Имя прилагательное. (6 класс.). (Урок-повторение изученного в 5 классе.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Суворова Светлана Михайловна

Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.

 

          Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном (значение, морфологические и синтаксические признаки, роль в тексте); закрепить правописание падежных окончаний прилагательных; развивать речь учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Имя прилагательное. (6 класс.)

                                                 (Урок-повторение изученного в 5 классе.)

     Учебник: Русский язык. 6 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова.

          Цель: повторить изученное в 5 классе об имени прилагательном (значение, морфологические и синтаксические признаки, роль в тексте); закрепить правописание падежных окончаний прилагательных; развивать речь учащихся.

 Оформление доски(«крылья» закрыты):

       Шестнадцатое декабря.

           Имя прилагательное.

Чуден Днепр при тихой погоде.

Д/з: параграф 47;

упр. 271.

На обратной стороне «крыльев» доски (или на слайде):

      По улице идет человек. Ему немало лет.

В руке у него портфель, не голове шляпа,

одет в пальто.

       В саду выросла роза. Она привлекает

внимание запахом и цветом. Но радость

Эта омрачена шипами. Они есть у розы, их много.

                                                           Ход урока.

     Организационный момент.

       Учитель (или ученик) читает тексты, записанные на доске (или слайде), обращается к классу:

    - Оцените данные тексты (понравились/не понравились). Может быть, вам хочется в них что-нибудь исправить? Дают ли они точную информацию о предмете? Что бы вы в них добавили?

      (Не хватает полноты в описании; оно станет более точным и выразительным, если распространить прилагательными.)

       Сообщение темы урока, целей, запись в тетради числа и темы урока. (Можно предложить учащимся сформулировать тему урока, обозначить его цели.)

       - Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.

        Записать один из текстов в тетрадь, добавив в него прилагательные. Дети зачитывают полученное.

       - Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

       (Помогают точнее описать предметы, пейзаж, портрет, выразить внутреннее состояние человека, его переживания, чувства, отношение к окружающему, делают речь богатой, образной.)

                                      Плакат (или слайд):

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надобно беречь.

           - А теперь обратимся к написанному на доске предложению. Найдите в нём прилагательные и выполните их морфологический разбор. (Два ученика работает у доски.)

       Опрос: что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какую роль выполняет в предложении?  

            На основе ответов оформляется стенд около доски или выводится информация на слайдах:

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

полная и краткая форма

род, число, падеж

определение, сказуемое

      - Как видите, вы уже немало знаете об этой части речи, но это далеко не всё, и на следующих уроках мы будем знакомиться с другими признаками прилагательного, а также с особенностями его правописания.

        Озвучивание и объяснение домашнего задания.

Физкультминутка:  

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А сейчас смотрит вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращает взгляд обратно –

Отдохнуть всегда приятно.

А сейчас посмотрит вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Отдохнули, всем приятно,

А теперь к труду обратно.

     - Как вы понимаете выражение «прилагательные согласуются с существительными»?

(Завися от них, то есть ставятся в том же падеже, роде, числе, что и существительные, к которым они относятся.)

       Выполняется упражнение 272. Задание: согласовать прилагательные с существительными, выписать полученные словосочетания, правильно написать и выделить окончания прилагательных (один ученик комментирует один пример).

    - Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного?

(Поставить к нему вопрос от существительного и по вопросу узнать окончание прилагательного.)

          Идёт коллективное комментированное выполнение задания.

          Подведение итогов урока.

       - Итак, что вы делали, чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных? Что такое прилагательное? Что мы о нём уже знаем? (Учащиеся рассказывают правила.)

          - А сейчас небольшая проверочная работа. (Выполняется сразу в тексте, распечатанном для каждого ученика. Задание дифференцировано: 2 вариант рассчитан для учащихся послабее.)

Задания.

1 вариант.

Дописать окончания прилагательных, определить число и падеж выделенных слов.

            Ранн…      летн…     утром  идёшь на рыбалку. В руках –

небольш…     пластмассов…  ведро, в кармане лежит маленьк…   

кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн…      рыбу.

Ещё свежо, холодн…    ветер проникает сквозь лёгк…     одежду, но ты

ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив…     река и свеж…     рыба.

2 вариант.

Дописать окончания прилагательных, определить число и род выделенных слов.

           Ранн…      летн…     утром  идёшь на рыбалку. В руках –

красн…        пластмассовое     ведро, в кармане лежит маленьк…  

 кусочек хлеба. Ты спешишь, мечтаешь поймать огромн…      рыбу.

Холодн…    ветер проникает сквозь лёгк…     одежду, но ты

ничего не чувствуешь. Тебя ждёт красив…     река и свеж…     рыба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторения и изучения нового материала в 8 классе по теме: «Сбор и анализ статистических данных»

Урок  повторения и изучения нового материала в 8 классе по теме: «Сбор и анализ статистических данных»...

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Использование наречий и прилагательных после глаголов чувства и восприятия (10 класс с углубленным изучением английского языка)Учебник О.В. Афанасьева, И.В.Михеева

Данный задание направлено на устранение у учащихся трудностей по выбору прилагательного или наречия после глаголов чувства и восприятия....

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...

6 класс Уроки повторения 5 класса

В начале учебного года, прежде чем приступить к дальнейшему изучению математики, необходимо повторить материал, изученный в 5 классе. В данной публикации вам предлагаются презентации для организации р...

Подготовка к контрольной работе по теме: Общая характеристика и особенности строения классов: Птицы и млекопитающие.Материал для урока повторения по зоологии 7 класс.

Материал для подготовки учащихся 7 класса к контрольной работе по теме:Птицы и млекпоитающие. Материал  представлен в виде презентации, содержит информацию для повторения и задания разных уровней...