые компетенции:
- способность учащихся видеть и понимать окружающий мир, правильно ориентироваться в нём;
- осознавать роль воспитанника объединения и её предназначение;
- умение ставить цель для своих действий и поступков;
- умение принимать решения.
Общекультурные компетенции:
- принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур и религий;
- владение эффективными способами организации свободного времени
Учебно-познавательные компетенции:
- умение самостоятельно добывать знания непосредственно из окружающей действительности;
- умение планировать и ставить цель, анализировать;
- умение отличать факты от домыслов;
- умение использовать вероятностные, статистические и иные методы познания;
Информационные компетенции:
- владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и др.);
- владение информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);
- умение находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать её, сохранять и использовать.
Коммуникативные компетенции:
- владение способами взаимодействия с окружающими;
- навыки работы в группе, коллективе;
- владение различными социальными ролями;
- навыки самопрезентации;
- умение вести дискуссию;
- владение эффективными способами решения конфликтных ситуаций.
Социально-трудовые компетенции:
- выполнение роли гражданина, учащегося, члена семьи;
- умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
Компетенции личностного самосовершенствования:
- владение способами физического, духовного и интеллектуального саморазвития, владение навыками эмоциональной саморегуляции и самоподдержки в собственных интересах и возможностях;
- формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Специальные:
- общая психологическая культура подростков;
- умение управлять своими эмоциями;
- умение использовать различные приёмы по совершенствованию своего характера, памяти, внимания.
Методическое обеспечение
Раздел или тема программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов | |
1-ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ | Лекции учителя с разичными видами заданий; составление обобщающих таблиц и схем; работа в группах; тренинги, круглые столы; деловые игры и практикумы; беседы. | Словесные: рассказ, беседа, лекция, прослушивание аудиозаписей, дискуссия Наглядные: работа со схемами, таблицами, иллюстрациями, плакатами. Практические: упражнения, деловые игры, тренинги, ролевые игры, тестовые работы. Проблемно-поисковые: эвристический или частично-поисковый, исследовательский, выполнение творческих заданий по орфографии и по созданию собственных текстов; | Инструкции по технике безопасности. Схемы, иллюстрации, планы-конспекты занятий, методики промежуточной и итоговой аттестации, справочные материалы по грамматике русского языка и развитию речи, итоговые тесты по диагностике знаний по всем разделам грамматики, лингвистические словари и справочники,. | Компьютер проектор, ноутбук, плакаты, таблицы, аудиозаписи текстов для переработки информации | Пробное тестирование, устное собеседование, письменные проверочные работы по орфографии и пунктуации, творческие письменные работы с использованием ИВС, мини-сочинения, итоговое тестирование по разделу «Правила грамматики и исключения из них » | |
2-й год обучения | Написание текстов с различной степенью свернутости создание текстов в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | Практические: упражнения, тренинги, экспресс-тесты, опросы. | Тексты различных стилей и типов речи | Аудиозаписи текстов для переработки информации | Написать рецензию, сочинить волшебную сказку | |
| Создание текстов в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | Практические: упражнения по орфографии и пунктуации, тестирование . | Справочные таблицы: «Средства выразительности», «Речевые клише» | Компьютер, проектор, ноутбук, плакаты, таблицы | ||
Итоговое занятие | Самостоятельный отбор теоретического и практического языкового материала | Практические: тестирование, сжатое изложение, сочинение-рассуждение | КИМы | Компьютер | Тестирование По грамматике и стилистике |
Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной программы
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 72.
Начало занятий групп первого года обучения – с 15 сентября, окончание занятий – 31 мая. Начало занятий групп второго и последующих годов обучения – с 1 сентября, окончание занятий – 25 мая. Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
По количеству занимающихся детей и для педагога:
Столы, стулья, доска настенная, ноутбук, корзина для мусора, шкафы книжные с антресолями, экспозиционные стенды.
Дидактические материалы:
Папки с наглядным и раздаточным материалом:
-таблицы
-плакаты
-иллюстрации, рисунки, схемы к разделам и темам грамматики и развития речи.
Методические материалы:
Конспекты занятий, педагогическая копилка, диагностический материал.
Инструкции:
- программа вводного инструктажа;
- общие правила техники безопасности на занятиях;
- по правилам пожарной безопасности;
- по правилам дорожного движения.
Информационное обеспечение
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагоги, работающие по данным модулям, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Формы аттестации
продуктивные формы: написание рецензии, волшебной сказки;
участие в предметной неделе русского языка и литературы; выставки лучших конкурсных сочинений, участие в олимпиадах, учебно-исследовательские конференции и т. д.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
Введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, система поощрений и почетных грамот, ценные подарки или призы.
Технологии, формы и методы обучения
В образовательном процессе используются технологии: информационно-коммуникативного обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, технология портфолио.
Формы подведения итогов.
- практические работы;
- комплексный анализ текста;
- тестирование;
- написание текстов в различных жанрах,
- письмо под диктовку,
- самоконтроль,
- взаимопроверка,
- фронтальный опрос,
- индивидуальный устный опрос,
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- презентация;
- итоговая зачётная работа.
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Лингвистическая грамотность»
№п\п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 08. 09 | Вводное занятие. Лекция, Беседа | 1 | Вводное занятие Программа работы объединения. Расписание занятий. Правила поведения в коллективе. Правила охраны труда. | Класс | Устное собеседование | |
2 | Сентябрь | 08. 09 | Изучение нового материала. Беседа | 1 | «Давайте познакомимся» «О чем расскажет мое имя». | Класс | Устное собеседование | |
3 | Сентябрь | 15. 09 | Изучение нового материала. | 1 | Словесные раскопки вещей. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
4 | Сентябрь | 15. 09 | Изучение нового материала. | 1 | Этимологические и исторические сведения о происхождении слов. | Класс | Устное собеседование | |
5 | Сентябрь | 22. 09 | Беседа, сообщения | 1 | Рассказ об истории географических названий: городов, рек, озер, улиц. | Класс | Устное собеседование | |
6 | Сентябрь | 22. 09 | Изучение нового материала Практическое занятие | 1 | Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. | Класс | Фронтальный опрос | |
7 | Сентябрь | 29. 09 | Практическое занятие. | 1 | Работа с этимологическим словарем. | Класс | Практическая работа | |
8 | Сентябрь | 29. 09 | Практическое занятие. Закрепление знаний. | 1 | Игра «Путешествие на машине времени. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
9 | Октябрь | 06. 10 | Урок изучения нового материала | 1 | Можно ли писать без букв? Пиктография. Составление и расшифровка рисуночного письма. | Класс | Устное собеседование | |
10 | Октябрь | 06. 10 | Урок изучения нового материала | 1 | Папирус и пергамент. Появление письменности. | Класс | Устное собеседование | |
11 | Октябрь | 13. 10 | Урок знакомства с новым материалом | 1 | Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий. | Класс | Фронтальный опрос | |
12 | Октябрь | 13. 10 | Закрепление знаний | 1 | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
13 | Октябрь | 20. 10 | Изучение нового материала | 1 | Что такое орфоэпия Нормы литературного произношения. | Класс | Устное собеседование | |
14 | Октябрь | 20. 10 | Практическое занятие | 1 | Нормы литературного произношения. | Класс | Практическая работа | |
15 | Октябрь | 27. 10 | Практическое занятие | 1 | Скороговорки, чистоговорки. Работа со скороговорками. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
16 | Октябрь | 27. 10 | Закрепление знаний | 1 | Скороговорки, чистоговорки. Работа со скороговорками. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
17 | Ноябрь | 10. 11 | Урок знакомства с новым материалом | 1 | Пословицы, поговорки. | Класс | Устное собеседование | |
18 | Ноябрь | 10 11 | Закрепление знаний | 1 | Пословицы, поговорки. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
19 | Ноябрь | 17. 11 | Практическое занятие | 1 | Знакомство с орфоэпическим словарем. | Класс | Практическая работа | |
20 | Ноябрь | 17. 11 | Закрепление знаний | 1 | Работа с орфоэпическим словарём | Класс | Практическая работа | |
21 | Ноябрь | 24. 11 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Звуковая культура речи. | Класс | Устное собеседование | |
22 | Ноябрь | 24. 11 | Закрепление знаний | 1 | Звуковая культура речи. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
23 | Ноябрь | 27. 11 | Практическое занятие | 1 | Волшебная страна Фонетика Звуки и буквы. Практическое значение знания алфавита. | Класс | Практическая работа | |
24 | Ноябрь | 27. 11 | Закрепление знаний | 1 | Твердые и мягкие согласные звуки. | Класс | Тестирование | |
25 | Декабрь | 01. 12 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Удивительные звуки. “Невидимки звуки”. | Класс | Фронтальный опрос | |
26 | Декабрь | 01. 12 | Изучение нового материала | 1 | Звонкие и глухие “двойняшки”. | Класс | Устное собеседование | |
27 | Декабрь | 08. 12 | Закрепление знаний | 1 | Звонкие и глухие “одиночки”. | Класс | Фронтальный опрос | |
28 | Декабрь | 08. 12 | Закрепление знаний | 1 | Путешествие по стране «Удвоенные согласные». | Класс | Тестирование | |
29 | Декабрь | 15. 12 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Путешествие по стране «Удвоенные согласные». | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
30 | Декабрь | 15. 12 | Изучение нового материала | 1 | Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Шипящие согласные | Класс | Фронтальный опрос | |
31 | Декабрь | 22. 12 | Практическое занятие | 1 | Волшебный клубок орфограмм (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн)». | Класс | Практическая работа | |
32 | Декабрь | 22 12 | Практическое занятие | 1 | На сцене гласные. Добрый помощник – ударение. | Класс | Устное собеседование | |
33 | Декабрь | 29. 12 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Как запомнить непроверяемое написание. | Класс | Тестирование | |
34 | Декабрь | 29. 12 | Изучение нового материала | 1 | Перенос слов. Правила переноса. | Класс | Фронтальный опрос | |
35 | Январь | 12. 01 | Урок-практикум | 1 | Волшебная страна Грамматика Загадки. Технология составления загадок. | Класс | Практическая работа | |
36 | Январь | 12. 01 | Изучение нового материала | 1 | Добрый “волшебник” – Ударение. Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). | Класс | Лингвистические игры. | |
37 | Январь | 19. 01 | Практическое занятие | 1 | Безударные гласные в корне слова). | Класс | Тестирование | |
38 | Январь | 19. 01 | Практическое занятие | 1 | Непроверяемые безударные гласные. | Класс | Фронтальный опрос | |
39 | Январь | 26. 01 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Непроверяемые безударные гласные. | Класс | Тестирование | |
40 | Январь | 26. 01 | Изучение нового материала | 1 | Мягкий знак. Значение и особенности мягкого знака. | Класс | Практическое занятие | |
41 | Февраль | 02. 02 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Твердый знак. Значение и особенности твердого знака. | Класс | Лингвистические игры. | |
42 | Февраль | 02. 02 | Изучение нового материала | 1 | Большие и маленькие. Слова, которые пишутся с заглавной буквы. | Класс | Практическая работа | |
43 | Февраль | 09. 02 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Игра «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать». | Класс | Игра-конкурс « Кто самый грамотный и аккуратный» | |
44 | Февраль | 09. 02 | Практическое занятие | 1 | Практикум Умеешь ли ты правильно и точно говорить» (составление рассказа по картинкам) | Класс | Творческая работа | |
45 | Февраль | 16. 02 | Изучение нового материала | 1 | О роли орфографии. А все-таки она хорошая! Волшебный клубок орфограмм. | Класс | Тестирование | |
46 | Февраль | 16. 02 | Закрепление умений и навыков | 1 | В стране слов Что такое слово. Словарное богатство русского языка. | Класс | Викторина | |
47 | Март | 02. 03 | Урок-практикум | 1 | В мире словарей. Работа со словарями. Происхождение слов. Сказал то же, да не одно и то же. Разговор о словарном запасе человека. | Класс | Практические упражнения | |
48 | Март | 02. 03 | Изучение нового материала | 1 | Крылатые слова и выражения: афоризмы в литературных произведениях. | Класс | Викторина | |
49 | Март | 09. 03 | Урок-практикум | 1 | Сказочные фразеологизмы. | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
50 | Март | 09. 03 | Изучение нового материала | 1 | Из чего состоят слова? Слова-родственники | Класс | Устное собеседование | |
51 | Март | 16. 03 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | В гостях у частей речи Существительные – слова с предметным значением | Класс | Устное собеседование | |
52 | Март | 16. 03 | Изучение нового материала | 1 | Приключения в стране “Имя прилагательное”. | Класс | Лингвистические игры. | |
53 | Март | 23. 03 | Практическое занятие | 1 | Дружба имени существительного с именем прилагательным. | Класс | Занимательные состязания | |
54 | Март | 23. 03 | Изучение нового материала | 1 | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Как мама Глаголиха учила глагольчиков (время глаголов). | Класс | Лингвистические игры. | |
55 | Апрель | 06. 04 | Практическое занятие | 1 | С глаголами раздельно частицу не пиши. | Класс | Практическая работа | |
56 | Апрель | 06. 04 | Изучение нового материала | 1 | Откуда появились глаголы – исключения. | Класс | Тестирование | |
57 | Апрель | 13. 04 | Обобщающий урок | 1 | Лингвистическая викторина «В гостях у частей речи» | Класс | Лингвистические упражнения, игры. | |
58 | Апрель | 13. 04 | Изучение нового материала | 1 | «Прочь с дороги!». Появление неологизмов. Неологизмы - наши ровесники. | Класс | Устное собеседование | |
59 | Апрель | 20. 04 | Изучение нового материала | 1 | Что такое этикет? Речевой этикет. | Класс | Устное собеседование | |
60 | Апрель | 20. 04 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | О чувстве дистанции: правила общения со старшим. | Класс | Решение ситуативных задач. | |
61 | Апрель | 27. 04 | Изучение нового материала | О правилах приличия: правила поведения в гостях. | Класс | Решение компьютерных задач по правилам приличия. | ||
62 | Апрель | 27. 04 | Практическое занятие | 1 | Вежливость: «волшебные» слова. | Класс | Решение ситуативных задач. | |
63 | Май | 04. 05 | Изучение нового материала | 1 | Здравствуйте! Формулы приветствия. | Класс | Решение компьютерных задач по правилам приличия. | |
64 | Май | 04. 05 | Практическое занятие | 1 | Тон, тема и пустые разговоры. | Класс | Решение ситуативных задач. | |
65 | Май | 11. 05 | Изучение нового материала | 1 | Слова, засоряющие нашу речь. | Класс | Устное собеседование | |
66 | Май | 11. О5 | Изучение нового материала | 1 | Общаемся друг с другом. | Класс | Решение ситуативных задач. | |
67 | Май | 18. 05 | Практическое занятие | Мать и мама. | Класс | Решение ситуативных задач. | ||
68 | Май | 18. 05 | Урок контроля знаний,умений и навыков | 1 | Праздник «Правила хорошего тона» | Класс | Практическое занятие | |
69 | Май | 25. 25 | Изучение нового материала | 1 | Память и грамотность. Зрительная память. Слуховая память. Как тренируется память. | Класс | Устное собеседование | |
70 | Май | 25. 25 | Урок-практикум | 1 | Способы запоминания. Составление плана Подготовка к празднику «Путешествие в страну Лингвистику» | Класс | Практическая работа | |
71 | Май | 28. 05 | Урок-практикум | 1 | Подготовка к празднику «Путешествие в страну Лингвистику» | Класс | Практическая работа | |
72 | Май | 28. 05 | Обобщающий урок | 1 | Праздник «Путешествие в страну Лингвистику» | Класс | Практическая работа |
Список литературы
для педагога:
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: русский язык, 1986.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – М.: Русский язык, 1981.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000.
4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
6. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. – Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1966.
7. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
8. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
9. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.: Знание, 1982.
10. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. – СПб.: Просвещение, 1992.
11. Успенский Л.В. Культура речи. – М.: Знание, 1976.
12. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
13. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
14. Васильев С. Играющие в прятки. – Волгоград, 2005.
15. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
#1040;лександрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М., “Просвещение”, 2004.
#1040;кишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М., “Просвещение”, 1990Н.Н.
#1059;шаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М., “Просвещение”, 1989.
#1040;кишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., “Просвещение”, 1978
20. Г.А. Панов. Занимательные задания по русскому языку”. – М., “Просвещение”, 1991.
21. А. Бондаренко. Где прячутся ошибки.– М., “Просвещение”, 1999.
22. Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М., “Просвещение”, 2005.
23. Волина В.А. Весёлая грамматика. – М., “Просвещение”, 1995г.
для учащихся:
1. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.. 1987.
2. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
4. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
5. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
6. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение. 1989.
7. Горбаневский М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
8. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
9. Г.А. Панов. Занимательные задания по русскому языку”. – М., “Просвещение”, 1991.
Интернет - ресурсы
Глоссарий
Выразительность русской речи. Средства выразительности.
Изобразительно-выразительные средства языка
ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины | Значение | Примеры |
Антонимы, контекстные антонимы | Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. | Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.) |
Синонимы, контекстные синонимы | Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется. | Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать |
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соеди-няющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква... |
Профессиона -лизмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать... |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. | Болван, вертихвостка, вихлять
|
Неологизмы (новые слова)
| Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . | Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней. |
Устаревшие слова (архаизмы) | Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.
| Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент,сенат, депутат, консенсус |
Фразеологизмы
| Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
ЭКСПРЕССИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА
Разговорная. | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.
| Прелестный, чудный, отвратительный, злодей |
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. | Слова с суффиксами эмоциональной оценки.
| Миленький, зайчонок, умишко, детище |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
Грамматический аргумент
1. Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. | Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю... (В. Высоцкий.) Мы отдыхаем в Сочах. Сколько Плюшкиных развелось!
|
2. Прямое и переносное употребление форм времени глагола | Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
|
3. Экспрессивное использование слов разных частей речи. | Со мной произошла преудивительнейшая история! Я получил неприятное сообщение. Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия. |
4. Использование междометий, звукоподражательных слов. | Вот ближе! Скачут... и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.) |
ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков | Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.. |
Альтернация | Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. | Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть. |
Ассонанс | Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков | Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.) |
Звукопись | Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине | Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.) |
Звукоподражание | Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы | Когда гремел мазурки гром... (А. Пушкин.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Компьютерная грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Савченко О.В., учителя математики и информатики МБОУ «СОШ №16 с углубленным изучен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
рабочая программа внеурочной деятельности "Моя экологическая грамотность"
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена согласно ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС СОО. Кружок "Курс практической грамотности" 10 класс.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 10 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....