Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа содержит тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 168.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 14»
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ________________русскому языку___________________
учебный предмет
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
______________2023– 2024 уч. год______________
учебный год
Учитель Юринская Ирина Викторовна
Класс 9
Всего часов в год 102
Всего часов в неделю 3
г. Балей, 2023-2024
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной письмом Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07. 2005 г № 03-1263, программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, издательство «Просвещение», Москва, 2020 г., с учетом учебного плана МКОУ « СОШ 14».
Адаптированная рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – устному собеседованию, сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 102 часов в год.
Адаптированная рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
В классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (4 человека с задержкой психического развития 7.1), которые сдают государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Согласно рекомендациям ПМПК, дети обучаются по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д.
Формы работы по русскому языку в 9 классе:
1) различные типы уроков:
- уроки изучения нового материала;
- урок закрепления и развития знаний, умений, навыков;
- уроки повторения;
- комбинированный урок;
- урок проверки знаний;
2) внеклассные мероприятия:
- викторины;
- лингвистическая игра.
3) консультации по русскому языку;
4) олимпиада по русскому языку.
Все перечисленные формы работы проводятся в 1 учебную смену по расписанию уроков и по плану.
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.
Обучение русскому языку в 9 классе строится на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной работы и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Использование личностно ориентированных технологий (проблемного обучения, проектных технологий, интерактивных форм обучения) позволяет реализовывать системно-деятельностный подход. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Проблемное обучение может быть реализовано в уроке-исследовании. Проектные технологии в применении метода проектов с использованием ИКТ. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
- совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критерии и нормы призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
- единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
- единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
- объем различных видов контрольных работ;
- количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
I. Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- 3) языковое оформление ответа.
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик:
|
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
|
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | Ученик не приступил к выполнению задания |
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
II. Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Контрольный диктант.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.
Класс | Объём текста (количество слов) | Количество орфограмм | Количество пунктограмм | Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | не более 5 слов |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | не более 7 слов |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | не более 7 слов |
8 | 120-150 | 24 | 10 | не более 10 слов |
9 | 120-170 | 24 | 15 | Не более 10 слов |
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках). До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и к негрубым[1] относятся ошибки: пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) в исключениях из правил;
3) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
4) на правила, которые не включены в школьную программу;
5) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и с причастиями, выступающими в роли сказуемого;
6) на еще не изученные правила; причастиями, выступающими в роли сказуемого;
7) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась в случаях трудного различия не и ни специальная работа;
8) в написании ы и и после приставок;
9) в передаче авторской пунктуации;
10) описки, неправильные написания, в собственных именах нерусского происхождения; искажающие звуковой облик слова;
11) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
12) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Контрольный диктант
Оценка | Орфографические, пунктуационные ошибки | Дополнительные задания |
«5» | 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)/1 2/2; или 1/3; или 0/4; | выполнены верно все задания |
«4» | 3/0 (если среди них есть однотипные)/2-4; 4/4; | правильно выполнено не менее 3/4 заданий или 3/5; или 0/7 |
«3» | в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)/5-12 | правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 /13-14 | не выполнено более половины заданий |
«1» | Не приступил к выполнению | задания не выполнены |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» — 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки, для оценки «2» — 7 орфографических ошибок, для оценки «1» - не приступил к выполнению.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Класс | Количество слов | Оценка | Критерии контрольного диктанта | оценивания словарного | |
5 | 15-20 | «5» | нет ошибок | ||
6 | 20-25 | «4» | 1-2 ошибки | ||
7 | 25-30 | «3» | 3-4 ошибки | ||
8 | 30-35 | «2» | 5-7 ошибок | ||
9 | 35-40 | «1» | При большем ошибок | количестве |
III. Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2) стилевое единство и выразительность речи;
3) число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы (сочинение, изложение).
Оценка | Содержание и речь ( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт) | Грамотность 0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош. |
«5» |
1 недочёт в содержании и — 1-2 речевых недочёта | Допускается: 1 1 – 0 – 0 или 0 – 1 – 0 или 0 – 0 – 1 |
«4» |
В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании — 3-4 речевых недочетов | Допускается: 2-6 2 – 2 – 0 или 1 – 3 – 0 или 0 – 4 – 2 |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
В целом в работе допускается: 4 недочета в содержании – 5 речевых недочетов. | Допускается: 7-13 4 – 4 – 0 или 3 – 5 – 0 или 0 – 7 – 4 в 6 классе: 5 – 4 – 4 |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, частые случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено: 4 недочетов в содержании — до 7 речевых недочетов | Допускается: 14-20 7-7-0 или 6-8-0 или 5-9-0 или 8-6-0, а также 7 грам. ошибок |
«1» | Недочетов в содержании – 8 речевых недочетов. | Имеется 21 и более 7-7-7 |
Примечания:
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2; 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
- четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Содержание учебного курса.
№ | Раздел | Кол-во часов | |||
Всего по теме | Теория | Контрольные работы | Развитие речи | ||
1 четверть – 24часа. | |||||
1. | Введение. Цели и задачи курса «Русский язык» в 9 классе. Знакомство с демоверсией ГИА. Международное значение русского языка | 2 | 2 | ||
2. | Повторение пройденного материала в 5-8 классе | 13 | 9 | 1 | 3 |
3. | Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | 9 | 6 | 1 | 2 |
2 четверть – 24 часа | |||||
4. | Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения. | 11 | 10 | 1 | |
5. | Сложноподчиненные предложения | 7 | 5 | 1 | 1 |
6. | .Основные группы сложноподчиненных предложений. | 6 | 4 | 2 | 0 |
3 четверть – 30 часов | |||||
6. | .Основные группы сложноподчиненных предложений. | 20 | 16 | 1 | 3 |
7. | Бессоюзные сложные предложения | 10 | 7 | 1 | 2 |
4 четверть – 24 часа | |||||
8. | Сложные предложения с разными видами связи. | 11 | 8 | 1 | 2 |
9. | Повторение и систематизация изученного в 9 классе. | 13 | 12 | 1 | 0 |
ВСЕГО | 102 | 79 | 10 | 13 |
Раздел V. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
1 | Введение. Цели и задачи курса «Русский язык» в 9 классе. Знакомство с демоверсией ГИА | |
2 | Международное значение русского языка. | |
Повторение пройденного материала в 5-8 классе (14 ч.) | ||
3 | РР. Устная и письменная речь | |
4 | РР. Монолог. Диалог. | |
5 | РР. Стили речи. | |
6 | РР. Способы сжатия текста. | |
7 | РР. Сжатое изложение | |
8-9 | Простое предложение и его грамматическая основа | |
10-11 | Предложения с обособленными членами | |
12-13 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | |
14 | Контрольный диктант №1 | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (8 ч.) | ||
16 | Понятие о сложном предложении | |
17 | Сложные и бессоюзные сложные предложения | |
18-19 | РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | |
20-21 | РР. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | |
22 | Интонация сложного предложения | |
23 | Контрольный диктант №2 | |
24 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | |
Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения (7 ч.) | ||
25 | Понятие о сложносочиненном предложении | |
26 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | |
27 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | |
28 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | |
29 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | |
30 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | |
31 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | |
32 | Повторение (контрольные вопросы и задания) | |
33 | Контрольный диктант №3 | |
34 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
Сложноподчинённые предложения (7ч.) | ||
35-36 | Понятие о сложноподчиненном предложении | |
37-38 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | |
39-40 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | |
41 | РР. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста | |
42 | Контрольное сочинение–рассуждение №1 на основе понимания содержания цитаты из теста | |
Основные группы сложноподчинённых предложений (6 ч.) | ||
43-44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными | |
45 | РР. Подготовка к сжатому изложению №2 | |
46 | Контрольное сжатое изложение №2 | |
47-48 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | |
Основные группы сложноподчинённых предложений (20 ч.) | ||
49 | РР. Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). | |
50 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | |
51-54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия | |
55-57 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными | |
58-60 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | |
61-62 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | |
63 | Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | |
64 | Повторение и обобщение по теме «СПП» | |
65 | Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложноподчиненное предложение» | |
66 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | |
67 | РР. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории | |
68 | Контрольное сочинение-рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории | |
Бессоюзное сложное предложение (10 ч.) | ||
69 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении | |
70 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях | |
71-72 | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения, Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | |
73-74 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | |
75 | РР. Сжатое изложение №2 | |
76 | Контрольное сжатое изложение №2 | |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | |
78 | Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение» | |
Сложные предложения с разными видами связи (11 ч.) | ||
79-81 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП | |
82-83 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | |
84 | РР. Сочинение на основе картины по теме «Родина». | |
85 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | |
86 | РР. Публичная речь | |
87 | Повторение по теме «СП с различными видами связи» | |
88 | Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием | |
89 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | |
Повторение изученного (13 ч.) | ||
90-91 | Фонетика и графика | |
92-93 | Лексикология (лексика), фразеология | |
94-95 | Морфемика | |
96 | Словообразование | |
97 | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием | |
98 | Анализ ошибок, допущенных в работе | |
99 | Морфология | |
10 | Синтаксис | |
101-102 | Орфография. Пунктуация |
[1]Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ДЦП
Данная адаптированная программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»2ФГОС НОО ст. ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...
Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 8 класса
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основании программы для учащихся с умеренной ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...
адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
рабочая программа для 5-9 классов...