Конспект урока "Правописание Ь после шипящих" (технология развития критического мышления)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

 Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Данный урок демонстрирует использование технологии ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_trkm.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Конспект урока русского языка в 6 классе

по теме «Правописание Ь знака после шипящих»

                                                                                                 Разработано учителем

                                                                                   русского языка и литературы

                                                                                МБОУ СОШ №4 р. п. Ванино

 Аникиной Евгенией Александровной

п. Ванино

2023 уч. год

                                                                                                                           

Пояснительная записка

Предмет: русский язык

Класс: 6 класс общеобразовательной школы

Программно-методическое обеспечение: УМК Русский язык. 6 кл. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений/С. И. Львова, В. В. Львов.- М.: Мнемозина, 2020г.

Мотивация учащихся: проблемный вопрос, технология развития критического мышления

Основные составляющие конспекта урока:

Тема урока

Правописание мягкого знака после шипящих

Тип урока

Повторение и систематизация  ранее изученного материала

Место урока в изучаемом курсе

Данный урок является 17 в разделе «Русская орфография как система правил» и первым по теме «Употребление Ь и Ъ знаков»

Источники информации и оборудования

Учебник «Русский язык», 6 класс; рабочая тетрадь; рабочий лист №1 для практического задания, рабочий лист №2 «Кластер», рабочий лист №3 «Карта оценивания».

Цель педагогической деятельности

Создание условий для повторения и систематизации условий правописания Ь после шипящих путем использования проблемного вопроса, технологии развития критического мышления.

Задачи педагогической деятельности

  • организовать мотивированное принятие учебной задачи, самостоятельную деятельность по структурированию и  обобщению информации;
  • развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса учащихся; расширение объема используемых в речи грамматических средств;
  • овладение культурой устной и письменной речи, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.

Задачи урока для учащихся

  • систематизирование правил написания Ь после шипящих;
  • понимание значимости роли Ь в устной и письменной речи;
  • овладение приемами самоорганизации и оценки результативности своей деятельности;
  • применение  приобретенных знаний, умений и навыков в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание урока:

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Мотивация учебной деятельности

1. Орг. момент.

 2. Предлагает ответить на проблемный вопрос «Значима ли роль Ь в устной и письменной речи?»  

Учащиеся высказывают свое первичное мнение, аргументируя ответы, подтверждающие или отрицающие роль Ь.

2-3 мин

2

Формулирование темы урока, планирование деятельности

Предлагает прочитать задание (рабочий лист №1, см. приложение 1) и проанализировать данный текст.

«Смогут ли все ученики сразу выполнить предложенное задание? Что необходимо предпринять для его выполнения?»

При необходимости корректирует тему, цель и задачи урока, сформулированные учащимися.

Самостоятельно формулируют тему и цель урока (повторить и систематизировать).

Учащиеся самостоятельно формулируют и ставят перед собой задачи.

5 мин

3

Активизация ЗУНов, полученных при изучении тем связанных с данной в 5 классе.

«Повторим правила написания Ь через создание кластера с использованием рабочего листа №2» 

Контролирует выполнение задания.

Корректирует  ответы ребят.

Работа в парах по созданию кластера «Ь после шипящих».

Фронтальное заполнение кластера на доске, обсуждение предлагаемых условий.

8-10 мин

4

Продуктивное использование активизированных  знаний – выполнение учебных работ с использованием теоретического материала.

«Условия написания Ь записаны, проанализируйте выполненную работу. Чего не хватает в созданном вами кластере?»

Контролирует выполнение заданий, направляет.

1. Самостоятельно формулируют задание: иллюстрирование кластера примерами из текста (рабочий лист №1)

2. Выполняют упражнение №77 (рабочая тетрадь), стр. 37  в учебнике, распределяя предложенные слова в таблице. Комментированное письмо.

12-1 5мин

4

Диагностика уровня обобщения и систематизации

«Вернемся к вопросу: значима ли роль Ь в устной и письменной речи?

Достигли цели урока?»

Учащиеся высказывают свое окончательное мнение о значимости Ь знака в устной и письменной речи, аргументируя ответы, подтверждающие  его существенную роль.

Подводят итог урока, озвучивая достижение цели урока и успешного решения поставленных задач.

3-4 мин

4

Рефлексия

Предлагает заполнить карту оценивания (рабочий лист №3, см. приложение1).

Диагностирует результаты работы  совместно с учащимися.

Заполняют карту оценивания, отвечая на поставленные вопросы,  учащиеся диагностируют  уровень своей работоспособности и эффективности урока.

Прогнозируют последующую собственную и коллективную деятельность

3 мин

5

Домашнее задание

Упражнение № 84 (выполняют четко по заданию к упражнению)

1 мин

Приложение 1

Рабочий лист №1

Рабочий лист №3

«Карта оценивания»

Задание: прочитайте текст, выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их.

- Ты возьмеш…  меня на пляж… ?

- Что ты мне за это даш… ?

- Очини мне карандаш… !

- Что ты мне за это даш… ?

- Доч…, ты дедушке поможеш…

  Настеж…  дверь открыть сейчас?

- Юлия, отца уваж… !

А в ответ одно и то же:

- Что ты мне за это даш… ?

1. Какой вид работы на уроке понравился _________________________

2. Какой вид работы на уроке не понравился _______________________

3. Я был активен на уроке, потому что ____________________________

4. Я был не активен на уроке, потому что _________________________

5. На уроке было легко сделать __________________________________

6. Я затруднялся при выполнении ________________________________

7. Свою работу на уроке оцениваю на ( от 1 до 5) ___________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Конспект урока русского языка с технологией развития критического мышления

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определение" с применением технологии развития критического мышления...

Конспект урока с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

в конспекте представлена работа на уроке литературы в 5 классе с использованием приема технологии критического мышления чтение с остановками...