Технологическая карта фрагмента урока в формате контекстного задания
план-конспект по русскому языку

Технологическая карта используется на уроках русского языка в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока в формате контекстного задания

Выполнила учитель: Шустова Т.А.

Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Класс: 7 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать умение правильно писать не с причастиями, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы.

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение знаний о правописании не с причастиями.

2. Развивать коммуникативнех умения учащихся через работу с текстом и  работу в парах.

3. Воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся умеют  анализировать написания не с причастиями, правильно писать не с причастиями, объяснять условия выбора изучаемой орфограммы, сравнивать написание не с прилагательными и причастиями.

Умения анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы; задавать вопросы.

Умения строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить контроль.

Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, потребность сохранить чистоту русского языка.

Этапы урока

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия и умения учащихся

Мотивационно-целевой этап 

(действие целеполагания)

Включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём:  подводящий к теме

Продолжим  наш урок. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки.

-  Сформулируйте к ней задание.

Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на  группы. В первую группу включить словосочетания, в которых  не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую, в которых не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.

- Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными,  прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.

- Какие словосочетания в ваших карточках не вошли в группы?

Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Учащимся предлагаются карточки:

Познакомьтесь с содержанием карточки. Разделите словосочетания на  группы в зависимости от написания, запишите. Какие словосочетания у вас не вошли в группы?

(Не)большой домик, (не)приятный разговор, (не)нависть к волшебнику, (не)ряшливый вид, (не)скромность, а дерзкая гордость,  (не)светлая, а тёмная, вовсе (не)вкусный пирог,  (не)остывший камин,газон (не)подстрижен.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II  гр. – не с сущ. и прил. – раздельно
III гр. не с          ?       –         ?

Учащиеся выполняют задание.

В словосочетаниях (не)остывший камин, газон (не)подстрижен НЕ употребляется с причастиями, значит, тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Поисково-исследова-тельский этап (открытия нового)

Формулирование правила написания частицы НЕ с причастиями

Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

Послушайте стихотворение:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

Ответ с формулировкой темы урока

Решение проблемы

План (алгоритм):
- Надо обозначить цель и учебную задачу.

-Для этого изучить правила написания не с причастиями, 
используя теоретические материалы учебника, интернета.

-Выполнить тренировочные задания.

-Исправить ошибки в стихотворении.

Формулирование учебной задачи (регулятивные)

Определение личностной значимости изучаемого материала (личностные)

Формулирование познавательной цели

Планирование совместных действий (коммуникативные УУД)

Алгоритм рассуждения о правописании НЕ с причастиями

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

На вершинах гор лежали никогда не тающие снега.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатая работа;

3.Если это краткое причастие:

Задача не решена.

Задание не подготовлено.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

На вершинах гор лежали нетающие снега

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:

Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.      

 

Практико-ориентированный (закрепление изученного материала) Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

Тест (устно):

1.Закончите предложение: НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть……..

2.Закончите предложение:

НЕ с краткими причастиями пишется…..

3.Укажите слово (или слова), которое пишется с НЕ раздельно:

а) (не) годующий

б) (не) написанная еще книга

в) (не) полученная посылка

4. Укажите слово (или

слова), которые пишутся с НЕ слитно:

Ученики делают выводы:

1.НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимое слово.

2. НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление.

3. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

4. НЕ с полными причастиями пишется слитно, если без НЕ не употребляется.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта фрагмента урока "Amazing creatures"

Конспект фрагмента урока в 5 классе по УМК "Spotlight...

Технологическая карта фрагмента урока по теме "Великие открытия"

Материал описывает технику применения шестиугольников на практике....

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями" по учебнику Е.А.Бунимовича...

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл.

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл, связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»при наличии  у...

Технологическая карта фрагмента урока по обществознанию

практическая значимость общения неоспорима. Для современного подростка общение - это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. Материал урока дает представление о человеческом общении и вз...

Материалы к урокам( технологические карты,фрагменты уроков)

Технологические карты и фрагменты уроков....