Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Варюхина Анна Александровна

Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._varyuhina_a.a.docx347.22 КБ

Предварительный просмотр:

Модельная технологическая карта хода урока с применением

технологии учебно-группового сотрудничества

Урок русского языка в 6 классе.

 Тема «Имя прилагательное как часть речи»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (4 мин.)

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок. Проверьте готовность к уроку: учебник, ручка, линейка, карандаш, стёрка, рабочая тетрадь

            Разделение на группы (5 групп по 6 чел.). Повторение правил учебно-группового сотрудничества.

- Ребята, давайте вспомним «ЗАПОВЕДИ» групповой работы и распределим роли в группе

На слайде 1: высвечиваются правила, которым должны следовать команды и зачитываются учителем:

  • Говорить только по делу, обращаться друг к другу только по имени.
  • Уметь слушать своего товарища, не перебивая его и не делая каких-либо обидных замечаний.
  • Стараться высказывать свои соображения ясно, спокойно и достаточно коротко.
  • Стараться выполнить задание добросовестно, согласовывая действия с товарищами.

 Слайд 2

Сообща можно выполнить работу гораздо быстрее и качественнее, чем одному. Вы согласны?

Создание положительного настроя.

- А вы сегодня улыбались?

                   Улыбнитесь друг другу!
                  Теперь вы готовы!
                  Спешим за работу!
                  Успехов желаю я вам!

Выбор лидера.

Дети садятся, открывают тетради.

Слайд 1

Слайд 2

КУД-1

ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

Вводная информация

Коллективная дискуссия

- Ребята, а вы знаете, кто делает открытия?

Как вы думаете, а мы с вами способны делать открытия?

Я предлагаю вам исследовать два текста:

По улице идет человек.

В руке у него портфель, на голове шляпа, одет в пальто.

По улице идет пожилой человек.

В руке у него коричневый портфель, не голове фетровая шляпа, одет в теплое серое пальто.

Прочитайте и сравните эти два текста. В чем их сходство и различие? (тексты одинаковые, отличаются наличием имен прилагательных).

- Какова, исходя из ваших ответов, тема нашего урока?

Учитель фиксирует начало темы: Имя прилагательное

- Что вы знаете о нем?

Мы продолжаем работать над большим разделом науки о языке. Над каким?

Что изучает данный раздел?

Как вы считаете, как будет полностью звучать наша тема?

Учитель дописывает тему, дети переносят ее в тетрадь.

 Главный вопрос урока

 Моделирование: определение целей, распределение заданий между группами, знакомство групп с заданиями

- Если наша тема звучит как «Имя прилагательное как часть речи», какие цели мы должны поставить?

На какие вопросы ответить?

Цели фиксируются на доске.

1.Что обозначает прилагательное?

2.На какие вопросы отвечает?

3.С какой частью речи употребляется?

4.Как изменяется?

5.Чем является в предложении?

6.Для чего используется в нашей речи?

Слайд 3

Запись в тетрадь

Дети озвучивают план

Рабочие папки

ЛР-2

КУД-5

КУД-8

КУД-3

КУД-9

РУД-1

ОСНОВНОЙ ЭТАП (12 минут)

Моделирование: определение модели продукта деятельности, распределение заданий в группе,

Практическая работа в группе: выполнение заданий, оформление продукта деятельности

ЗАДАНИЕ 1

Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

Охарактеризуйте прилагательные из текста с этой точки зрения.

ЗАДАНИЕ 2

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Волчийхарактер
Синий стул

Мамин шарф

Хорошая погода

Волчья шкура

Бабушкина сказка

Вечерний Барнаул

Городская поликлиника

ЗАДАНИЕ 3

Подберите к существительным (записаны на карточке в столбик) признаки, выраженные именами прилагательными, запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.                                                                       

                                                                       Ветер

                                                                       снег

                                                                       облака

                                                                      деревья

(Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком.

 ЗАДАНИЕ 4

   -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные.

Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем -  падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)

Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)

ЗАДАНИЕ 5

Найдите имена прилагательные и определите их синтаксическую роль.

Великолепен вид зимнего леса. Все покрыто пушистым снегом. Прозрачный воздух тонок и жгуч.

ЗАДАНИЕ 6

“Я увидел красивый цветок. Лепестки у него были голубые, листья нежные, а стебель гибкий. Настроение у меня стало прекрасным”.

Что автору помогло описать его? Для чего в нашей речи используются прилагательные? Сделайте вывод.

Дети защищают свои ответы. Выступает один от группы.

Внутригрупповая дискуссия: выработка общей позиции, распределение обязанностей при презентации результатов деятельности

Материалы рабочих папок, инструменты деятельности

Разбивают задачи на части и распределяют между членами группы.

Итоговый продукт деятельности

ЛР-2

КУД-1

КУД-2

КУД-3

КУД-6

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПР-4

ПР-5

ПУД-6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (12 мин.)

Презентация итоговых продуктов деятельности групп

Коллективная дискуссия

Обобщение, вывод

Учитель зачитывает стихотворение. (Воспитательная задача)

Имя прилагательное. Владимир Талызин

Предметам всем я признак дам,

Изменчиво по падежам,

Ещё по числам и родам.

Скажу о свойствах вещи вам.

Очень притягательное

Имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ!

Ведь расскажет нам — КАКОЕ —

ЖИДКОЕ или ГУСТОЕ,

И какой имеет род,

И падежный оборот,

Сколько видим — много ль есть —

Обо всём подаст нам весть —

И про признаки вещей,

И про СВЕЖЕСТЬ КИСЛЫХ щей.

Скажет: «Даль КРАСИВАЯ !

А Лошадка — СИВАЯ!

Солнца так закат ХОРОШ!

Зреет ЗОЛОТАЯ рожь!

А река БЛЕСТЯЩАЯ,

Хоть и ХОЛОДЯЩАЯ!»

Что собачка ЛАСКОВА,

Что МУДРА в лесу сова,

Яблочки что — СПЕЛЫЕ,

Облака что — БЕЛЫЕ,

Что берёзка СТРОЙНАЯ,

Без ветров СПОКОЙНАЯ,

На Руси — ЛЮБИМАЯ,

Та любовь НЕ МНИМАЯ!

Нужна дружба КРЕПКАЯ,

Память наша — ЦЕПКАЯ,

Чтоб ПО-УМНОМУ всем жить,

Вместо ссор — всегда дружить!»

ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!

Домашнее задание:

Параграф…, упражнение…

Творческое задание.

Написать стихотворение по заданной схеме: используя перекрестную рифмовку, написать четверостишие с привлечением имен прилагательных.

Итоговый продукт деятельности

Слайд 4

Слайд 5

ЛР-2

КУД-1

КУД-2

КУД-4

ПР-1

ПР-2

ПР-3

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Коммуникативная рефлексия

- Какая была проблема?

- Какую цель поставили?

- Что было сделано для её достижения?

- Что определило успешность деятельность?

- С какими трудностями столкнулись? Почему?

- Какую ценность для вас имеет приобретённое знание?

- Где и когда вы сможете воспользоваться этими знаниями?

Содержательная оценка и самооценка деятельности и её результатов

Рефлексия.  Оцените урок и свое участие в нем, используя только имена прилагательные.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Осуществляют

самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Заполняют листы самооценки/оценочные листы

КУД-4

РУД-4

ЛР-1

КУД-2

Слайд 4

Слайд 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционного урока.Тема урока: «Арккосинус и решение уравнения cos t = a».

метод проблемного обучения при проведении дистанционного урока...

Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока

Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Паспорт и технологическая карта хода урока в 5 классе "Природные сообщества"

Представленный материал урока направлен на формирование культуры личности учащегося, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...