Паспорт и технологическая карта хода урока в 5 классе "Природные сообщества"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Донец Ксения Николаевна

Представленный материал урока направлен на формирование культуры личности учащегося, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА БИОЛОГИИ В 5А КЛАССЕ

Тема урока:

Природные сообщества

Учитель

Донец Ксения Николаевна

Образовательная цель

Формирование культуры личности, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость природных сообществ для себя лично;

ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий;

ПУД-1: выделяет родовой и видовые признаки изучаемых понятий;

ПУД-2: устанавливаетпричинно-следственныесвязи;

ПУД-3: переводит информацию из одной знаковой системы (текста) в другую (кластер) и наоборот;

ПУД-4: выделяет основную мысль в тексте, резюмирует ее;

ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы;

КУД-1:  выполняет задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

КУД-2: аргументированно отстаивает свою точку зрения;

РУД-1: формулирует учебную  цель и учебную задачу урока с помощью познавательных вопросов;

РУД-2: планирует предстоящую деятельность в виде познавательных вопросов;

РУД-3: выбирает пути и способы решения учебной задачи;

РУД-4: осуществляет самоконтроль, самооценку  деятельности;

РУД-5: осуществляет личностную и содержательную рефлексию;

ПР-1: знает признаки природного сообщества;

ПР-2:объясняет, как связаны звенья природного сообщества между собой;

ПР-3:строит пищевые цепи;

ПР-4:объясняет суть и значение круговорота веществ в природе.

Программные требования к образовательным результатам раздела "Жизнь организмов на планете Земля"

Ученик научится:

- определять природное сообщество и его звенья;

- строить пищевые цепи.

Ученик получит возможность научиться:

- описывать круговорот веществ в природе.

Программное содержание

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Мировоззренческая идея

Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться

Ценностно-смысловые ориентиры

Образованная и культурная личность

План изучения учебного материала

1. Звенья природного сообщества.

2. Пищевые цепи.

3. Круговорот веществ в природе.

Основные понятия

Природное сообщество, производители, потребители, разрушители, пищевая цепь, круговорот веществ в природе

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Технология

Технология формирующего оценивания

Технология развивающего обучения

Оснащение урока

Компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, листы самооценки

Мизансцена урока

Парты стоят традиционно

Домашнее задание

По выбору:

1) записать в тетради  названия трех природных сообществ, не прозвучавших на уроке. В каждом сообществе указать по одному производителю, потребителю и разрушителю;

2) п.20, в.3 после параграфа (письменно в тетради);

3) составить в тетради 3 пищевые цепочки (4 и более звена).

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.)

Приветствие.

Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности, рабочий лист, лист самооценивания.

Задание:Прочитайте высказывание известного итальянского архитектора, художника и изобретателя Леонардо да Винчи: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться».

- Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Как вы его понимаете?

Обобщение, вывод:Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий, и мы сегодня еще раз в этом убедимся.

Слайд 1

Стоя

Настраиваются на работу

Слайд 2

1 ученик

Фронтально

ЛР-2

ПУД-4

ПУД-5

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ   (10-12 мин.)

Задание: Закончите предложения.

1. На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_________________,2) ___________________,3) __________________.

2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды является ............

3. Природное сообщество состоит из ____________звеньев.

(число)

4. В природном сообществе живые организмы связаны между собой через....

5. Один из важных процессов в природном сообществе - это........

- Все ли предложения в задании у вас получилось закончить?

- Если нет, то почему?

Самооценка. Работа с листом самооценки

- На какой вопрос необходимо сегодня ответить, чтобы выполнить задание полностью? Какова цель урока?

- Какие задачи для достижения данной цели необходимо выполнить? (Обращает внимание на незаконченные учащимися предложения в задании).

Слайд 3

Рабочий лист, задание №1 (письменно).

Слайд 4

Заполняют листсамооценки

Формулируют цель и задачи урока, записывают число итемуурока

ПУД-5

РУД-4

РУД-1

III.   ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО  МАТЕРИАЛА  (15 мин.)

Задание: Выберите номера изображений природных сообществ и объясните свой выбор.

Обобщение, вывод: природное сообщество можно узнать по наличию в нем определенных компонентов (звеньев) - живых организмов и условий среды.

- Все живые организмы природного сообщества можно разделить на 3 группы: производители, потребители и разрушители.

Задание:Соотнесите живые организмы с группами, к которым они относятся.

Группы живых организмов: Примеры живых организмов:

А) производители;                         1) насекомые;

Б) потребители;                              2) хищные животные;

В) разрушители.                             3) личинки насекомых;

4) растения;

5) грибы;

6) насекомые;

7) растительноядные животные.

- Поднимите руку те, ребята,  кто еще затрудняется в выполнении задания. В чем вы испытываете затруднение?

- Давайте вернемся к задачам нашего урока. Какую из задач мы с вами выполнили?

- Какже связаны друг с другом  живые организмы природного сообщества?

- Что такое пищевая цепь?

- Разветвленные пищевые цепи образуют пищевые сети природных сообществ.

Задание: Составьте пищевые цепи из предложенных организмов:

а) бабочка, лягушка, нектар, ястреб;

б) опавшие листья, еж, дождевой червь;

в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка.

Проверка: (Устно)

- Поднимите руку те, ребята, кто научился строить пищевые цепи.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- А какая связь имеется между живыми организмами и еще одним звеном природного сообщества – неживой природой?

Задание: Составьте схему природного сообщества, указав стрелками связи между звеньями.

Проверка: откройте учебник на стр.91 и проверьте, правильно ли заполнена схема?

- Какой еще связью можно было бы дополнить эту схему?

- В итоге на схеме у нас получился замкнутый круг движения. Так что же движется по этому кругу в природе?

Обобщение, вывод: круговорот веществ наблюдается во всех природных сообществах - это движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу. Он обеспечивает все организмы на нашей планете необходимыми для их существования химическими элементами.

- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто понял в чем заключается круговорот веществ в природе?

- А теперь те, кто пока еще обдумывает материал.

- Давайтевновь вернемся к задачам урока и найдем среди них выполненные.Достигли ли мы цели нашего урока? Давайте это проверим

Слайд 5

Фронтально

Слайд 6

Фронтально

Фронтально

Оценка своих действий

Отмечают выполнение задачи

Фронтально

Слайд 7

Слайд 8

Письменно в тетрадях, 3 ученика - у доски.

Оценка своих действий

Слайд 9,10

Слайд 11

Рабочий лист, задание №2 (письменно).

Групповая работа с учителем

Фронтально

Оценка своих действий

Отмечают выполнение задач и достижение цели

ЛР-2

КУД-1

ПР-1

ПУД-5

ЛР-2

ПУД-1

РУД-4

РУД-5

ПР-2

ЛР-2

ПР-3

ПУД-3

ПУД-5

РУД-3

РУД-4

ПР-2

КУД-1

ПУД-3

РУД-4

РУД-2

ПР-4

РУД-4

РУД-5

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ  (5-7 мин.)

Задание: Вернитесь к заданию №1 в Рабочем листе, которое вы выполняли в начале урока. Давайте выполним его еще раз.

Слайд 12

Рабочий лист, задание №1 (письменно)

РУД-5

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

-  Ребята, где в жизни могут пригодиться знания о природных сообществах?

Самооценка. Заполнение листа самооценки под руководством учителя

- Встаньте те ребята, у которых во второй колонке листа самооценки "+"больше, чем в первой.

- Встаньте те, ребята, кто набрал 5 баллов в конце урока.

- А теперь те, кто набрал 4 балла.

Домашнее задание (по выбору, см.Рабочий лист)

Содержательная оценка учебной деятельности школьников.

Фронтально

Слайд 13

Лист самооценки

Аплодисменты

Рабочий лист, домашнее задание

Слайд 14

ПУД-2

ЛР-1

РУД-4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Леонардо да Винчи (1452-1519) Известный итальянский архитектор, художник и изобретатель «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»

Слайд 3

1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_______________________________________, 2) _______________________________________, 3) _______________________________________. 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется _________________ ___________________________________ . 3 . Природное сообщество состоит из ____________ звеньев . (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через _______________________________________________________________. 5 . Один из важных процессов в природном сообществе - это _______________________________________________________________. Задание 1. Закончите предложения:

Слайд 4

Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 5

Как узнать природное сообщество? 1 4 3 2

Слайд 6

Разрушители Потребители Производители Структура природного сообщества Неживая природа Живые организмы 1. Бактерии 2. Хищные животные 3. Насекомые 4. Грибы 5. Растения 6. Личинки насекомых 7. Растительноядные животные

Слайд 7

Пищевая цепь последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей для последующего Пищевая сеть

Слайд 8

Составьте пищевые цепи и з предложенных организмов: а ) бабочка, лягушка, нектар, цапля; б) опавшие листья, ёж, дождевой червь ; в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка .

Слайд 9

Редьярд Киплинг (1865-1936) Английский писатель, журналист и путешественник

Слайд 10

Английское судно «Дон» (год постройки -1875, 4208 т.) Английское судно «Магдалина» (год постройки -1889, 5373 т.)

Слайд 11

Как связаны звенья природного сообщества между собой? Потребители Производители Разрушители Неживая природа КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ

Слайд 12

1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется 3 . Природное сообщество состоит из звеньев. (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через 5 . Один из важных процессов в природном сообществе - это Задание 1. Закончите предложения: 4 пищевые цепи круговорот веществ 1) факторы живой природы; 2) ф акторы неживой природы 3) а нтропогенные факторы. зимняя спячка животных / колючки у кактуса.

Слайд 13

Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Слайд 14

«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В.В. Бианки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».

Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....

Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.

Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием  материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...

Паспорт и технологическая карта урока для 6 класса по волейболу

Паспорт урока и технолошгическая карта урока для учащихся 6 класса на тему "Волейбол - как средство и метод физичского воспитания"...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...

Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества

Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества...

Паспорт и технологическая карта урока литературы в 10 классе по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Данная публикация является итоговой работой, представленной по результатам обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Современный урок с применением технологии ...