Открытый урок на тему: "Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Открытый урок по русскому языку в IX классе на тему: "Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи".
Материал содержит информацию для развития умения планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyk_9y_klass.docx | 45.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по руському языку в 9 классе
Тема:
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Выполнила : Фаизова Ляля Фаварисовна,
учитель русского язика и литературы
МБОУ СОШ с. Карача- Елга МР
Кушнаренковский район Республики Башкортостан
Тема урока: Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Форма проведения: урок – практикум. ( урок закрепления знаний о сложном предложении)
Методы: наблюдение, обобщение, частично – поисковый, самостоятельная работа, работа с текстом, работа с ноутбуком, индивидуальная, парная и групповая работа.
Цели урока:
- Обучающая: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью, подготовка к ОГЭ по русскому языку.
- Развивающая: развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности, развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.
- Воспитательная: формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу, воспитание любви к русскому и родному языкам, литературе, искусству.
Личностная цель: помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:
обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;
обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.
Здоровьесберегающий компонент:
Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности; создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Ход урока:
I. Сообщение целей и задач урока.
-Сегодня на уроке мы будем углублять ваши представления о структуре сложных предложений с различными видами связи, т.е. будем отрабатывать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении, навык постановки знаков препинания в таких предложениях и всю эту работу проводить в сочетании с повторением заданий к экзамену.
контроль и самооценка знаний, умений и навыков
-Вы разделились на 3 группы . В течение урока будете оценивать себя сами, оценивать свою подготовку к итоговой аттестации
«Знаю», «умею» - это 1 балл,
«нет», «не уверен» - 0 баллов.
Сложите полученные баллы, это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективными. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Знание теоретического материала о сложном предложении
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Умение определять сочинительную связь в с сложном предложении
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Умение определять подчинительную связь в сложном предложении
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Умение находить сложные предложения с различными видами связи в тексте
-----------------------------------------------------------------------------------------------------Умение выполнять дополнительные задания по орфографии, пунктуации, грамматике (задания ОГЭ) (2мин)
Учитель: Начинаем с этапа повторения
2. Беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
- За каждый правильный ответ получаем баллы к вашим оценочным листам
1. В чем отличие сложного предложения от простого?
2. На какие виды делятся сложные предложения?
3. Какие предложения называются сложносочиненными, какие — сложноподчиненными? В чем сходство и различие между ними?
#1050;акие союзы связывают простые предложения в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях?
#1050;акие виды придаточных предложений бывают в сложноподчиненном предложении?
#1063;то вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении с союзами?
#1063;ем отличается бессоюзное сложное предложение от сложного союзного?
#1050;акие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? ( 5 мин)
3 Целеполагание
- Учитель: «Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? (ответы) -
« Сложные предложения с различными видами связи»
Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.
Эпиграф урока
«Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно» (Л.Н. Толстой)
«Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей» (Жан Баптист Анри Лакордер)
-Настроимся на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
-Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
-Составьте словосочетание с типом связи управление
Задание к эпиграфу:
-Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)
II. подготовка к ОГЭ . Повторение изученного.
А) Повторим орфографию.
Запишите в столбик словосочетания, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму. На какую орфограмму подобраны слова?
И..коренить зло, бе..пристрастный взгляд, бе..вкусица в одежде, ра..полагается по-разному, во..хождение на гору, бе…душный человек, ра..хвораться не на шутку, бе..жалостный поступок, бе…предельный простор.
Правописание приставок на З/С. Правило: З пишется пред звонкими согласными, С – перед глухими). Какое это задание в ОГЭ? Как оно может формулироваться?( 2 мин)
Б) Повторим лексику.
#1054;пределим ЛЗ слова Беспристрастный - не имеющий ни к кому пристрастия, справедливый (Ожегов)
#1055;одберём синонимы к слову. Беспредельный(словарь синонимов). (необъятный, неоглядный,. Безбрежный.
#1041;е…душный (бесчувственный, неотзывчивый, нечуткий, черствый, сухой, холодный)
#1047;амените разговорное слово «расхвораться» (из списка данных словосочетаний) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
#1053;айдите среди записанных словосочетаний фразеологизм - «Не на шутку», определите его значение (основательно, всерьез). ( 2 мин)
В) Замените словосочетание «безжалостный поступок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание (поступок без жалости). ( 1 мин)
А теперь выполним задание 5 ОГЭ. Ответы запишите в тетрадь (самостоятельно, проверка).
Задание ОГЭ
1. Из предложений 16—19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше. ( 2 мин)
2. Из предложений 25—29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.(29)Почти год держал он меня в отчуждении. (1 мин)
3. Из предложений 40—43 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на З и С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными — С».
(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…( 2 мин)
4. Из предложений 29—33 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».
; (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?
(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила…( 2 мин)
2.В каком слове правописание приставки определяется её значением — неполнота действия?
1)поеживается
2)принести
3)прищуриться
4) перевернись
5. Из предложений 28—30 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».( 1 мин)
1. – (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись.
#1042; каком слове правописание приставки определяется её значением — приближение?
1)перепутали
2)присылают
3)примерно
4) приучить
Физминутка Большая буква
Если названные слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — опускаем вниз:
Барсик, котёнок, Москва, город, Воронеж, парта, Никита, третьеклассник, река, Уфа, Волга, собака, корова, Дружок, , воробей, урок.
III. Переходим к теме нашего урока.
Повторим теорию: Какие комбинации синтаксических связей между простыми предложениями характерны для многочленного сложного предложения с различными видами связи?
(предложения взяты из текста изложений ФИПИ) на доске, синтаксический разбор с объяснением.
#1075;руппа
1(Чтобы оценить доброту и понять её значение), 2[надо непременно самому испытать ее] : 3[надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нём], 4[надо почувствовать], 5(как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни).
(СП с подчинит. и бессоюзной связью). (2 мин)
2. группа
Чужая доброта — это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится : это теплота от которой сердце согревается и приходит в ответное движение.
(СП с подчинит. и бессоюзной связью).(2 мин)
#1075;руппа
Чтобы оценить добро и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее, и надо испытать ее длительно, всесторонне, как систему жизни.
О чем записанные предложения? (о доброте)
Задание по группам
Задание 1.(3 мин)
Рассмотрите схемы предложений и определите на каком основании они разделены на группы.
1) [ – = , = ]
[ – , – • – • – , = ]
[ О , – = ]
2) [ ] , и [ ] , и [ ]
[ ] , (чтобы)
(Если), [ ]
3) [ ] , [ ] , а [ ] , (что)
[ ] : [ ] , [ ] , но [ ]
(Если), (если), то [ ] : [ ]
2. Ознакомление с таблицей (с комментариями учителя) (3 мин)
Сложные предложения с разными видами связи
Виды связи | примеры |
Подчинительная и сочинительная связь | Нужно делать то, что что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества (М. Горький) |
Подчинительная и бессоюзная связь | Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда кончается борьба . (В.Белинский) |
Подчинительная, бессоюзная и сочинительная связь | Не изобразить словом, что почувствовал я тогда: было на душе и восторженно, и жутко, а потом все слилось в счастливую мысль.(М. Горький) |
Задание группам. Соотнести предложения в таблицу.
Задание для обучающихся с овз. Найти сложное предложение. Доказать, что оно сложное. Начертить схему. «Человек потерял запятую, он стал бояться сложных предложений. Искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли». Леонид Каневский телеведущий.
IV. Объяснение домашнего задания (8 мин)
10. Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения : «Помните: с доброты человек начинается!» (1 мин)
11. Рефлексия.
- Пора подвести итоги урока. – о чем сегодня говорили на уроке? (1 мин)
(ответы детей)
- наверное, каждый из вас поставил себе оценки за урок. Надеюсь на вашу объективность.
Выставление оценок. (1 мин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
Урок-практикум "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи"
Урок закрепления изученного материала....
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс
Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...
«Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»
Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»Цель урока:1) сформировать умение определять виды связи между простыми предложениями в состав...
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
Тип урока: урок изучения нового материала...
Синтаксическая структура сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.
Маршрутный лист дистанционного урока...