Читательская грамотность
презентация к уроку по русскому языку
Смысловое чтение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_smyslovoe_chtenie_kak_osnova_formirovaniya_chitatelskoy_gramotnosti.pptx | 250.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса по читательской грамотности - повышение уровня читательской грамотности учащихся, привитие интереса к книге, к чтению.
Форма работы: «Литературная игра» - это игра , где вопросы и задания формируются из литературных произведений.
Текст №1. Отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева «Васюткино озеро» // Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват . организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 303 с.: ил. – с.126. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Задание 1. Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» составьте инструкцию «Как разжечь костёр».
Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро» Обломать нижние сухие ветки у дерева. Сорвать пучок сухого мха-бородача. Искрошить мелко сучки деревьев. Сложить всё в кучку и поджечь ветки. Не оставлять огонь без присмотра. Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
Задание 2. Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл Васютка и его предназначение.
Ответ : Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Задание 3. Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте развёрнутый ответ.
Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и излишней самоуверенности. Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
Задание 4. Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик не выполнил.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Ответ: В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от ветра. Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями. Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
Задание 5. Какими практическими умениями обладал герой рассказа? Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Ответ: Развести огонь. Запастись дровами. Подстрелить, разделать и запечь птицу. Читательские умения: понимать фактологическую информацию, находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
Задание 6. Какими личными качествами обладал Васютка ? Аргументируйте свой ответ, приведя примеры из текста. Текст №1 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички. Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров. Надо было запастись на ночь дровами. Васютка , не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину , выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев», разжёг костер, приготовил еду. Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Задание 7 Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?
Ответ : пламенный. Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.
4 группа читательских умений – использовать информацию из текста 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний. 4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний. 4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу. 4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. 4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую). 4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью .
Чему вы научились у Васютки ? (смелости, мужеству, терпению, практическим умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги). Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?
Предметные задачи: Работа с текстами разных стилей: художественный текст и официально-деловой (инструкция). Работа с поиском и выявлением необходимой информации (ряд заданий ориентирован на поиск в тексте и вычленение определенных деталей и фактов). Сопоставление двух текстов разных типов (сплошной и несплошной). Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенным автором.
Задачи в области читательской грамотности: 1. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста); 2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном виде, интерпретация её); 3. связь информации из текста со своим опытом; 4. формулирование своей точки зрения и обоснование её; 5. извлечение информации из текста, иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности
Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...