Урок-путешествие на фрегатах на тему: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни" ( подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок по развитию речи в форме путешествия: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?"
Урок основан на анализе текста. Применены приемы читательской грамотности, технология критического мышления.
Составление алгоритма написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Добавлен элемент игры, что активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему подвига | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.
Тема урока: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни».
Пояснительная записка.
Целевая аудитория: 9 класс.
Тип урока: урок речевого развития в форме путешествия.
Технология: технология критического мышления.
Данный урок входит в систему уроков по русскому языку, направленных на развитие читательской грамотности через различные методы и приемы на уроках русского языка.
Цель урока: формирование умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 13.3).
Задачи:
образовательные:
расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ОГЭ.
развивающие:
развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.
воспитательные:
формирование таких нравственных качеств учащихся, как отвага, самопожертвование, доблесть; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения- рассуждения задания 15.3. Заключительный этап урока - рефлексия.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: определение структуры текста-рассуждения, понимание лексических значений слов-понятий, формирование умений работы с тестом (определение темы и идеи текста, подбор аргументов, анализ текста).
Личностные: стремление к саморазвитию, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные: владение навыками самоконтроля, формирование умения определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать умозаключение; организовывать учебное сотрудничество.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.
Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.
Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую, анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
УМК и оборудование: раздаточный материал (текст рассказа Г. Н. Щербаковой «Из дневника Лены Шубниковой», задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения ОГЭ по русскому языку»; речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения; рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Ребята! Мы с вами скоро попрощаемся с детством! И я предлагаю сегодня отправиться на фрегате в путешествие по открытому океану знаний! Вы сами будете в роли капитанов и рулевых!
Ваши фрегаты отправляются в плавание!
Ваш путь – написание сочинения-рассуждения.
Для начала ознакомимся с маршрутом.
Сочинение пишется по определенной схеме (плану).
Схема сочинения-рассуждения:
I.Вступление. Тезис. Комментарий.
II.Основная часть.
1 аргумент (пример и комментарий).
2 аргумент (пример и комментарий).
III. Вывод.
Океаном для нас будет текст рассказа Г. Н. Щербаковой «Из дневника Лены Шубниковой». Ознакомимся с данным текстом (взяли в руки карандаш):
Провела диспут «В жизни всегда есть место подвигам». Старшеклассники идти не хотели. Убегали через окно спортзала. Есть ли смысл в мероприятиях, на которые идти не хотят? Чего больше будет в принуждении – добра или зла? Я еще пока не знаю. Но Оксана велела мне стать под окном, и милые мои десятиклассники прыгали мне прямо в руки. Это было так смешно, что я развеселилась от горя. А они, увидев, что я смеюсь и плачу сразу, все как один вернулись в зал. И было так хорошо! В следующий раз, что бы ни говорила Оксана, я напишу: «Вход свободный. Выход во все окна и двери». И все распахну. У человека должна быть свобода выбора.
Диспут был сначала гладенький, а потом я им кинула «кость». Я сказала, что у слова «подвиг» один и тот же корень, что и у слова «подвинуть». Все стали толкать друг друга, двигаться туда-сюда – «совершать подвиги». А потом мы так хорошо поговорили, особенно хорошо выступил Саша Величко. Он говорил о работе цирковых артистов, которые каждый раз что-то преодолевают, то есть подвигаются в своем деле, в своей работе. «А значит, и в нравственности?» – спросила я. Вот тут все и началось!
Всякая ли отличная работа подвигает душу? Нет! Да!
Я делаю прекрасный нож, но хочу им убить: тогда пусть лучше из моих рук выйдет нож никудышный?
Должно быть – во имя… Для чего… Саша сказал: «Мы все усложняем, все забалтываем… Словесных деревьев больше, чем настоящих. А должна быть простота, правда и улыбка» «Иди ты со своей улыбкой, – крикнула ему Одинцова, – знаешь куда?..» «Он прав!» – закричала Ире Оксана дернулась, как от тока.
Вообще самыми страстными спорщиками были те, которых я поймала из окна.
«Видите, как я была права!» – сказала мне Оксана.
Она была права, увы! Но она была очень очень неправа…
А когда Ира Полякова кинулась защищать Сашу Величко, Оксана тихонько спросила у меня: «Что она в нем нашла? Такой заурядный мальчик.. «А мне он нравится», —сказала я. Ее перекосило «У вашего поколения вкусы… что в музыке, что в одежде… Лена, смотрите старые картины. Есть вечные понятия».
Она об этом выступала. Говорила о вечном. В было правильно и скучно. Жаль, не было А. С. Диспуты уже не для нее. Что бы она сказала? Что-совсем третье… Она стала совсем непредсказуема.
Вчера в учительской она вдруг произнесла: «Sinite parvulos». Мы вытаращили на нее глаза. «Позволяйте детям», – засмеялась она. Что бы это значило?
А теперь садимся на фрегаты (сдвигаем парты) и назначаем капитанов. (Класс делится на группы, назначаются капитаны, выдаю сложенные кораблики из бумаги разных цветов капитанам).
1 риф. Ваша задача –
сформулировать, что же такое подвиг и записать получившееся определение.
(Капитаны выслушивают мнение каждого и записывают получившееся определение)
- Зачитать: у кого лучше?
(Примерные ответы):
Подвиг – это, прежде всего, доблестный, героический поступок, который совершает человек в необычных и трудных условиях.
Подвиг – это самоотверженный поступок, который человек совершает ради других людей.)
Подвиг – это героический поступок, совершая который человек проявляет свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию.
- Ребята, а что можно считать подвигом и кого можно считать героем? Только ли на войне совершаются подвиги?
-Теперь пишем комментарий.
Вы уже сформулировали определение слова подвиг.
Давайте прокомментируем этот тезис, опираясь на текст Г. Н. Щербаковой.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с данным тезисом.
В этом случае могут быть размышления о том, что можно назвать подвигом?
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
2 риф. Аргументируем определение.
1-ый аргумент - вы берете из текста (нельзя пересказывать, нужно проанализировать текст).
Какой из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?
В тексте Г. Н. Щербаковой в качестве первого аргумента может служить 2 абзац.
3 риф.
Второй аргумент должен быть из жизненного или читательского опыта (примеры из личного опыта, из произведений литературы, статей СМИ, факты из истории и т. д.), а также второй пример из текста.
Теперь вам нужно на основе исходного текста, раскрыть, можно ли назвать подвигом работу цирковых артистов? (первый аргумент – 2-ой абзац).
4 риф. В конце вашего сочинения запишите вывод, который завершает ваши рассуждения. Вы снова возвращаетесь к тезису и поводите итог рассуждения на тему: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?»
И вот мы с вами приплыли в конечный пункт назначения: бухта Тихая гавань.
Наша задача: собрав весь улов, поделиться впечатлениями в сочинении-рассуждении.
V. Рефлексия.
Ребята, Попробуйте продолжить фразы так, чтобы у вас получились подсказки к сочинению-рассуждению
- Я познакомился…. (с фактами проявления героизма в окружающем мире, в истории и литературе).
- Было непросто … (приводить примеры из литературы).
- У меня получилось ...(прокомментировать определение ).
- Хотелось бы…(хорошо написать сочинение, соответствующее критериям).
Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение слова «подвиг».
Памятка. План сочинения в формате ОГЭ по русскому языку (речевые клише).
Композиция сочинения | Содержание части сочинения | Возможные клише к сочинению |
1. Тезис | Проблема, вопрос, поставленный автором текста
| На мой взгляд, подвиг - это...(или) По моему мнению, подвиг - это... (или) Мне кажется, что подвиг - это... (или) Я думаю, что подвиг - это... (или) - Что такое подвиг? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что... |
2. Комментарий проблемы. Аргумент 1 | Как автор раскрывает поставленную проблему? Какие примеры приводит для рассмотрения проблемы? На что обращает особое внимание? Первый пример и пояснение к примеру из текста | Автор устами …героя… задается вопросом…
Обратимся к тексту Г. Н. Щербаковой, в котором говорится о... (или)
В тексте Г. Н. Щербакова поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или) |
3. Аргумент 2 | Второй пример и пояснение к примеру (обращение к обобщенному опыту, общечеловеческим ценностям, к собственному читательскому опыту)
| Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) В жизни мы часто наблюдаем... (или) Однажды я был свидетелем события, которое... Известный писатель об этом говорил так… Нельзя не вспомнить героя известного произведения … |
4. Вывод | Подведение итогов рассуждения | Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в жизни подвиг может совершить... Автор подводит читателя к выводу о том, что подвиг - это… В заключение я хочу сказать, что человек... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)
Этот материал можно использовать на уроке повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)
Этот материал можно использовать на уроках повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....
Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».
Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...