Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся
статья по русскому языку
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленность урока, важно формирование творческой активности наших учеников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метод «мозгового штурма» как средство формирования творческой активности учащихся
(из опыта работы)
Стоякина А.В., учитель русского языка и литературы
Дорошенко Т.В., учитель русского языка и литературы
Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими.
Шалва Амонашвили
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленность урока, важно формирование творческой активности наших учеников.
«Мозговой штурм» («Брейнсторминг») - хорошо известный и активно применяемый интерактивный метод, поскольку он дает возможность каждому принять участие в работе, позволяет учащимся свободно и открыто высказывать разные идеи по поводу ситуации или проблемы, побуждая использовать воображение или творческий подход. Он помогает развивать ораторскую речь, что необходимо при формировании функциональной грамотности. Цель стратегии - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к тексту. На уроке все ученики делятся на 2 группы. Первая группа – «генераторы идей» должны в течение некоторого времени предложить как можно больше вариантов решении обсуждаемой проблемы. В группе выбирается один человек, которому поручено фиксировать все возникающие идеи. Вторая группа – «аналитики» - получают от первой списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Учащиеся сформулировали правила проведения «мозгового штурма»:
- говорите только тогда, когда вам дадут слово;
- высказывайте любые идеи, которые вам придут в голову - чем больше предложений – тем лучше;
- не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей;
- не забывайте, что развитие идей, выдвинутых другими участниками, поощряется;
- продолжайте думать, даже когда считаете, что ваша фантазия уже истощилась.
В своей работе используем различные приемы.
1. Ключевой вопрос урока. «Чем опасны молчалины? «Почему впервые Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?
2. Использование грамматических сказок. Исследуя различные гипотезы, ребята должны объяснить смысл этой сказки, например:
«Решило Слово наняться на работу. Стало присматриваться к хозяевам. Первый хозяин - Согласование - добрый и справедливый, он требует от работника: «Я работаю, и ты делай, как я». Второй хозяин – Управление – очень строгий, он требует: «Делай то, что прикажу!». Третий хозяин – Примыкание – ничего не требует, он просто просит: «Постой со мной рядом».
3. Использование мнимой ошибки.
Учитель пишет на доске 2 словосочетания: «выпишИте слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос: «В каком случае ошибка?» Ошибки здесь нет. Есть две формы глагола, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано различием в морфемном составе форм слова.
4. Использование проблемных вопросов. Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а издана в 1987. Почему?
5. Творческое задание. Предложите идею оригинального памятника Мцыри. (обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни…)
6. Использование приема ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
7. Использование межпредметных связей. Как доставить тяжелую пирогу Робинзону к морю? Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
8. Прием дописывания и домысливания. На заключительном уроке по роману А.С.Пушкина «Дубровский» учитель задаёт следующий вопрос: «Как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?». После обсуждения учитель знакомит учащихся с черновыми записями А.С.Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.
Вот несколько примеров проблемных заданий.
1. Можно ли проверить безударные гласны в словах д…мократия д…магог существительным эпидемия? Уточните лексическое значение слов в словаре.
2. Объясните, что общего в словах пещера, печать и печаль. (Во время выполнений задания учащиеся могут обращаться к разным словарям).
3. Подумайте над названием рассказа Т. Толстой «Соня». Найдите ключевую метафору. Это поможет понять рассказ.
4. Временное пространство в рассказе организованно так точно и так плотно, что на четырех страницах Т.Толстая смогла рассказать о судьбах двух женщин. Почему же тогда это рассказ не об Аде?
5. Можно ли сказать, что есть преемственность между героиней Т.Толстой из рассказа «Соня» и «маленьким человеком» русской литературы?
6. Литература защищает, оберегает того, у кого всё отнимается в жизни. Наша Соня – четырежды будет сказано в тексте – дура. В чем же проявляется её дурость?
Какие же препятствия возникали при подготовке к урокам? На чем не раз спотыкались при организации мозговых атак?
1. Не достаточно конкретно сформулированы темы и цели обсуждения.
2. Не удается вызвать интерес у учащихся.
3. У команды не хватает знаний, чтобы решить вопрос.
4. Состав команды однотипный или в составе группы есть конкуренты.
5. Упертость и скептический настрой, а иногда сверхсерьёзность.
6. Частые паузы в обсуждении;
7. Излишнее давление руководителя.
Думаем, что перечисленные сложности не следует упускать из виду, их довольно легко исправить, если опираться на следующие правила:
#1055;роводить мозговой штурм в неформальной обстановке (на свежем воздухе, на открытом пространстве, в измененном интерьере).
#1054;пределить ученика, который будет фиксировать все идеи.
#1054;пределить проблемное поле, задать тему, удостовериться, что все участники понимают проблему.
Если проблема определена и понята всеми участниками, то поощряется выдвижение абсолютно любых идей. Ребята не должны испытывать страх, что могут подвергнуться критике или быть осмеяны. Когда «полет фантазии» иссякнет, очень результативна пауза для осмысления услышанного. Далее следует проанализировать все записанные идеи, выбрать не более трёх, оценив, насколько эти идеи подходят для решения обозначенной проблемы. Вывод формулируют сами учащиеся.
Данный метод имеет много плюсов. Совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует эффект, многократно усиливающий результат поиска решений. Сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную и даже игровую деятельность. Царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.
Использование метода мозгового штурма стимулирует самостоятельную работу мысли учащихся поиска творчества. Специально организованная дискуссия развивает ораторские навыки, умение аргументировать своё мнение, делать логические выводы, взаимодействовать со сверстниками – все те необходимые компетенции, выработка которых предусмотрена новым образовательным стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика сотрудничества как средство повышения творческой активности учащихся
Выступление на городском объединении учителей иностранного языка (2012-2013 учебный год)...
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ, АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Большинство учителей России выдают домашние задание, ведут классный журнал, участвует в конкурсах на площадках Дневник. ру, популярность данного проекта с каждым учебным годом угасает, как...
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"
Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...
Формирование творческой активности учащихся средствами современных информационных технологий
Текст выступления на районном семинаре "Интеграция основного и дополнительного образования на примере проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"...
Зиннурова Н.Н. «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Выступление в КФУ г.Казани...
Метод "мозгового штурма" как средство формирования творческой активности учащихся
В своей работе мы стремимся каждый урок построить так, чтобы ученик становился активным участником собственного обучения. Для нас важен деятельностный подход к обучению, важна практическая направленно...