Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку на тему

 Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: лазерные диски, различные флеш карты.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем  школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи, мышления, активизация умственной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Одной из наиболее удачных форм ИКТ является - презентация.

    Новые компьютерные технологии стремительно ворвались в современное общество. Постоянно происходит их совершенствование: повышение производительности «компьютерного железа», программное обеспечение становиться более простым в использовании и универсальным, развиваются различные виды сетей и технических средств доступа к ним. Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: лазерные диски, различные флеш карты.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем  школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, развитие речи, мышления, активизация умственной деятельности.

Трудно провести урок без привлечения средств наглядности, возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришли компьютерные технологии.

Одной из наиболее удачных форм ИКТ является - презентация.

«Презентация» в переводе с английского языка – представление. Мультимедийные презентации - способ представления информации с помощью компьютерных программ PowerPoint, Windows Movie Maker, являющихся удобным и эффективным способом, который сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. факторы, объединяющие в себе всё, что способствует удерживанию непроизвольного внимания, характерного для младшего школьного возраста. Оно становится концентрированным и устойчивым.

Презентация даёт учителю возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей данного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Важности презентации кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала, дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения, позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

 Необходимо отметить, что огромную роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинок, букв, слов, музыкальное сопровождение.

Использовать презентации можно на всех этапах урока. Более эффективно её применение на каждом уроке будет в том случае, когда демонстрация слайдов будет сопровождать более сложные этапы и вопросы данной темы.

Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Формы и место использования презентаций (или даже отельных её слайдов) в учебном процессе зависят от содержания данного урока, от цели, которую ставит преподаватель.

Я использую электронные презентации на следующих этапах уроках:

  • актуализация знаний,
  • сопровождение объяснения нового материала,
  • первичное закрепление знаний,
  • обобщение и систематизация знаний,
  • обеспечение наглядности излагаемого материала.
  • На уроках русского языка многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. И здесь мне опять пришла на помощь презентация.
  • Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.

Преимущества презентации:

  • позволяет сделать урок интересным, продуманным, познавательным;
  • повышает мотивацию учения;
  • гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»
  • способствует развитию у учащихся продуктивных творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления.

Возросший объём информации, усиленная её концентрация и повышенная скорость подачи учебного материала неизбежно увеличивают умственное напряжение, темп учебной работы, нагрузку на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Это требует особенно внимательного подхода к организации учебных занятий с мультимедиа.

Допустимая продолжительность демонстрации экранных пособий:

Классы

Длительность просмотра, мин.

 

Диафильмов, диапозитивов

Кинофильмов

Телепередач

1–2

7–15

15–20

15

3–4

15–20

15–20

15

5–7

20–25

20–25

20–25

8–11

25–30

25–30

Аудиовизуальные средства обучения рекомендуется применять через 5-10 минут после начала урока.

Информационные технологии при разумном использовании способны привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний. Презентация позволяет осуществить смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе.


Преимущества  мультимедийной  презентации.

 

  • Позволяет адаптироваться под особенности обучающихся, изменить  скорость подачи  материала.
  • позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса
  • повышает мотивацию учения;
  • обеспечивает  наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.  Кроме того, используя анимацию и вставки видеофрагментов, возможна демонстрация динамичных процессов.
  • Позволяет  проиграть аудиофайлы — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Так, информация закрепляется подсознательно на уровне интуиции.
  • быстрота и удобство использования

Перед созданием презентации на компьютере важно определить:

        назначение презентации, ее тему – следует самому понять то, о чем вы собираетесь рассказывать;

        примерное количество слайдов - слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется.

        как представить информацию наиболее удачным образом

        содержание слайдов

        графическое оформление каждого слайда

 

 

Этапы создания презентации:

  1. Планирование презентации - определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала
  2. Составление сценария - логика, содержание.
  3. Разработка дизайна  презентации – определение  соотношения текстовой и графической информации.
  4. Проверка и отладка презентации.

 

Приемы подготовки презентации

 

4     Мысленно (или на бумаге) подготовьте структуру Вашего доклада по любой теме.

4     По каждому из предложенных шагов подготовки презентации сделайте свои заметки.

4     Попытайтесь сделать презентацию в виде «бумажных слайдов», то есть на листках бумаги.

4     Расскажите презентацию «табуретке»

4     Учтите её замечания и повторите процедуру

Требования к оформлению презентаций.

 

1. Требования к содержанию информации

 

4     Заголовки должны привлекать внимание аудитории

4     Слова и предложения – короткие

4     Временная форма глаголов - одинаковая

4     Минимум предлогов, наречий, прилагательных

 

 

2. Требования к расположению информации.

 

4     Горизонтальное расположение информации

4     Наиболее важная информация в центре экрана

4     Комментарии к картинке располагать внизу

При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники. Со временем в сети появятся самые лучшие мультимедийные презентации для использования их как базовых в процессе подготовки урока. При создании презентации следует находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и "внешних" информационных потоков. Это позволяет сделать презентацию более интересной, актуальной и захватывающей.

Презентация может иметь две версии для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Действительные причастия настоящего времени строить- красить- любить- писать- стелиться- дремать- стро_т- крас_т- люб_т- пиш_т- стел_тся- дремл_т- 1.Запишите глаголы в 3-м лице мн. ч. Обозначьте условия выбора окончания. 2.Образуйте действительные причастия настоящего времени. стро_щий крас_щий люб_щий пиш_щий стел_щийся дремл_щий стро я т крас я т люб я т пиш у т стел ю тся дремл ю т стро я щий крас я щий люб я щий пиш у щий стел ю щийся дремл ю щий

Слайд 3

1.Образуйте действительные причастия настоящего времени. Слышать, стлать, брить, шептать, ненавидеть, следовать. 2.Образуйте от глаголов дейст. причастия настоящего времени , составьте с ними словосочетания. Таять, клеить, видеть, ненавидеть, вертеть, тараторить, лелеять, реять, сеять, строить.

Слайд 4

Составьте текст на тему «Таинственные образы природы», употребив данные словосочетания с причастиями: стел_щийся туман, шепч_щиеся камыши, дремл_щая река, ве_щий ветерок, та_щие облака, колыш_щиеся травы стел ю щийся туман, шепч у щиеся камыши, дремл ю щая река, ве ю щий ветерок, та ю щие облака, колыш у щиеся травы

Слайд 5

Таинственные образы природы Тишина. Всё вокруг окутал стелющийся туман . Ничто не нарушает покой дремлющей реки . Только изредка колышутся шепчущие камыши , да пролетает легкий веющий прохладой ветерок . Даже облака, тающие в вышине, замедлили свой ход. Природа дремлет в ожидании нового чуда!

Слайд 6

Итог урока: От переходных или непереходных глаголов образуются действительные причастия? От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие?

Слайд 7

Рефлексия Очень понравился Понравился Не понравился

Слайд 8

Спасибо за урок АВТОР: Демиденко С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Сидоровская средняя общеобразовательная школа»



Предварительный просмотр:

Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”

Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.

2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.

3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.

На доске: Тема урока “Односоставные предложения.”

Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по  желанию ( возможно по знакам Зодиака).  Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)

Ход урока

1. Приветствие учителя

2.  Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Учитель: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.

Социоконструкция: Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)

Учитель Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями

img1

Учитель: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?

( Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова ).

Социализация:

Учитель: Выделите ключевое слово (Настроение)

Как связана данная ассоциация с темой урока?

(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.

Учитель: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).

Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.

Учитель: Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)

Учитель: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?

(Ответы учащихся)

Учитель: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”

“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.

(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)

Учитель: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.

(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)

Афиширование:

Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.

Учитель: Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.

Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.

Учитель: Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.

Рефлексия:

Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин Мотив свободы в лирике Пушкина.

Слайд 3

Тема свободы в фольклоре: Вольный ветер Широкое поле Море Небо Горы Свет и движение Темница Тюрьма Неподвижность и темнота

Слайд 4

В июне 1817 года А. Пушкин был выпущен из лицея .

Слайд 5

Заглавие. Лирический герой - узник. Орёл, «мой грустный товарищ» Неволя, заточение «Мы вольные птицы», «Давай улетим!», брат. Вольная птица Воля, свобода Туча, горы, морские края, ветер решётка «темница сырая» Узник Узник, не забывший свободы Узник, стремящийся к свободе.

Слайд 6

Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!...» УЗНИК

Слайд 7

Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!...» УЗНИК

Слайд 8

… Туда, за тучей белеет гора, Туда, синеют морские края, Туда, гуляем лишь ветер… да я!...» где где где Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний. Параллелизм - параллельное расположение структурных элементов в двух – трёх смежных высказываниях. Одинаковое синтаксическое построение предложений.

Слайд 9

«Узник» - один из самых замечательных стихов Пушкина на вечную его тему – свобода. Каждая строчка говорит о ней, хотя само слово ни разу не встречается в тексте. В. Рождественский Слова, говорящие об отсутствии свободы: Решётка Темница Неволя Орёл Задумал Зовёт Улетим Вольные птицы Туча Гора Морские края Ветер Слова, несущие в себе мечту о свободе: Слова, обозначающие свободные стихии:

Слайд 10

Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. Ответить на вопросы в учебнике, стр. 54 – 55. Творческая работа: нарисовать стихотворение.

Слайд 11

Литература. 6 класс под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007. Медведев В. П. Изучение лирики в школе: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985. Т. С. Петрова. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 6 класс. – М.: Московский лицей, 2002. Литература. Методические советы. 6 класс под ред. В. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. http://ww.sovmusic.ru/person.php?idperson=146 (На этом сайте можно скачать песню на слова Пушкина «Узник») http://www.lifeisphoto.ru/fullscreen.aspx?id=85173 http://feb-web.ru/feb/pushkin/default.asp http://pushkin.niv.ru/ http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическое пособие для учителя физики "Игровая учебная деятельность на уроках физики"

В разработке представлено несколько разработок уроков, которые преследуют одну общую цель: систематизация и контроль знаний по теме. Особенность всех уроков состоит в том, что при их проведении и...

Возможности использования ИКТ в учебной деятельности на уроках математики

В настоящее время применение компьютерных средств и технологий в учебном процессе является неотъемлемой частью школьного обучения.  Проведение уроков с использованием информационных-коммуникацион...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...

Методическая разработка по теме"Использование SММ технологий в деятельности детско-родительских клубов, как форма психолого-педагогического взаимодействия с родителями детей группы высокого риска"

Методическая разработка для развития системы сетевого взаимодействия. Раскрывает возможность использования SMM технологий в социально-педагогической деятельности. Цели:•Обмен информацией;&bu...