Викторина "Знатоки русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Данная викторина представляет собой путешествие в мир русского языка,  во время которого учащимся предстоит проверить свои знания в таких разделах русского языка, как  фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология, морфология и синтаксис. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_russkomu_yazyku.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

ВИКТОРИНА

ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовила и провела: Демидова О.В.

Цель игры:

  • Воспитание у учащихся бережного, внимательного отношения к слову.
  • Развитие интереса к осознанному изучению русской словесности.
  • Воспитание чувства уважения к родному языку.
  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся и логического мышления.

 

                                                       Пока, юный друг, ты за партой сидишь,

                                                       Маршрут себе чертишь во взрослую жизнь,

                                                       Со Словом сдружившись, Добро в нем найдешь,

                                                       Как с компасом, верным путем ты пойдешь.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в мир русского языка. Вам предстоит пройти нелегкие испытания, проверить свои знания в таких разделах русского языка, как  фонетика и словообразование, орфография и орфоэпия, лексика и фразеология, морфология и синтаксис.  Готовы? Тогда вперед!

Для начала разделимся на две команды (проводится жеребьевка: те, кто выбирает красные кружки, садятся за правый стол, те, кто выбирает зеленые – за левый стол).

Затем участникам отводится несколько минут на то, чтобы они выбрали название команде. После обсуждения капитаны представляют свои команды.

Одна команда «Знайки», вторая «Грамотеи».

А сейчас я вам с удовольствием хочу представить наше беспристрастное жюри:___________________________________________________

 

Жеребьевка.

Для того чтобы определить, какая из команд первая начнет нашу игру проведем жеребьевку. Та команда, которая быстрее других отгадает загадку-шараду, та и будет первой отвечать на мой вопрос.

Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.            (о-цен-к-а)

Разминка

Это задание можно считать интеллектуальной разминкой перед более сложными конкурсными испытаниями. Участникам (по одному из каждой команды) предлагается по 9 толкований понятий, имеющих отношение к школьной жизни. Подсказкой для участников может служить алфавитный принцип расположения ответов на вопросы. Выигрышные очки определяются по совокупности отгаданных слов.  (За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл)

А Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в   установленном порядке.  Азбука. Алфавит 

Б Карточка с вопросами для экзамена.         Билет 

В Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа.         Вопрос

Г Вращающаяся модель земного шара с его картографическим изображением.         Глобус

Д Управление факультетом в высшем учебном заведении.         Деканат 

Е Самая низкая учебная отметка.         Единица 

Ж Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика.         Журнал

3 Звуковой сигнал, извещающий о начале и окончании уроков.         Звонок

И Особое внимание ученика к чему-либо, желание узнать, понять.         Интерес

К Деревянная палочка из смеси глины с графитом.         Карандаш 

Л Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.         Линейка 

М Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.         Мел

Н Один из принципов обучения, основанный на показе.         Наглядность 

О Принятая в учебной системе оценка знаний.         Отметка 

П Высшее учебное звание преподавателя высшего учебного заведения.         Профессор

Р График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков.         Расписание

С Период сдачи экзаменов в ВУЗах, техникумах, специальных училищах.         Сессия 

Т Листы в обложке.         Тетрадь

У Учебный час в средних учебных заведениях, посвященный отдельном) предмету.         Урок

Ф Школьный предмет, изучающий свойства и строение материи, формы ее движения и изменения.         Физика

Х Учебное пособие - сборник избранных произведений или отрывков из них.         Хрестоматия

Ц Инструмент для вычерчивания окружностей, дуг, измерения и переноса размеров на чертежи.         Циркуль 

Ч Красящая жидкость для писания.         Чернила

Ш Для нерадивых учащихся бумажка с записями для подглядывания во время экзамена.         Шпаргалка

Э Проверочное испытание по какому-либо учебному предмету.         Экзамен 

Ю Спортсмен-юноша, участник соревнований в своей возрастной группе.         Юниор

Я Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге.         Ямб

Какие вы молодцы, вы отлично справились с этим заданием, но самое сложное еще впереди, первая станция, на которой мы остановимся, носит название «Фонетическая»

Выпишите слова попарно в следующем порядке:

1) полностью совпадают по звучанию;

 2) различаются одним звуком;

 3) двумя звуками;

 4) более чем двумя звуками. (За каждый правильный ответ 1 балл)

Серб – серп, ёж – ешь, лак – лёг, старожил – сторожил, мёд – медь, стог – стёк, тушь – туш, зарница – озорница, сестрой – сестрою, жили – были, рис – рысь, салют – сольют, лыко – лихо, грусть – груздь.

  1. Серб –серп, старожил – сторожил, тушь – туш, жили – были, грусть - груздь
  2. Ёж – ешь, лак – лёг ,стог – стёк, рис – рысь, салют - сольют
  3. Мед – медь, зарница – озорница, лыко - лихо
  4. Сестрой - сестрою

Ну что ж жюри подсчитывает результаты, а мы отправляемся дальше. Следующая  станция, на которой мы остановимся, носит название «Фразеологическая».

Здесь вам предстоит разгадать фразеологические загадки.

Я буду читать фразеологические определения какого-либо понятия для каждой команды в соответствии с жеребьевкой. Вы можете посовещаться не более 30 секунд. Правильный ответ оценивается 2-мя  баллами.  Если команда дает неправильный ответ, то ответить может другая команда.

Не белье, а можно вешать. Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.  (голова) 

Ее выпрашивает дырявая обувь. Если школьник все перепутал, учитель утверждает, что она у него в голове; а если все выучил, но не внятно излагает мысли - она перемещается в рот. Ее заваривают, если берутся за трудное, неприятное дело, и расхлебывают после его выполнения. При этом ее никак нельзя испортить маслом.      (каша)

М.Ю. Лермонтов точно подметил, что у наших они «на макушке»; а вообще-то они есть даже у стен. Их применение многофункционально: можно пришить завязочки, декоративно развесить, вешать лапшу, хлопать. Специалисты не рекомендуют ребенку учиться в музыкальной школе, если хотя бы на одно из них наступил медведь.  (уши) 

Они бывают разные: большие, сумасшедшие, шальные и даже бешеные. Возможно, поэтому некоторые утверждают, что когда их нет, меньше проблем. Другие умеют делать их из воздуха, несмотря на то, что они часто плачут и любят счет. А вот куры почему-то предпочитают их не клевать. (деньги) 

Умные люди советуют тратить его на дело. Оно само работает на нас и показывает, каким предстанет перед нами будущее. Иногда оно не ждет, а иногда терпит. Его можно хорошо провести, а можно выиграть. Некоторые измеряют его в денежном эквиваленте, а другие утверждают, что оно дороже золота. (время)

Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. (глаза) 

Его любимый праздник - масленица. Его тянут за хвост, если делают что-то очень медленно, а иногда под хвост ему бросают слова и деньги, которые не ценят. Иногда он сидит в мешке, а когда чего-то мало, говорят, что это он наплакал. (кот) 

Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.(язык) 

В них можно крепко держать все нити. Их можно нагреть, если их хозяин большой пройдоха или удачливый человек. Они опускаются, когда жизнь полна проблем. Если они чужие, то с их помощью удобно загребать жар. Одну из них предлагают в комплекте с сердцем. (руки)

Зимой они бывают белыми. Если ее долго давить, под ней можно оказаться. Если становиться скучно, то они уходят из жизни. Только очень добрый человек их никогда не обидит. А если человек сердит, то окружающих интересует, какая из них его укусила. Кстати, ее можно использовать как материал для изготовления слонов. (муха)

Жюри подводит предварительные итоги.

Нам никак нельзя оставаться на достигнутом, скорей отправляемся вперед, ведь нас ждет еще много интересного!

Остановимся на станции «Орфографическая»

Помогите корректору, вставить пропущенные буквы, а затем подготовить к изданию текст.  

Гореть         Зарево         Прикоснуться

Подъем         Вьюга         Нян..чить

Соберу.       Сжигать         Замереть

Значок         Жёлудь         Девчонка

Циклон         Спицы         Цыпленок  (максимум 5 балов)

Слышин собачьий визг. Очумелов глидит в сторану и видет: из дровенного склада купца Пичугина прыгая на трёх ногах и оглядоваясь бижит собака. За ней гонеться человек в сицовой крохмальной рубахи и растегнутой желетки. Он бежит за ней и падавшись туловещем в перёд падает на землю и хвотает собаку за заднии лапы.  (максимум 10 баллов)

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

Пока жюри проверяет правильность выполнения заданий, мы отправляемся дальше. Остановимся на станции с очаровательным названием «Орфоэпия» 

Задание на карточках. Поставить ударение. Время выполнения 2 минуты. За каждый правильный ответ 1 балл.

Аристократия         Бюрократия         Ветеринария

Водопровод         Нефтепровод         Газопровод

Артиллерия         Симметрия         Феерия

Каталог                    Квартал                  Диспансер

Христианин         Красивее                  Кухонный

                 

Молодцы,  вы быстро работаете, уверенно отвечаете на все вопросы, но мы не останавливаемся на достигнутом и спешим вперед, в чарующий и загадочный мир русского языка.

 Следующая наша остановка на станции «Словообразовательная»

Вам предстоит заменить словосочетания одним словом с приставкой. (вопросы командам задаются по очереди, если одна команда не отвечает, право ответа передается другой команде)

Лишённый смысла. Бессмысленный 2. Находящийся за пределами школы. внешкольный 3. Никогда не умирающий. бессмертный 4. Расположенный у берега, вдоль берега. прибрежный 5. Относящийся ко времени перед восходом солнца. предрассветный 6. Не имеющий определённой формы. бесформенный 7. Очень некрасивый, уродливый. безобразный 8. Не дающий результата, напрасный. безрезультатный (бессмысленный).

На этом наши испытания не заканчиваются, вам предстоит разгадать следующие ребусы, за каждый правильный ответ команда может заработать 2 балла.

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, па3от, 100рона, 40а, 7я.

Смородина, подвал, электрик, метрика, стол, патриот, сторона, сорока, семья.

 Следующее задание «Переводчики» покажет насколько хорошо вы умеете давать толкование современным словам.

     тинэйджер                                                                  

          презентация

солган

рейтинг

имидж

спонсор

     мониторинг

а. лозунг

б. меценат

в. наблюдение

     г. представление

     д. подросток

     е. коэффициент популярности

     ж. образ

последняя станция, на которой мы  с вами остановимся, называется «Синтаксическая»

Распространите максимально предложение.

Дул ветер.

 За каждое слово, распространяющее предложение команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 2 минуты.

Следующее задание  для капитанов команд, на плечи которых ложится немалая ответственность, ведь они могут принести своим командам дополнительные очки.

Вопросы капитанам команд  «Родная речь» 

Синтаксис – раздел грамматики? да

Определение – главный член предложения? нет

Лингвистика – наука о языке? да

Подлежащее – главный член предложения? Да

Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? да

Определение может быть выражено прилагательным? да

Дополнение – второстепенный член предложения? да

Может ли в простом предложении стоять пять запятых? да

Может ли существительное быть сказуемым? да

В конце побудительных предложений ставится точка? нет

Сказуемое – второстепенный член предложения? нет

Дополнение отвечает на вопросы падежей? да

Если в предложении отсутствуют второстепенные члены предложения, какое оно? нераспространенное

Может ли в простом предложении стоять тире. Да 

Капитаны могут занять свои места, а наше путешествие подходит к концу но у нас в запасе осталось еще несколько конкурсов.

«Строители»

Из слова «Строительство» составить за одну минуту как можно больше слов. Команды по очереди называют получившиеся слова, но нельзя повторяться. За каждое правильно составленное слово команда зарабатывает 1 балл.

Жюри подводит предварительные итоги. Дорогие наши участники, не переживайте, у вас есть еще возможность заработать баллы для победы.

Блиц-тyp

По одному участнику от каждой команды должны ответить на 7 вопросов. Время на обдумывание 3-5 секунд.

Сколько корней в слове «пароход»?         2         

Сколько корней в слове «соображать»?         1         

Сколько корней в слове «землемер»?         2

Назовите вопросы творительного падежа         Кем? Чем?         

Назовите вопросы винительного падежа         Кого? Что?

 Назовите вопросы дательного падежа         Кому? Чему?

Сколько звуков в слове «степь»?         4         

Сколько звуков в слове «ясень»?         5

В слове «сверхинтересный» сверх- приставка или корень?         Приставка

В слове «юго-западный» юго- приставка или корень?         Корень         

В слове «межпредметный» меж приставка или корень?         Приставка

От какого слова образовано слово «заново»?         Новый         

От какого слова образовано слово «охотник»?         Охота         

От какого слова образовано слово «темнота»?         Темный

«Шестилетний» - это числительное или прилагательное?         Прилагательное «Тройка» это существительное или числительное?         Существительное

 «Удвоить» это глагол или числительное?         Глагол

Образуйте существительное от числительного «пять».         Пятерка

Образуйте глагол от числительного «три».         Утроить

Образуйте прилагательное от числительного «один».         Одинокий

Вот и подходит к концу наш с вами праздник, надеюсь, что вам понравилось путешествие, и вы получили много положительных эмоций, проверили свои знания по русскому языку. Итак, какая же из команд стала сегодня победителем? Жюри объявляет результаты.

Но прежде чем мы с вами расстанемся я хотела бы вам напомнить замечательные слова Вадима Шефнера:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

«Фонетическая»

Выпишите слова попарно в следующем порядке:

1) полностью совпадают по звучанию;

 2) различаются одним звуком;

 3) двумя звуками;

 4) более чем двумя звуками. (За каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Серб –серп, старожил – сторожил, тушь – туш, , грусть – груздь,
  2.  еж – ешь, ,стог – стёк, рис – рысь, жили – были, салют - сольют лак – лёг
  3. Мед – медь, зарница – озорница, лыко - лихо

4)Сестрой – сестрою

 «Орфографическая»

Помогите корректору, вставить пропущенные буквы, а затем подготовить к изданию текст.  

Гореть         Зарево         Прикоснуться

Подъем         Вьюга         Нянчить

Соберу.       Сжигать         Замереть

Значок         Жёлудь         Девчонка

Циклон         Спицы         Цыпленок  (максимум 5 балов)

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трёх ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперёд, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. (максимум 10 баллов)

«Орфоэпия» 1 балл

Аристократия         Бюрократия         Ветеринария

Водопровод         Нефтепровод         Газопровод

Артиллерия         Симметрия         Феерия

Каталог                    Квартал                  Диспансер

Христианин         Красивее                  Кухонный

«Переводчики»

Тинейджер – подросток

Презентация – представление

Слоган – лозунг

Рейтинг – коэффициент популярности

Имидж – образ

Спонсор – меценат

Мониторинг - наблюдение

 «Фонетическая»

Выпишите слова попарно в следующем порядке:

1) полностью совпадают по звучанию;

 2) различаются одним звуком;

 3) двумя звуками;

 4) более чем двумя звуками. (За каждый правильный ответ 1 балл)

Серб – серп, ёж – ешь, лак – лёг, старожил – сторожил, мёд – медь, стог – стёк, тушь – туш, зарница – озорница, сестрой – сестрою, жили – были, рис – рысь, салют – сольют, лыко – лихо, грусть – груздь.

«Фонетическая»

Выпишите слова попарно в следующем порядке:

1) полностью совпадают по звучанию;

 2) различаются одним звуком;

 3) двумя звуками;

 4) более чем двумя звуками. (За каждый правильный ответ 1 балл)

Серб – серп, ёж – ешь, лак – лёг, старожил – сторожил, мёд – медь, стог – стёк, тушь – туш, зарница – озорница, сестрой – сестрою, жили – были, рис – рысь, салют – сольют, лыко – лихо, грусть – груздь.

«Орфографическая»

Помогите корректору, вставить пропущенные буквы, а затем подготовить к изданию текст

Греть         Зрево         Прикснуться

Подем         Вюга         Нян…чить

Сберу.       Сжгать         Замреть

Значк         Жлудь         Девчнка

Цклон         Спиц         Цпленок

Слышин собачьий визг. Очумелов глидит в сторану и видет: из дровенного склада купца Пичугина прыгая на трёх ногах и оглядоваясь бижит собака. За ней гонеться человек в сицовой крохмальной рубахи и растегнутой желетки. Он бежит за ней и падавшись туловещем в перёд падает на землю и хвотает собаку за заднии лапы.  (максимум 10 баллов)

«Орфографическая»

Помогите корректору, вставить пропущенные буквы, а затем подготовить к изданию текст

Греть         Зрево         Прикснуться

Подем         Вюга         Нян…чить

Сберу.       Сжгать         Замреть

Значк         Жлудь         Девчнка

Цклон         Спиц         Цпленок

Слышин собачьий визг. Очумелов глидит в сторану и видет: из дровенного склада купца Пичугина прыгая на трёх ногах и оглядоваясь бижит собака. За ней гонеться человек в сицовой крохмальной рубахи и растегнутой желетки. Он бежит за ней и падавшись туловещем в перёд падает на землю и хвотает собаку за заднии лапы.  (максимум 10 баллов)

Орфоэпия

Аристократия         Бюрократия         Ветеринария

Водопровод         Нефтепровод         Газопровод

Артиллерия         Симметрия         Феерия

Каталог                    Квартал                  Диспансер

Христианин         Красивее                  Кухонный

Орфоэпия

Аристократия         Бюрократия         Ветеринария

Водопровод         Нефтепровод         Газопровод

Артиллерия         Симметрия         Феерия

Каталог                    Квартал                  Диспансер

Христианин         Красивее                  Кухонный

Переводчики

Тинейджер                     лозунг

Презентация                  меценат

Слоган                             наблюдение

Рейтинг                           представление

Имидж                            подросток

Спонсор                         коэффициент популярности

Мониторинг                  образ

Переводчики

Тинейджер                     лозунг

Презентация                  меценат

Слоган                             наблюдение

Рейтинг                          представление

Имидж                           подросток

Спонсор                        коэффициент популярности

Мониторинг                образ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...