Основы читательской грамотности
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по элективному курсу «Основы читательской грамотности» для учащихся 8 класса
Пояснительная записка
Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA
«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией.
Цель программы: создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
- инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
- содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации; - поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
- осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; - создавать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты изучения программы элективного курса
Содержание элективного курса
«Читательская грамотность» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
- способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к различной информации;
- читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Читательская грамотность», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Предметными результатами обучающихся являются:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-подбирать аргументы, формулировать выводы;
-составлять разные виды планов;
-объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
-сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
− определять назначение разных видов текстов;
− ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
− различать темы и подтемы специального текста;
− выделять не только главную, но и избыточную информацию;
− прогнозировать последовательность изложения идей текста;
− сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
− выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
− формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
− понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
− сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
− обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
− делать выводы из сформулированных посылок;
− выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
- откликаться на содержание текста:
− связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
− оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
− находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
- критически относиться к рекламной информации;
- находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой
стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации» - 9ч
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Тематическое планирование
№ урок а | Наименование раздела и тема | Количество часов/дата урока |
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного – 12 часов | ||
1. | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. | 1/ 07.09.23 |
2. | Типология текстов. Речевая ситуация. | 1/14.09.23 |
3. | Функционально- стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). | 1/21.09.23 |
4. | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. | 1/28.09.23 |
5. | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства. | 1/05.10.23 |
6. | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. | 1/12.10.23 |
7. | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская | 1/19.10.23 |
позиция. | ||
8. | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | 1/26.10.23 |
9. | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1/09.11.23 |
10. | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. | 1/16.11.23 |
11. | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. | 1/23.11.23 |
12. | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. | 1/30.11.23 |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | ||
13. | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 1/07.12.23 |
14. | Вопросы по содержанию текста. | 1/14.12.23 |
15. | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | 1/21.12.23 |
16. | Аргументы, подтверждающие вывод. | 1/23.12.23 |
17 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. | 1/28.12.23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»
Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Итоговая работа по курсу "Технологические и методические основы формирования читательской грамотности у обучающихся средней и основной школы
Аргументация текста читательской грамотности "Декоративно прикладное искусство и человек"....
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ...
Основы читательской грамотности
Программа внеурочной деятельности...
Основы читательской грамотности
Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю....
Основы читательской грамотности на уроках физики.
Выступление на ГМО учителей физики....