Основы читательской грамотности на уроках физики.
методическая разработка
Выступление на ГМО учителей физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_fiziki.doc | 830 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей физики
Облакова Елена Валерьевна
2022 г.
Формирования читательской грамотности на уроках физики
с использованием УМК Перышкин А.В. Физика 7-9.
«Испокон веку книга растит человека»
Пословица
Формирование функциональной грамотности учащихся одна из основных задач современного образования. В основе функционального обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности учащегося. Для формирования функциональной грамотности необходимо чтобы учащиеся обладали общими учебными умениями и способами деятельности:
- «проведение информационно-смыслового анализа текста»;
- «выбор и использование различных знаковых систем (таблица, текст, схема и др)»;
- «использование для решения познавательных задач различных источников информации».
Ключом по всем видам функциональной грамотности является читательская грамотность. В ФГОС ОО читательская грамотность или смысловое чтение (так же как и в начальной школе) — важнейший межпредметный результат обучения.
«Функциональная грамотность - способность личности использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А.А. Леонтьев)
Функциональная грамотность — способность применять знания для решения любых задач.
Читательская грамотность — (базовый навык функциональной грамотности) важная составляющая функциональной грамотности — способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать при решении задач.
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией, максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Выпускник основной школы должен научиться:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; • находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;
- переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст;
- откликаться на содержание и форму текста;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
ТЕКСТЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
- Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.
- Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.
- Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.
- Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
- Тексты общекультурного содержания
- Сюжетная текстовая задача
ТЕКСТЫ С ОПИСАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ ПРОЦЕССОВ, НАБЛЮДАЕМЫХ В ПРИРОДЕ ИЛИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Задание из демонстрационной версии ОГЭ по физике (Распознавать явление по его определению, описанию, характерным признакам и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления.)
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка.
Для изучения электрических свойств стержней, изготовленных из разных материалов (рис. 1), провели следующие опыты. Взяли два одинаковых электрометра. Первый зарядили от наэлектризованной палочки, а второй оставили незаряженным (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
Когда шары электрометров соединили друг с другом одним из стержней, показания приборов не изменились. Это объясняется тем, что материал этого стрежня является _________(А). Такие материалы _________(Б), поэтому второй электрометр остался незаряженным.
Когда шары электрометров соединили другим стержнем, стрелка незаряженного электрометра практически моментально отклонилась от вертикального положения. Это объясняется тем, что материал данного стержня является _________(В). В таких материалах имеются _________(Г), поэтому второй электрометр заряжается.
Список слов и словосочетаний:
1) проводник
2) кристалл
3) диэлектрик
4) электризуются при соприкосновении
5) не проводят электрический заряд
6) свободные электрические заряды
7) связанные электрические заряды
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
ТЕКСТЫ С ОПИСАНИЕМ НАБЛЮДЕНИЯ ИЛИ ОПЫТА ПО ОДНОМУ ИЗ РАЗДЕЛОВ ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ
Задания к текстам могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;
- умение определить (или сформулировать) выводы.
Задание образовательного портала Решу ОГЭ по физике
Изучение спектров
Все нагретые тела излучают электромагнитные волны. Чтобы экспериментально исследовать зависимость интенсивности излучения от длины волны, необходимо:
1) разложить излучение в спектр;
2) измерить распределение энергии в спектре.
Для получения и исследования спектров служат спектральные аппараты -спектрографы. Схема призменного спектрографа представлена на рисунке. Исследуемое излучение поступает сначала в трубу, на одном конце которой имеется ширма с узкой щелью, а на другом - собирающая линза L1. Щель находится в фокусе линзы. Поэтому расходящийся световой пучок, попадающий на линзу из щели, выходит из неё параллельным пучком и падает на призму Р.
Так как разным частотам соответствуют различные показатели преломления, то из призмы выходят параллельные пучки разного цвета, не совпадающие по направлению. Они падают на линзу L2. На фокусном расстоянии от этой линзы располагается экран, матовое стекло или фотопластинка. Линза L2 фокусирует параллельные пучки лучей на экране, и вместо одного изображения щели получается целый ряд изображений. Каждой частоте (точнее, узкому спектральному интервалу) соответствует своё изображение в виде цветной полоски. Все эти изображения вместе и образуют спектр. Энергия излучения вызывает нагревание тела, поэтому достаточно измерить температуру тела и по ней судить о количестве поглощённой в единицу времени энергии. В качестве чувствительного элемента можно взять тонкую металлическую пластину, покрытую тонким слоем сажи, и по нагреванию пластины судить об энергии излучения в данной части спектра.
Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1. Разложение света в спектр в аппарате, изображённом на рисунке, основано на явлении дисперсии света.
2. Разложение света в спектр в аппарате, изображённом на рисунке, основано на явлении отражения света.
3. В устройстве призменного спектрографа линза L2 (см. рис.) служит для фокусировки лучей определённой частоты в узкую полоску на экране.
4. В устройстве призменного спектрографа линза L2 (см. рис.) служит для определения интенсивности излучения в различных частях спектра.
5. В устройстве призменного спектрографа линза L2 (см. рис.) служит для разложения света в спектр.
ТЕКСТЫ С ОПИСАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ, ПРИНЦИП РАБОТЫ КОТОРЫХ ОСНОВАН НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАКИХ-ЛИБО ЗАКОНОВ ФИЗИКИ
Задания к текстам могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;
- умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.
Задание образовательного портала Решу ОГЭ по физике
Масс-спектрограф
Масс-спектрограф — это прибор для разделения ионов по величине отношения их заряда к массе. В самой простой модификации схема прибора представлена на рисунке.
Исследуемый образец специальными методами (испарением, электронным ударом) переводится в газообразное состояние, затем образовавшийся газ ионизируется в источнике 1. Затем ионы ускоряются электрическим полем и формируются в узкий пучок в ускоряющем устройстве 2, после чего через узкую входную щель попадают в камеру 3, в которой создано однородное магнитное поле. Магнитное поле изменяет траекторию движения частиц. Под действием силы Лоренца ионы начинают двигаться по дуге окружности и попадают на экран 4, где регистрируется место их попадания. Методы регистрации могут быть различными: фотографические, электронные и т. д. Радиус траектории определяется по формуле:
,
где U — электрическое напряжение ускоряющего электрического поля; B — индукция магнитного поля; m и q — соответственно масса и заряд частицы.
Так как радиус траектории зависит от массы и заряда иона, то разные ионы попадают на экран на различном расстоянии от источника, что и позволяет их разделять и анализировать состав образца.
В настоящее время разработаны многочисленные типы масс-спектрометров, принципы работы которых отличаются от рассмотренного выше. Изготавливаются, например, динамические масс-спектрометры, в которых массы исследуемых ионов определяются по времени пролёта от источника до регистрирующего устройства.
Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1. В масс-спектрографе электрическое поле служит для ускорения заряженной частицы, а магнитное поле служит для изменения направления её движения.
2. В масс-спектрографе электрическое поле служит для изменения направления движения заряженной частицы, а магнитное поле служит для её ускорения.
3. При увеличении магнитной индукции в 2 раза радиус окружности, по которой движется заданная заряженная частица, увеличится в 2 раза.
4. При увеличении магнитной индукции в 2 раза радиус окружности, по которой движется заданная заряженная частица, уменьшится в раз.
5. При увеличении магнитной индукции в 2 раза радиус окружности, по которой движется заданная заряженная частица, уменьшится в 2 раза.
ТЕКСТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ О ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЛИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ И ЧЕЛОВЕКА
«Магнитобезопасность»
Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.
Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.
Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м. Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.
Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.
Вопросы и задания
1. Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?
2. Как вы понимаете используемое в тексте словосочетание «магнитное поле промышленной частоты»?
3. Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?
4. Почему для определения безопасного уровня магнитного поля использовались именно статистические исследования?
ТЕКСТЫ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Такие тексты отражают общекультурную составляющую физики, и в них может быть затронут широкий круг проблем: физические основы современного миропонимания; эстетические основы науки и научного творчества; история физики и техники; творчество, взгляды и убеждения учёных, деятелей культуры и искусства; изучение и сохранение материальных памятников культуры.
Задания могут проверять:
• понимание информации, имеющейся в тексте;
• понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
• умение оценивать степень важности описанных в тексте взглядов и убеждений учёных, деятелей культуры и искусства для современности;
• умение оценивать степень значимости описанных в тексте физических явлений, технических устройств и так далее для жизни общества;
• умение определить (или сформулировать) выводы.
Задание из тетради «Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер. ФГОС»
СЮЖЕТНАЯ (ТЕКСТОВАЯ) ЗАДАЧА
В таких задачах данные и связь между ними включены в фабулу. Содержание сюжетной задачи чаще всего представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. В процессе решения текстовых задач формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
Задания могут проверять:
- понимание информации, имеющейся в тексте;
- понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;
- умение моделировать описанную ситуацию;
- умение анализировать;
- умение формулировать выводы.
Задание из тетради «Физика. 8 класс. Тетрадь-тренажер. ФГОС
Каждый параграф учебника — это новый для учащегося текст. Пусковым механизмом, движущим все дальнейшее понимание текста, является умение, ознакомившись с заголовком, задать самому себе ряд вопросов:
- О чем здесь пойдет речь?
- Что мне предстоит узнать?
- Что я уже знаю об этом?
Даже сухой и деловой заголовок параграфа учебника по физике дает возможность для включения новых знаний в прошлые: учащийся может вспомнить, сообразить, предположить. Для зрительного восприятия названия темы урока учитель может применить прием «Домысливание», когда с темой урока предлагаются и слова «помощники»: повторим, изучим, узнаем, проверим. С помощью слов помощников учащиеся могут сформулировать задачи урока. Учитывая, что в 7 классе учащиеся впервые знакомятся с учебником по физике, необходимо организовать чтение некоторых абзацев параграфа и в форме беседы (наводящих вопросов) пересказать их содержимое. Также по ходу чтения необходимо приучать задавать вопросы.
Это учит детей строить предположения о дальнейшем содержании и читая, проверять, совпадают ли они с данным материалом. Выдвигая по ходу чтения свои ответы в работе с текстом учащийся осуществляет самоконтроль — необходимое условие и понимания, и запоминания.
В своей педагогической деятельности я не раз замечала, что «сбои» в работе с текстом у детей часто связаны с непониманием смысла слов, словосочетаний, предложений, взаимосвязей. Непонимание слов при изучении физики связано в первую очередь с незнанием определений, не пониманием определения, отсюда пробелы в знаниях, которые в последствии приводят к неуспеваемости или плохой успеваемости по предмету. Поэтому, первая задача для учителя научить своих учеников, понять каждое слово, то есть знать-понимать определения. Здесь важно подчеркнуть, что на уроках учитель должен систематически, совместно с учащимися использовать предметно-именной указатель учебника и словари для выяснения значений слов, повторения понятий, их закрепления.
При изучении нового материала можно использовать прием «Ключевые термины». Из текста учитель заранее выбирает четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся в группах (парах) предлагается дать общую трактовку этих терминов (мозговая атака), распределить их в определенной последовательности, предложить, как они будут применяться в конкретном контексте темы. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины, найти подтверждения своим предложениям. Например: молекулы, диффузия, движение, явление, температура. В данном случае эти слова можно использовать для выяснения темы урока, далее попросить распределить их в определенной последовательности, указав значение их употребления.
Вопросы для самоконтроля — это вопросы после каждого параграфа учебника.
Ответы на вопросы параграфа это аппарат, позволяющий учащимся быстрее и продуктивнее усвоить учебный материал, развивать умение описывать рисунок (схемы), выделять главное, проводить анализ текста. Работу с учащимися по вопросам после параграфа необходимо учить с первого урока по физике:
- Прочитать абзац параграфа и затем ответить на вопрос приведенный после параграфа и относящийся к прочитанному. Можно эту работу проводить в обратном направлении: найти абзац, в котором содержится ответ на вопрос.
- Выделять абзацы текста, относящиеся к рисункам и ответить на вопросы связанные с рисунком.
Таким образом учащиеся понимают:
- ответы на вопросы параграфа всегда содержатся в тексте
- каждому вопросу соответствует свой текст
- не всегда одному вопросу соответствует целый абзац
- рисунки, схемы, таблицы тесно связаны с текстом параграфа
- ответ на вопрос можно давать словами из текста и своими словами.
Очень важно использовать прием «Вопросы к тексту», когда к изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов-суждений:
- Почему?
- Как доказать?
- Чем объяснить?
- Вследствие чего?
- В каком случае? И т.д.
Это прием развивает познавательную деятельность в работе с текстом, их письменную речь. Формой учебной работы, в процессе которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограниченных условиях, является «Своя опора — шпаргалка», можно провести конкурс шпаргалок. Также с целью привлечения внимания к тексту нужного материала, повторения и закрепления знаний важно проводить интеллектуальную зарядку в виде отгадывания кроссворда, создания кластеров.
Любая задача по физике требует навыков смыслового чтения. Процесс решения задачи: перевод информации из одной формы представления в другую, анализ текста, рисунка, таблицы, диаграммы, на основе анализа информации создание физической модели. Начиная решать ту или иную задачу, даже самую простую, нужно для начала очень внимательно прочитать ее условие, попытаться с самого начала понять о каком явлении идет речь, попробовать его представить, понять суть. Далее нужно определить основным законы, которые будут действовать в задаче, и только потом пытаться искать ответ на поставленный вопрос. Несмотря на все это, у учащихся, которые знают все законы и формулы, все равно возникают трудности. В чем причина? Для того, чтобы решить любую задачу нужно уметь делать всего две вещи – понимать физический смысл явления, описываемого в задаче, и правильно выстраивать цепочку мини-вопросов, ответив на которые, можно ответить и на основной вопрос задачи. Столкнувшись с задачей перво-наперво нужно задать себе вопрос «О каком физическом явлении идет речь в этой задаче? Отчего так происходит?».
Очень важно перенаправлять учащихся к учебнику, найти подобный в задаче рисунок, явление описанное в параграфе, повторить понятие, обозначение физической величины, ее единицы измерения, вспомнить перевод единиц измерения, повторить формулу или формулировку закона. Для отработки умения решать задачи по данной теме ученикам для самостоятельного решения предлагается несколько задач. Причем учащиеся могут и должны при решении пользоваться и учебником, и рабочей тетрадью.
Для анализа рисунка предлагаю вопрос: Что вы видите на рисунке?, затем наводящие вопросы: Что изображено на рисунке: прибор, тело, явление? Что делают, или происходит? Какие данные величин? Что известно? Что можно найти? Чем отличаются рисунки? И т.д.
Приемом, способствующим развитию внимания и формирования критичности мышления, является прием «ошибающийся учитель» или «лови ошибку». Этот метод активно использовали Ш.А.Амонашвили, В.Ф. Шаталов. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Или похожий прием по нахождению ошибки в тексте или по восстановлению текста, намеренно «поврежденный», когда учащиеся получают текст (или пример разбора решения задачи) со специально допущенными ошибками. При этом используют материал учебника. Ученики охотно включаются в такую работу, что непременно способствует развитию учебных умений в работе с текстом. В качестве тренировочного упражнения на понимание текста можно использовать следующую прием «Перепутанные логические цепочки»: собрать предложение (текст), рассыпанное на слова (предложения). Задачи на собирание «россыпей» могут быть использованы в самых разных моментах учебного процесса, например в конце урока с целью, чтобы в собранном виде эта «россыпь» оказывалась выводом из урока. Что дают такие упражнения? Во-первых, учащийся сможет «прощупать» монтажные взаимосвязи. Во-вторых, он учится выбирать лучший из возможных вариантов, а для этого критически оценивать их, способствует правильному логическому построению ответа и пересказа и пониманию текста. Например: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объема этого тела.
Текст с ошибками: Все вещества состоят из частиц. Частицы — это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. Но в твердых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму и объем. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц.
Работа с учебником развивает умения и навыки самостоятельной работы с книгой. Работу учащихся с учебником необходимо организовать так, чтобы она создавала навыки и умения анализировать прочитанное, находить материал, необходимый для решения задач, делать выводы. Для этого учащимся следует прежде всего прививать умения репродуктивного характера.
Литература:
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и его понимания.-М.
- Граник Г.Г, Бондренко С.М., Концевая Л.А.. Как учить школьников работать с учебником. Издательство «Знание». 1987г
- Перышкин А.В. Физика 7 класс: учебник.
- Методика преподавания физики 7-8 Класс . А В Усова. 1990г.
- Издательство «Просвещение». УМК по физике. Серия вебинаров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Задания для тренировки и проверки читательской грамотности на уроке английского языка по теме "Weather" на основе смешанных текстов
Тестовые задания на основе смешанных текстов. Задания можно применять на уроках в 6 классе....
Задания для тренировки и проверки читательской грамотности на уроке английского языка по теме "Gadgets" (на основе сплошных текстов)
Подходит для учащихся 7 класса...
Формирование читательской грамотности на уроках физики. Типы текстовых задач
Анализ результатов показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих ...
Основы читательской грамотности
Программа внеурочной деятельности...
Основы читательской грамотности
Программа «Читательская грамотность» рассчитана для обучающихся 8 класса. Программа составляет 17 часов в год, 0,5 ч. в неделю....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...