Урок-повторение по теме "Морфемика" _ 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема: Морфемика
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц», «правописание гласных в корнях»);
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_kl_morfemika.docx | 60.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Морфемика
Цели:
- Повторение материала по теме «Морфемика».
- Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
- Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», « основа»;
- повторить орфографию («Правописание приставок», «Ы-И после Ц», «правописание гласных в корнях»);
- вспомнить и повторить алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор);
Развивающие:
- развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
- воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
- воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация по теме «Морфемика».
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Синтаксическая пятиминутка.
- Яркое солнце осветило берёзовый лес.
- Школьный конкурс продолжается, дети несут рисунки.
1 станция. Филфорд
2 станция.Создание пары.
#1054;кончание – это… | а. наименьшая значимая часть слова |
#1054;снова – это… | б. часть слова перед корнем,образует новые слова |
#1050;орень – это… | в. изменяемая часть слова,образует формы слова |
#1057;уффикс – это… | г. раздел науки о языке, изучающий морфемы |
#1055;риставка – это… | д. часть слова после корня, образует новые слова |
#1052;орфемика – это… | е. значимая часть слова,в которой заключено лексическое значение |
#1052;орфема – это… | ё. часть слова без окончания |
3 станция. Выделите морфемы в словах.
Колос ок, пере ул ок, пере лет а ет, вы ход, снеж ин к а, про гул к а, при бег а ет, мор ск ой, пуш ин к а, трав ян ой, дом ик, при бреж н ый.
4 станция.Четвертый лишний.
Задание: укажите лишнее слово в каждом ряду, дайте этому объяснение.
1) сварщик, баянист, барабанщик, регулировщик;
2) побежать, подлететь, посеять, подумать;
3) счастливый, удачливый, драчливый, под сливой.
- Что такое корень?
Когда мы определяем однокоренные слова, что нужно помнить ? (Смотреть на лексическое значение, оно должно быть близким. не путать с омонимичными корнями. И надо отличать однокоренные слова от формы слова)
5 станция. Найди сорняк и вырви с корнем”.
! Задание: в каждой группе слов – “родственников” есть одно “чужое” слово, это и есть сорняк, но он внешне похож на остальные слова! Ваша задача – отыскать и “вырвать сорняк с корнем”, т.е. выделить корень и вычеркнуть лишнее слово.
#1057;мешной, усмешка, смешать, рассмешить, смешинка; чередование звуков! смех-смешить
#1051;евый, слева, лев, налево, левая;
#1044;иво, удивиться, диванный, удивление, подивился.
#1057;тол, столик, столетие, настольный;
5.Мешает, мешочек, мешковина, мешковатый, мешок; беглая гласная! мешок - мешка
#1057;клон, поклониться, клонировать, наклон.
#1055;релестный, лестно, льстивый, лестничный;
#1050;ривой, окриветь, скривиться, креветка;
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6 станция. «Отгадайте слова»
#1055;риставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. поручение
2. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. прилагательное
3. В слове такая же приставка, как в слове полёт, корень такой же, как в слове дружба, суффикс такой же, как в слове артистка. подружка
4. В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете. расписание
5. Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. оценка
7 станция. Объяснительный диктант
#1041;езвкусный, возглавить, бесшумный, бесцветный,восхождение, роспись, износить, разделать, бездельник, расчесаться, вздремнуть, бессловный.
2. Расположиться, прилагать, положение, излагать, изложение, доложить, сложились, предлагать, прилагательное, заложить.
3. Растение, выращенный, заросли, Ростов, зарастает, росток, Ростик, вырастить, выросли, отрасль, растет.
4. Шёпот, пшёнка, шорох, крыжовник, начёс, печёнка,шов, шоколад, шёлк, жёлтый,щёки.
5. Цифра, цирк, цыган,птицы, цыпленок, традиция, панцирь, лекция, на цыпочках, сестрицын, акция, лисицын, улицы, белолицый.
8 станция.
Грамматическая остановка: докажите, что слова разобраны по составу верно:
стекло (стекл – корень, о – окончание) – сущ., ср.р.
стекло (с-приставка, тек – корень, л- суффикс, о – окончание) - гл., пр.вр., ср.р.
осиной (осин – корень, ой – окончание) – сущ., ж.р., Т. п.
осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание) - прил., ж.р.
допили (до- приставка, пил – корень, и – окончание) – гл., повелительного наклонения
допили (до- приставка, пи - корень, л- суффикс, и – окончание) – гл.,, пр. вр., мн.ч.
Вывод: с помощью знания морфем можно определять грамматические признаки слов
9 станция. Остановка загадочная
Может ли в слове быть два корня? Приведите пример.
Проведем загадочный блиц-опрос. Отгадки запишите, выделите корни, подчеркните соединительную гласную
- Закручу, зажурчу, В небеса улечу. самолет
#1053;е турист, а словно птица По горам взбирается. скалолаз
- Всем поможет, всех спасет Человек в халате
Но уколы больше любит Ставить нам в палате. медсестра
4. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног, Вот и весь я -осьминог
Итоги урока.
Рефлексия.
Дз. Выставление отметок.
#1053;а рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.
#1025;ж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал.
#1059;зкая тропинка привела нас на небольшой холм.
#1044;орогие ребята, мы приглашаем вас на необыкновенное представление.
#1042;ы придёте завтра ко мне на день рождения?
#1052;ы, кажется, сбились с пути и не сможем найти дорогу.
#1044;ети, откройте дневники и запишите домашнее задание.
#1071; хочу встретиться с тобой и поговорить о нашем брате.
#1054;сень пришла внезапно и завладела садами и реками, лесами и воздухом.
#1042; снежном буране исчезло всё вокруг: земля, и солнце, и небо.
#1053;а вырубке леса росла мелкая, но сладкая земляника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-повторение "Логарифмы" в 11 классе
В данной разработке рассматривается материал при повторении или подготовке к ЕГЭ по теме "Логарифмы"...
презентации для уроков повторения в начале 9 класса
Теоретические сведения о средствах связи сложносочиненного предложения...
Урок повторения и обобщения 7 класс по теме: "Давление"
Урок повторения и обобщения7 класс...
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)
Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилага...
Уроки русского языка с использованием ИКТ. Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...
Уроки русского языка с использованием ИКТ . Путешествие в княжество «Существительное» (урок-повторение для учащихся 5 класс с использованием ИКТ )
обобщить и систематизировать знания по разделу «Имя существительное»;- развить речь у учащихся (письменную и устную);- воспитать интерес к русскому языку...