Урок-путешествие на фрегатах на тему: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни" ( подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Мальнова Елена Юрьевна

Урок по развитию речи в форме путешествия: "Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?"

Урок основан на анализе текста. Применены приемы читательской грамотности, технология критического мышления.

Составление алгоритма написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Добавлен элемент игры, что активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ.

Тема урока: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни».

Пояснительная записка.

Целевая аудитория: 9 класс.

Тип урока: урок речевого развития в форме путешествия.

Технология: технология критического мышления.

Данный урок входит в систему уроков по русскому языку, направленных на развитие читательской грамотности через различные методы и приемы на уроках русского языка.

Цель урока: формирование умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 13.3).  

Задачи:

образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения- рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, изобразительно- выразительных средствах языка; предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью сочинения- рассуждения в формате ОГЭ.

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно- содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера, выражать личностно-эмоциональное отношение к теме.

воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как отвага, самопожертвование, доблесть; воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения- рассуждения задания 15.3. Заключительный этап урока - рефлексия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: определение структуры текста-рассуждения, понимание лексических значений слов-понятий, формирование умений работы с тестом (определение темы и идеи текста, подбор аргументов, анализ текста).

Личностные: стремление к саморазвитию, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные: владение навыками самоконтроля, формирование умения определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, делать умозаключение; организовывать учебное сотрудничество.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую, анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

УМК и оборудование:  раздаточный материал (текст рассказа Г. Н. Щербаковой «Из дневника Лены Шубниковой», задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятка «План сочинения ОГЭ по русскому языку»; речевые клише для подготовки к написанию сочинения- рассуждения; рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

                                                            Ход урока: 

I. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Мы с вами скоро попрощаемся с детством! И я  предлагаю сегодня отправиться на фрегате в путешествие по открытому океану знаний! Вы сами будете в роли капитанов и рулевых!

Ваши фрегаты отправляются в плавание!

Ваш путь – написание сочинения-рассуждения.

Для начала ознакомимся с маршрутом.

Сочинение пишется по определенной  схеме (плану).

Схема сочинения-рассуждения:

I.Вступление. Тезис. Комментарий.

II.Основная часть.

1   аргумент (пример и комментарий).

     2 аргумент (пример и комментарий).

III. Вывод.

           Океаном для нас будет текст рассказа Г. Н. Щербаковой «Из дневника Лены Шубниковой». Ознакомимся с данным текстом (взяли в руки карандаш):

Провела диспут «В жизни всегда есть место подвигам». Старшеклассники идти не хотели. Убегали через окно спортзала. Есть ли смысл в мероприятиях, на которые идти не хотят? Чего больше будет в принуждении – добра или зла? Я еще пока не знаю. Но Оксана велела мне стать под окном, и милые мои десятиклассники прыгали мне прямо в руки. Это было так смешно, что я развеселилась от горя. А они, увидев, что я смеюсь и плачу сразу, все как один вернулись в зал. И было так хорошо! В следующий раз, что бы ни говорила Оксана, я напишу: «Вход свободный. Выход во все окна и двери». И все распахну. У человека должна быть свобода выбора.

Диспут был сначала гладенький, а потом я им кинула «кость». Я сказала, что у слова «подвиг» один и тот же корень, что и у слова «подвинуть». Все стали толкать друг друга, двигаться туда-сюда – «совершать подвиги». А потом мы так хорошо поговорили, особенно хорошо выступил Саша Величко. Он говорил о работе цирковых артистов, которые каждый раз что-то преодолевают, то есть подвигаются в своем деле, в своей работе. «А значит, и в нравственности?» – спросила я. Вот тут все и началось!

Всякая ли отличная работа подвигает душу? Нет! Да!

Я делаю прекрасный нож, но хочу им убить: тогда пусть лучше из моих рук выйдет нож никудышный?

Должно быть – во имя… Для чего… Саша сказал: «Мы все усложняем, все забалтываем… Словесных деревьев больше, чем настоящих. А должна быть простота, правда и улыбка» «Иди ты со своей улыбкой, – крикнула ему Одинцова, – знаешь куда?..» «Он прав!» – закричала Ире Оксана дернулась, как от тока.

Вообще самыми страстными спорщиками были те, которых я поймала из окна.

«Видите, как я была права!» – сказала мне Оксана.

Она была права, увы! Но она была очень очень неправа…

А когда Ира Полякова кинулась защищать Сашу Величко, Оксана тихонько спросила у меня: «Что она в нем нашла? Такой заурядный мальчик.. «А мне он нравится», —сказала я. Ее перекосило «У вашего поколения вкусы… что в музыке, что в одежде… Лена, смотрите старые картины. Есть вечные понятия».

Она об этом выступала. Говорила о вечном. В было правильно и скучно. Жаль, не было А. С. Диспуты уже не для нее. Что бы она сказала? Что-совсем третье… Она стала совсем непредсказуема.

Вчера в учительской она вдруг произнесла: «Sinite parvulos». Мы вытаращили на нее глаза. «Позволяйте детям», – засмеялась она. Что бы это значило?

                    А теперь садимся на фрегаты (сдвигаем парты) и назначаем капитанов. (Класс делится на группы, назначаются капитаны, выдаю сложенные кораблики из бумаги разных цветов капитанам).

1 риф. Ваша задача –

 сформулировать, что же такое подвиг и записать получившееся определение.

(Капитаны выслушивают мнение каждого и записывают получившееся определение)

- Зачитать: у кого лучше?

(Примерные ответы):

Подвиг – это, прежде всего, доблестный, героический поступок, который совершает человек в необычных и трудных условиях.

Подвиг – это самоотверженный поступок, который человек совершает ради других людей.)

Подвиг – это героический поступок, совершая который человек проявляет свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию. 

- Ребята, а что можно считать подвигом и кого можно считать героем? Только ли на войне совершаются подвиги?

-Теперь пишем комментарий.

Вы уже сформулировали определение слова подвиг.

Давайте прокомментируем этот тезис, опираясь на текст Г. Н. Щербаковой.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с данным тезисом.

В этом случае могут быть размышления о том, что можно назвать подвигом?

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2 риф. Аргументируем определение.

1-ый аргумент - вы берете из текста (нельзя пересказывать, нужно проанализировать текст).

Какой из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?

В тексте Г. Н. Щербаковой в качестве первого аргумента может служить 2 абзац. 

3 риф. 

Второй аргумент  должен быть из жизненного или читательского опыта (примеры из личного опыта, из произведений литературы, статей СМИ, факты из истории и т. д.), а также второй пример из текста.

Теперь вам нужно на основе исходного текста, раскрыть, можно ли назвать подвигом работу цирковых артистов? (первый аргумент – 2-ой абзац).

4 риф. В конце вашего сочинения запишите вывод, который завершает ваши рассуждения. Вы снова возвращаетесь к тезису и поводите итог рассуждения на тему: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни 

И вот мы с вами приплыли в конечный пункт назначения: бухта Тихая гавань.

Наша задача: собрав весь улов, поделиться впечатлениями в сочинении-рассуждении.

   V. Рефлексия. 

Ребята, Попробуйте продолжить фразы так, чтобы у вас получились подсказки к сочинению-рассуждению

- Я познакомился…. (с фактами проявления героизма в окружающем мире, в истории и литературе).

- Было непросто … (приводить примеры из литературы).

- У меня получилось ...(прокомментировать определение ).

- Хотелось бы…(хорошо написать сочинение, соответствующее критериям).

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Можно ли совершить подвиг в обычной жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение слова «подвиг».

Памятка. План сочинения в формате ОГЭ по русскому языку (речевые клише).

Композиция сочинения

Содержание части сочинения

Возможные клише к сочинению

1. Тезис

Проблема, вопрос, поставленный автором текста

 

На мой взгляд, подвиг - это...(или)

По моему мнению, подвиг - это... (или)

Мне кажется, что подвиг - это... (или)

Я думаю, что подвиг - это... (или)

- Что такое подвиг? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Комментарий проблемы.

Аргумент 1

Как автор раскрывает поставленную проблему? Какие примеры приводит для рассмотрения проблемы? На что обращает особое внимание?

Первый пример и пояснение к примеру из текста

Автор устами …героя… задается вопросом…

  

Обратимся к тексту Г. Н. Щербаковой, в котором говорится о... (или)

 

В тексте Г. Н. Щербакова поднимает проблему...

 

В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Второй пример и пояснение к примеру (обращение к обобщенному опыту, общечеловеческим ценностям, к собственному читательскому опыту)

 

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)

В жизни мы часто наблюдаем... (или)

Однажды я был свидетелем события, которое...

Известный писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного произведения …

4. Вывод

Подведение итогов рассуждения

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в жизни подвиг может совершить...

Автор подводит читателя к выводу о том, что подвиг - это…

В заключение я хочу сказать, что человек...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).

Конспект урока русского языка  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроке повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в формате ОГЭ (15.2 и 15.3)

Этот материал можно использовать на уроках повторения в конце года или на консультациях для подготовки к экзамену....

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ».

Технологическая карта урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ»....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...