Комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Конспект урока по теме "Комплексный анализ текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta._konspekt_uroka._medvedeva_a.n.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Класс: 9
Тема: Комплексный анализ текста
Цель:
- создание условий для выработки умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; комплексное повторение основных норм русского языка, текста как единицы языка, его признаков
Тип: урок комплексного применения знаний
Задачи:
- развивать читательскую грамотность учащихся на основе единичного сплошного текста, в соответствии с задачами 3 уровня читательской грамотности в международной классификации;
- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, мышление, речь учащихся;
- воспитывать чувство любви к русской культуре, русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, а также ее результатом; осознавать важность русского языка и художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
Метапредметные
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из текста.
Предметные
- владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
- соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка;
- анализировать текст: определять и комментировать тему и главную мысль текста; редактировать текст;
- устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи.
- находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Межпредметные связи:
- связь с литературой (фрагмент второй части автобиографической трилогии Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»; высказывание Марины Цветаевой)
Ресурсы урока
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- электронные ресурсы:
https://rus-ege.sdamgia.ru/teacher
https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/fobisaloka
- технологии и приёмы:
- технология критического мышления (работа с деформированным текстом)
- технология проблемного обучения
- обучение на основе «учебных ситуаций»
- обучение смысловому чтению
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок русского языка мне хотелось бы начать с высказывания поэта Марины Цветаевой:
«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк. То есть, постичь тайну текста.
2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитель. Ключевыми словами нашего урока будут следующие термины:
Текст, тема текста, идея текста, стиль текста, тип речи, синтаксис, орфография, пунктуация
Предлагаю вам сформулировать тему урока.
Предполагаемый ответ учащихся: на уроке мы будем работать с текстом, комплексно анализировать его, значит тема урока – комплексный анализ текста
Учитель. Представляю вашему вниманию фрагмент текста, с которым вам предстоит работать. Как вы думаете, какие виды деятельности нам предстоит осуществить?
(1) Громко ра(с,з)смеявшись моя новая знакомая дала маленький томик в синем кожа(н,нн)ом переплёте. (2) Это тебе понравится сказала она подавая мне книгу. (3) В томике были собра(н, нн)ы поэмы Пушкина.
(4) Я прочитал их все сразу охваче(н,нн)ый тем (не)изъяснимым радостным чувством которое испытываешь если попадаешь в красивую местность. (5) Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса и вдруг (не)ожида(н,нн)о ра(с,з)вёртывается перед тобой п(о,а)ляна, вся в цветах, оз(о,а)рё(н,нн)ая солнцем. (6) Минуту смотришь на неё, зач(о,а)рова(н,нн)ый а потом с жадным любопытством обежишь всю и каждое прик(о,а)сновение ноги к мягким, шелковистым травам плодородной земли тихо радует.
Учащиеся:
- решить орфографические и пунктуационные задачи, повторить правила пунктуации и орфографии
- повторить сведения о таких единицах языка, как словосочетание, предложение, текст;
- повторить признаки текста, определить тему, идею, стиль, тип текста.
Учитель. Для чего нам нужно комплексное повторение единиц и разделов лингвистики?
Учащиеся:
- освоить нормы русского литературного языка
- успешно сдать экзамены
Учитель. Итак, цель нашего урока: комплексное повторение основных норм русского языка, текста как единицы языка, его признаков
3. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Учитель. Обратите внимание на рабочие листы на ваших партах. Все задания выполняем на них, в конце урока сдаём на проверку.
С чего мы начнём анализ текста?
Ученики:
- восстановим орфографическую и пунктуационную целостность первой части текста, выполним орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ
- после этого перейдём к анализу содержания
Орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ текста
Задание 1. Раскрыть скобки, вставить буквы, расставить знаки препинания
Ученики переписывают текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.
Задание 2. Взаимопроверка по эталону
(1) Громко рассмеявшись, моя новая знакомая дала маленький томик в синем кожаном переплёте. (2) «Это тебе понравится», – сказала она, подавая мне книгу. (3) В томике были собраны поэмы Пушкина.
(4) Я прочитал их все сразу, охваченный тем неизъяснимым радостным чувством, которое испытываешь, если попадаешь в красивую местность. (5) Бывало, ходишь по моховым кочкам болотистого леса, и вдруг неожиданно развёртывается перед тобой поляна, вся в цветах, озарённая солнцем. (6) Минуту смотришь на неё, зачарованный, а потом с жадным любопытством обежишь всю, и каждое прикосновение ноги к мягким, шелковистым травам плодородной земли тихо радует.
Ученики осуществляют взаимопроверку по эталону
Задание 3. Взаимооценка
«5»: нет ошибок
«4»: 2 орфографические, 2 пунктуационные
1 орфографическая, 3 пунктуационная
орфографических нет, 4 пунктуационные
3 орфографические, если среди них есть однотипные
«3»:
4 орфографические, 4 пунктуационные
3 орфографические, 5 пунктуационных
орфографических нет, 6 пунктуационных
Ученики осуществляют взаимооценку по инструкции.
Учитель. Каковы наши дальнейшие действия?
Ученики:
- назвать орфограммы, сгруппировать слова по орфограммам
- объяснить пунктограммы, графически их обозначить
- построить схемы предложений с пропущенными знаками препинания
Задание 4. Сгруппируйте слова с пропущенными орфограммами. Графически обозначьте орфограммы.
Ученики работают самостоятельно в рабочих листах, затем озвучивают группы орфограмм и сверяются с эталоном:
Правописание приставок на з/с | Правописание безударных проверяемых гласных в корне | Правописание безударных чередующихся гласных в корне | Правописание не с различными частями речи | Правописание н/нн в суф. различных частей речи |
рассмеявшись развёртывается | поляна зачарованный | озарённая прикосновение | неизъяснимым неожиданно | кожаный собран охваченный озарённая зачарованный неожиданно |
Учитель. Предлагаю выполнить задание по орфографии в формате ОГЭ на образовательном портале для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ (https://rus-oge.sdamgia.ru/), составленное учителем на материале данного текста.
Ученики выполняют задание, озвучивают ответы, комментируют.
Задание 5. Орфографический анализ в формате ОГЭ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение выделенного слова.
1) РАССМЕЯВШИСЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С.
2) ПОЛЯНА – в корне слова пишется непроверяемая чередующаяся гласная О.
3) ОЗАРЁННАЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса А.
4) НЕОЖИДАННО – НЕ с существительным пишется слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
5) КОЖАНЫЙ – в имени прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса – АН, пишется одна буква Н.
Ответ: 1,5
1) РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется С.
2) ЗАЧАРОВАННЫЙ - в корне слова пишется проверяемая безударная гласная А.
3) ПРИКОСНОВЕНИЕ - написание безударной чередующейся гласной в корне определяется его лексическим значением.
4) НЕИЗЪЯСНИМЫМ – НЕ с прилагательным пишется слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
5) СОБРАН - в суффиксе краткого прилагательного пишется Н.
Ответ: 2,4
Учитель. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ предложений
Ученики работают в парах у доски: один рисует схемы, другой устно даёт характеристику предложения
Задание 6. Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.
Предполагаемые ответы учеников:
1. Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, полное.
2. Особая синтаксическая конструкция, состоящая из прямой речи и слов автора; слова автора осложнены обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
4. Повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое, с последовательным подчинением придаточного определительного и условия. Все простые предложения в составе СПП распространённые. Главное предложение двусоставное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Оба придаточных односоставные, определённо-личные.
5. Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое. Первое предложение осложнено вводным словом «бывало», второе – однородными обособленными определениями; первое несогласованное, распространённое, выражено существительным «в цветах», второе - согласованное, выражено причастным оборотом.
6. Повествовательное, невосклицательное, сложносочинённое. Первое предложение односоставное определённо-личное, осложнено обособленным согласованным нераспространённым определением и однородными сказуемыми, второе двусоставное, осложнено однородными определениями.
Учитель. Обратимся ко второй части текста. Прочитайте выразительно вслух следующий фрагмент. Выполните синтаксический анализ фрагмента в формате ОГЭ.
Ученики вслух читают фрагмент.
(7) Известный пролог к «Руслану и Людмиле» напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну. (8) Полнозвучные строчки стихов запоминались удивительно легко, претворяя во что-то праздничное всё, о чём бы ни говорилось. (9) В моём воображении ясно рисовались таинственные следы невиданных зверей, которыми примята трава, ещё не стряхнувшая капель утренней росы, тяжёлых, как ртуть. (10) Это делало меня счастливым, а жизнь мою лёгкой и приятной. (11) Какое счастье – быть грамотным!
Ученики выполняют синтаксический анализ фрагмента текста в формате ОГЭ, озвучивают и комментируют свои ответы.
Задание 7. Синтаксический анализ в формате ОГЭ. Прочитайте текст. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2) Придаточная часть сложноподчинённого предложения 8 представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
3) В сложном предложении 9 есть придаточное изъяснительное.
4) Предложение 10 простое, осложнено однородными дополнениями.
5) В предложении 11 грамматическая основа – счастье быть.
Ответ: 1,4
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Анализ содержания, стилистики текста
Учитель. Обратимся снова к тексту. Теперь мы его восстановили, соединили все части. Прочитайте выразительно текст.
Учащиеся выразительно читают текст вслух
Учитель. В конце текста обычно есть указание на автора, здесь его нет. Как вы думаете, какому русскому писателю принадлежат данные строки? Какие у вас есть предположения?
Ученики:
- в тексте есть воспоминания автора о бабушкиных сказках, которые сыграли важную роль в формировании внутреннего мира автора
- автор восхищается поэмами А.С. Пушкина
- можно предположить, что это Максим Горький
Учитель. Да, автор текста – русский писатель 20 века Максим Горький, перед вами фрагмент второй части автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». Что вам известно об авторе, какие произведения читали?
Ученики:
- читали главы первой повести трилогии «Детство», легенду «Данко» из рассказа «Старуха Изергиль», рассказ «Челкаш».
Фронтальная беседа
Учитель. Что такое текст? Перечислите признаки текста.
Ученики:
- текст – это самая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности
- это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически
- предложения в составе текста располагаются в логической последовательности
- они объединены в целое темой, основной мыслю с помощью различных языковых средств
Учитель. Предлагаю найти эти признаки в данном тексте. Определите тему текста.
Ученики:
- поэмы Пушкина как источник вдохновения (поэмы Пушкина в жизни Горького)
Учитель. Какие проблемы ставит автор в тексте?
Ученики:
- проблема роли художественной литературы в жизни человека
- проблема влияния искусства на внутренний мир человека
Учитель. Определите идею текста.
Ученики:
- произведения художественной литературы, в частности поэмы Пушкина, способны вдохновить человека, пробудить в нём самые лучшие чувства, позволяют почувствовать себя частью общечеловеческой культуры
Учитель. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Докажите свою точку зрения.
Ученики:
- художественный стиль – это стиль художественной литературы
- цель стиля – сообщение информации и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя
- особенность стиля – эмоциональность, образность, они достигаются с помощью различных языковых средств
Учитель. Определите тип речи.
Ученики:
- повествование с элементами описания и рассуждения
- это повествование о том, как автор прочитал томик с поэмами Пушкина, который принесла его новая знакомая
- здесь есть фрагменты, которые описывают радостные чувства автора после прочтения книги
- в конце текста есть элемент рассуждения о том, какую роль произведения Пушкина сыграли в мироощущении писателя
Учитель. Вернёмся к проблемам, поставленным автором текста.
Ученики:
- проблема роли художественной литературы в жизни человека
- проблема влияния искусства на внутренний мир человека
Учитель. Какова авторская позиция?
Ученики:
- произведения искусства, в частности художественной литературы, способны пробудить самые лучшие чувства, наполнили душу радостью и счастьем, вдохновить, повлиять на формирование личности.
Учитель. Вы согласны с мнением автора? Обоснуйте свою точку зрения.
Ученики обосновывают свою точку зрения.
Задание 10. Объясните, как вы понимаете смысл заключительных предложений текста (14-16): «От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность. Я не один на земле. И не пропаду!»
Ученики:
- произведения художественной литературы, в частности поэмы Пушкина, способны вдохновить человека, позволяют почувствовать себя частью общечеловеческой культуры
- произведения искусства, в частности художественной литературы, способны пробудить самые лучшие чувства, наполнить душу радостью и счастьем, вдохновить, повлиять на формирование личности, дать чувство уверенности
5. СООБЩЕНИЕ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Учитель комментирует домашнее задание:
1. Развёрнутый ответ на вопрос: как вы понимаете смысл заключительных предложений текста (14-16): «От этих книг в душе спокойно сложилась стойкая уверенность. Я не один на земле. И не пропаду!» - записать в тетрадь.
2. На образовательном портале для подготовки к экзаменам СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ (https://rus-oge.sdamgia.ru/), выполнить вариант № 10383659, составленный учителем. Вариант состоит из заданий по орфографическому, пунктуационному и синтаксическому анализу текста.
6. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель. Итак, подведём итоги урока. Какие виды деятельности мы сегодня осуществили на уроке?
Ученики:
- читали текст
- решали орфографические и пунктуационные задачи
- делали орфографический, пунктуационный, синтаксический анализ текста
- осуществляли взаимопроверку и взамооценку
- определяли тему, проблематику, идею текста
- выполняли задания в формате ОГЭ
- повторяли сведения по орфографии, пунктуации, синтаксису, стилистике
Учитель. Предлагаю закончить урок фразами, которые вам нужно продолжить:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Хотелось бы улучшить…
Теперь мне понятно…
У меня возник вопрос…
Мне нужно повторить…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...