Уроки с использованием ИКТ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, инструкционных карт, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ с использованием ИКТ и ЭОР
Дата проведения: 17.01.2024.
Уровень: школьный
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (по УМК под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.)
Цель урока: формирование мышления обучающихся к обобщению и систематизации знаний и умений по теме «Синтаксис и пунктуация» для применения в практике правописания.
Планируемые результаты:
- личностные результаты: уважительное отношение к родному языку; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива
- метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
-предметные: знает основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях; умеет опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме; владеет знанием о синтаксисе и пунктуации для применения в практике правописания
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ и ЭОР
Оборудование урока: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные листы с заданиями
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| ||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, раздаёт индивидуальные рабочие листы с заданиями | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |
| ||
Отвечает на вопросы УУД: Умение оформлять Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках | Предлагает вспомнить единицы синтаксиса и все пунктограммы, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует работу по заданию " Закончи предложение..." ( Слайд № 1). | Отвечают на вопросы |
| ||
Комментирует высказывания русских писателей о знаках препинания; делает выводы о необходимости знаков препинания в тексте, называет тему урока: " Синтаксис и пунктуация". УУД: Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция; умение оформлять свои мысли в устной форме | Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (Слайд № 2). Подводит их к формулированию темы, цели урока (Слайд №3). | Высказывают мнения, называют тему урока |
| ||
Определяет лексическую связь между словами, делает выводы об одинаковых корнях слов, определяет значение слова в контексте. Отгадывает загадку, о каком знаке препинания идет речь, и называет пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется Сравнивает предложения по цели высказывания и структуре, даёт характеристику; расставляет знаки препинания и объясняет их постановку. Решает орфограмму, составляет схему предложения. Решает пунктуационную задачу Действует самостоятельно, решая пунктуационные задачи УУД: Умение оценивать действие одноклассников; структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение, смысловое чтение. | Проводит лексическую словарную работу Знаете ли вы, что... (Слайд № 4). Организует " Пунктуационную зарядку" (работу в группах по рядам) (Приложение № 2) Организует работу по сравнению и обобщению предложений. ( Слайд № 5). Упражнение 1. ( Слайд №6). Упражнение 2. Организует физминутку. Организует работу по восстановлению текста. (Слайд №7). Упражнение 3. Организует индивидуальную самостоятельную работу. Упражнение 4. А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы. Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы. Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья. На берёзах осинах липах блестят золотистые листья. От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени. | Делают выводы Работают в группах Расставляют знаки препинания Вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания Выполняют физминут ку. Разделяют текст на предложения, правильно расставляют знаки препинания в конце предложений. Расставляют знаки препинания и графически объясняют их постановку; сдают листы с заданиями. |
| ||
Отвечает на вопросы, формулирует результат работы УУД: Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности; умение выражать свои мысли | Комментирует домашнее задание Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. (Слайд № 8) Оценивает работу на уроке. | Записывают домашнее задание в дневники Сочинение «Зачем нужны знаки препинания?». Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Приложение № 1.
Презентация «Синтаксис и пунктуация»
Приложение 2.
Словам раскрывают объятья: - Ждем вас в гости, милые братья. Всегда подслушать норовят, То, что другие говорят | На крохотное ушко Похожа завитушка Выйдет на дорожку - Всем подставит ножку. | Мной кончается рассказ. Значит я важнее вас! |
Ляжет палочкой на строчку - Проходите по мосточку. | Я важней, чем запятая: В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. | На странице я стою, Всем вопросы задаю. Вечно думаю над смыслом, Изогнулся коромыслом. |
Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! | Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, Но - тайком, Какими-то далекими туманными намеками. | Словам раскрывают объятья: - Ждем вас в гости, милые братья |
Индивидуальный лист с заданиями
Упражнение 1.
Расставьте знаки препинания.
1) Ребята а вы знаете историю знаков препинания
2) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания
Упражнение 2.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1) У последней точк.. на послед... строчк... собралась к...мпания знаков препинания.
2) Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Упражнение 3.
Разделите текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут
в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина.
Упражнение 4. Расставьте знаки препинания в предложениях.
А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.
Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.
Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.
Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.
На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.
От дома от деревьев от голубятни от галереи побежали длинные тени.
Информационно-методическое обеспечение
1. Методическая литература
1. Примерная программа основного общего образования по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 классы.
2. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. М., Просвещение, 2013
3. Русский язык. 5-9 кл.: Справочные материалы / Сост. М.А. Лепихова. – М.,1995
2. ЦОР
Предварительный просмотр:
Конспект повторительно-обобщающего урока
русского языка в 5 классе по теме « Слитное и раздельное
написание не с глаголами» » с использованием ИКТ
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Литвиненко Яна Алексеевна
Вид урока – повторительно-обобщающий.
Цель урока: систематизация и обобщение изученного материала.
( слайд № 1)
Планируемые результаты:
предметный: уметь правильно писать не с глаголами; знать глаголы, которые без не не употребляются.
метапредметный: уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения, развитие умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, овладеть умением анализировать текст, владеть разными видами чтения, выделять в тексте главную и второстепенную информацию, обобщать и делать выводы.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультимедиа презентация, использование электронных образовательных ресурсов – обучающая программа-тренажер «Фраза» по русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Сконцентрировать внимание обучающихся на начальном этапе урока.
Создание проблемной ситуации.
На доске написано: (слайд № 2)
« Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня надо нам сказать,
Как не с глаголами писать».
Обучающиеся сами формулируют цель и задачи урока (систематизация и обобщение изученного материала, закрепление знаний и умений по правописанию не с глаголами).
Задание направлено на формирование регулятивных (целеполагание), коммуникативных (определение цели), познавательных (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) универсальных учебных действий.
Проверка домашнего задания (дома обучающиеся рисовали портреты глагола, писали сказки о глаголе):
1) защита рисунков;
2) чтение придуманных сказок.
Чтение обучающейся сказки о глаголе, демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.
«Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.
Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может».
Подготовка к обобщению понятий, правил.
Обучающиеся делятся на три группы.
Задания для обучающихся группы «А»: (слайд №3)
Вспомните орфограмму написания не с глаголами; обратите внимание
на слова-исключения. Запишите ответы на карточках.
|
|
Задания для обучающихся группы «В»: (слайд №4)
Задание 1. Подберите однокоренные глаголы к данным существительным. Объясните лексическое значение глаголов.
Неволя - ?
Ненависть -?
Негодование -?
Недоумение - ?
Задание 2. Работая в паре, обучающиеся должны стрелочками правильно указать значения глагола. (слайд №5)
Недомогать | принуждать что-либо делать против желания |
Ненавидеть | болеть |
Неволить | испытывать ненависть |
Недоумевать | испытывать возмущение, крайнее недовольство |
Негодовать | сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело |
Задания для обучающихся группы «С»: (Слайд № 6,7,8)
Задание 1. Распределите части пословиц по смыслу.
Слово не воробей: | не поедешь |
Не будет хлеба- | вылетит – не поймаешь |
Не смажешь колеса- | не будет и обеда |
Не посеешь- | не вырубишь топором |
Что написано пером, | урожай не соберешь |
Хочешь есть калачи- | в лес не ходить |
Волков бояться- | не сиди на печи |
Задание 2. Ребята, перед вами отрывки из сказок. В одном из них есть глагол, который пишется с не слитно. Найдите и выделите его.
Буратино (не) годовал и возмущался, слушая рассказ папы Карло. - Ну вот, еще чего (не) хватало!- сказала Алиса себе довольно строго. Нет уж, лучше (не) буду спрашивать. « Кому нужны книжки без картинок…или хоть стишков, (не) понимаю!»- думала Алиса. |
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (организация и планирование в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение) и познавательных (поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Обобщение понятий и правил темы, и определение их роли в речи.
Обучающимся предлагается заполнить таблицу « Слитное и раздельное написание не с глаголами» примерами из упражнения № 613, определить место изученного языкового явления в речи.
1.Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не) будет.
2.Где (не) было начала, (не) будет и конца.
3.Дело делать и за себя (не) может, а кричит за всех.
4.Лентяю всё (не) можется да (не) здоровится.
5.Дважды в год лета (не) бывает.
6.Дело лени (не) любит.
7. Без труда (не) проживешь.
8. Кто поздно встает, у того хлеба (не) достает.
«Слитное и раздельное написание не с глаголами»
№ п/п | Глагол без не употребляется (пишется отдельно) | Глагол без не не употребляется (пишется слитно) |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
На этапе проверки обучающиеся доказывают правила выбора слитного и раздельного написания не с глаголами в форме связного монологического ответа, определяют место изученного языкового явления в речи.
Задания направлены на формирование регулятивных (планирование и организация деятельности), коммуникативных (владение монологической формой речи при выборе правила), познавательных (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий) универсальных учебных действий.
Самостоятельная работа.
Комплексный анализ текста (текст распечатан для каждого обучающегося).
Максим Горький каждый день получал не меньше пяти-шести писем. И ни одно из них (не) оставлял без ответа. Горький знал: (не) ответить на письмо – значит незаслуженно обидеть человека. Письма Горького кажутся напечатанными, такой четкий был у него почерк. А какой почерк у тебя? Если ты пишешь небрежно, неразборчиво, то (не) бережешь время того, кому ты пишешь, (не) щадишь глаза читающего. ( По А.А. Дорохову) |
Задания к тексту:
- Прочитайте текст изучающим чтением.
- Докажите, что это текст.
- Определите его тему и основную мысль.
- Объясните выделение второй части в абзац.
- Укажите предложение, в котором выражено авторское отношение к написанному.
- Выпишите из предложений глаголы с частицей не.
На данном этапе урока проверяются умения учащихся находить изученное языковое явление в тексте.
Задания направлены на формирование регулятивных (составление плана и последовательности действий), коммуникативных (овладение средствами решения коммуникативных задач) и познавательных (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текста, переработка и структурирование информации, умение находить изученное языковое явление в тексте) универсальных учебных действий.
Работа на закрепление изученного материала с использованием обучающей программы – тренажёр «Фраза». Обучающиеся выполняют упражнения по написанию не с глаголами и проверяют свои знания. (слайд № 9)
Подведение итогов урока. ( Слайд № 10)
Учитель: Ребята, научились ли мы правильно писать частицу не с глаголами? Значимы ли те знания, которые мы приобрели в ходе урока?
Учащиеся отвечают на вопросы и сами делают вывод.
Таким образом, мы подведём итог той работе, которую мы проделали и пришли к выводу, что слитное и раздельное написание не с глаголами является важным языковым явлением в речи.
На этом этапе урока у обучающихся формируются регулятивные (оценивание обучающимися своей деятельности), познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценка действий) универсальные учебные действия.
Задание на дом.
Подготовиться к уроку развития речи, к написанию сочинения. Записать предложения на тему « Настоящий друг», используя глаголы с не, например: (не) бросит, (не) забудет, (не) подведет, (не) жалеет, (не) льстит.
Литература
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений
/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.- М.: Просвещение, 2011.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.- М.: Дрофа, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"
Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....
Использование компьютерных технологий при изучении темы: «Графический способ решения систем уравнений» - алгебра 9 класс Конспект комбинированного урока с использованием ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
Данное пособие составлено как методическая разработка для проведения уроков по алгебре в 9 классе по теме «Графический способ решения систем уравнений» (в тематическом планировании - 2 часа).Пособие с...
Урок с использованием интерактивной доски: Расчеты с использованием MS Excel
урок предназначен для учителей информатики.Создан в программе Smart Noteboot....
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Разработка урока с использованием проблемного метода обучения в 7 классе к УМК "New Millennium English". «Использование настоящего совершенного длительного времени".
Цель данного урока: ознакомить учащихся с Настоящим Совершенным длительным временем в процессе решения проблемной ситуации....
Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ
Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...
Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий
Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...