Конспект урока 6 класс по теме "Разноспрягаемые глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока для 6 класса по теме "Разноспрягаемые глаголы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass_raznospryagaemye_glagoly.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме:
«Разноспрягаемые глаголы»
Цели урока:
Образовательные:
- Повторить особенности глагола как части речи
- Через грамматические задачи напомнить ученикам алгоритм определения спряжения глаголов и написание личных окончаний
- Познакомиться с необычными глаголами – разноспрягаемыми и особо спрягаемыми
- Выявить особенности разноспрягаемых глаголов
Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, к родному языку
Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся, умение отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Орг. Момент
Здравствуйте, ребята!
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
Решение кроссворда (настрой на работу)
Слово учителя: ребята, сегодня на уроке вам потребуется внимание, поэтому чтобы собраться, настроиться на работу, я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд
По горизонтали: 1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)
4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5. Обозначает признак действия или другого признака (наречие).
6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное).
7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).
По вертикали:
1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).
3. Часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете (числительное)
(обвести маркером на доске часть речи, с которой будем работать – ГЛАГОЛ, обратить на нее внимание учащихся).
- Блиц-опрос: повторение изученного материала (работает весь класс): устная работа.
Давайте вместе повторим, что же мы знаем о глаголе, и составим логическую цепочку, которую впоследствии вы должны будете прочитать.
Вызывается ученик к доске, комментирует схему.
Итак, сделаем вывод: глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делать? и обозначает действие предмета. Главная особенность глагола как части речи – это его спряжение. Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго. (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)
I спр. | II спр. |
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ | -ИТЬ + 11 глаголов-исключений |
Личные окончания | |
-ЕТ, -УТ, -ЮТ | -ИТ, -АТ, -ЯТ |
И вот мы с вами переходим к цели нашего урока. Оказывается, есть такие глаголы, которые сочетают в себе признаки и первого, и второго спряжения. Тему урока запишите в тетради: РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ ГЛАГОЛЫ.
Мы сегодня поставим перед собой две главные цели: во-первых, повторить особенности первого и второго спряжения; еще раз посмотрим, зачем нам надо знать спряжение глагола;
И, во-вторых, познакомимся с разноспрягаемыми глаголами и посмотрим, почему они так называются.
3. Грамматическая задача №1(мотивировка учащихся на знание правила).
Итак, сейчас мы с вами посмотрим, зачем нам необходимо изучать спряжение глагола. Предлагаю вам решить грамматическую задачу.
Задание: правильно написать окончания глаголов
боре_и тся
строи_е т
виде_ит
Алгоритм решения задачи:
- Ставим глагол в инфинитив
Бороться
Строить
Видеть
- Смотрим на суффиксы перед -ТЬ
-оть
-ить
-еть
- Определяем спряжение глагола по таблице:
I спр. | II спр. |
ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ + 2 глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ | -ИТЬ + 11 глаголов-исключений |
Личные окончания | |
-ЕТ, -УТ, -ЮТ | -ИТ, -АТ, -ЯТ |
и выбираем нужное окончание
борЕтся
строИт
видИт
Закрепление материала
(2 человека у доски, остальные индивидуально в тетради)
Задание: решить грамматические задачи по алгоритму:
Рису…т
Крас…т
Смотр…т
Украша…т
Примечание: у доски ученики работают на оценку: после выполнения задания учитель показывает каждому по 2 карточки с глаголами. Задача ребят - определить спряжение глаголов. Оценка ставится сразу.
Карточка 1. Карточка 2.
любить рубить
доверять покупать
уважать варить
Вывод: почему важно знать спряжение глаголов? (чтобы правильно писать их окончания!)
4.Переход к новой теме
Грамматическая задача №2 (практическая работа)
Задание: проспрягать глагол, определив его спряжение, и выделить окончания
ЧИТАТЬ ВАРИТЬ
Ед. ч. Ед. ч.
1.читаю 1.варю
2.читаешь 2.варишь
3.читает 3.варит
Мн.ч. Мн. ч.
1.читаем 1.варим
2.читаете 2.варите
3.читают 3.варят
Глагол I спр. Глагол II спр.
(2 ученика у доски работают, остальные в тетради)
Обращаем внимание на окончания глаголов 1 и 2 спряжения, делаем вывод:
Глаголы 1 спряжения имеют Е-образное окончание; глаголы 2 спряжения – И-образное окончание.
5. Комментирование таблицы на доске:
Задание: внимательно посмотреть и прокомментировать:
БЕЖАТЬ | ХОТЕТЬ |
я бегу ты бежишь он бежит мы бежим II спр. вы бежите они бегут I спр. | я хочу ты хочешь I спр. он хочет мы хотим вы хотите II спр. они хотят |
Что же удивительного и необычного в этих глаголах?
Может ли мы сказать, что это глаголы первого спряжения? А второго? Почему?
(так как они совмещают в себе признаки и 1, и 2 спряжения)
Запишем спряжение глаголов ХОТЕТЬ и БЕЖАТЬ и сделаем вывод:
Что же необычного в этих глаголах? Они спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению называются РАЗНОСПРЯГАЕМЫМИ.
6. Закрепление материала. Работа с учебником.
Упр. 471 по заданию. (Первые 2 тетради на проверку на оценку)
На этом, ребята, сложности не заканчиваются. Есть еще 2 удивительных глагола – ЕСТЬ и ДАТЬ.
Предлагаю вам выполнить по вариантам практическую работу, проспрягать эти глаголы.
ЕСТЬ ДАТЬ
(ем, ешь, ест; едим, едите, едят) (даю, даешь, дает; даём, даёте, дают)
Обратите внимание на окончания глаголов и сделайте вывод: глаголы ЕСТЬ и ДАТЬ спрягаются особым способом. Поэтому они называются особо спрягаемыми.
Задание на закрепление материала:
Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите разноспрягаемый глагол, определите лицо, число, время.
(не хотим: 1 лицо, ед. ч., наст. время)
7. Домашнее задание:
Упр. 473 А, 474.
8. Стадия рефлексии
Что нового мы узнали на уроке?
2 глагола разноспрягаемых: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ.
2 глагола особо спрягаемых: ДАТЬ, ЕСТЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Роль глагола в речи"
Урок русского языка в 5 классе "Роль глагола в речи" (рассказ И.С. Тургенева "Муму")...
конспект урока "Безударные личные окончания глаголов"
Урок проводился в рамках городского обучающего семинара «Развитие просодических компонентов речи. Ударение. Безударная гласная», 2012 г....
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
План-конспект урока "Прошедшее время сильных глаголов" - 6 класс
Знать и применять на практике изученный грамматический материал...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку.Глагол как часть речи.Инфинитив (5 класс).
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: "Глагол как часть речи"; совершенствование навыков правописания глаголов;развитие орфографической зоркости,навыков грамотного письма....
Конспект урока по русскому языку Глагол в языке и речи 5 класс
конспект к уроку УМК Ладыженской Т.А....