Паспорт и технологическая карта хода урока в 5 классе "Природные сообщества"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Представленный материал урока направлен на формирование культуры личности учащегося, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_uroka_dlya_5_klassa_prirodnye_soobshchestva_.docx | 344.62 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_v_5_klasse_prirodnye_soobshchestva.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ УРОКА БИОЛОГИИ В 5А КЛАССЕ
Тема урока: | Природные сообщества |
Учитель | Донец Ксения Николаевна |
Образовательная цель | Формирование культуры личности, развитие теоретического мышления 5-классников на основе осмысления организации и значения природных сообществ. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость природных сообществ для себя лично; ЛР-2: активно и заинтересованно включается в выполнение всех учебных заданий; ПУД-1: выделяет родовой и видовые признаки изучаемых понятий; ПУД-2: устанавливаетпричинно-следственныесвязи; ПУД-3: переводит информацию из одной знаковой системы (текста) в другую (кластер) и наоборот; ПУД-4: выделяет основную мысль в тексте, резюмирует ее; ПУД-5: логически рассуждает, делает выводы; КУД-1: выполняет задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; КУД-2: аргументированно отстаивает свою точку зрения; РУД-1: формулирует учебную цель и учебную задачу урока с помощью познавательных вопросов; РУД-2: планирует предстоящую деятельность в виде познавательных вопросов; РУД-3: выбирает пути и способы решения учебной задачи; РУД-4: осуществляет самоконтроль, самооценку деятельности; РУД-5: осуществляет личностную и содержательную рефлексию; ПР-1: знает признаки природного сообщества; ПР-2:объясняет, как связаны звенья природного сообщества между собой; ПР-3:строит пищевые цепи; ПР-4:объясняет суть и значение круговорота веществ в природе. |
Программные требования к образовательным результатам раздела "Жизнь организмов на планете Земля" | Ученик научится: - определять природное сообщество и его звенья; - строить пищевые цепи. Ученик получит возможность научиться: - описывать круговорот веществ в природе. |
Программное содержание | Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ. |
Мировоззренческая идея | Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться |
Ценностно-смысловые ориентиры | Образованная и культурная личность |
План изучения учебного материала | 1. Звенья природного сообщества. 2. Пищевые цепи. 3. Круговорот веществ в природе. |
Основные понятия | Природное сообщество, производители, потребители, разрушители, пищевая цепь, круговорот веществ в природе |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Урок-исследование |
Технология | Технология формирующего оценивания Технология развивающего обучения |
Оснащение урока | Компьютер, проектор, презентация, рабочие листы, листы самооценки |
Мизансцена урока | Парты стоят традиционно |
Домашнее задание | По выбору: 1) записать в тетради названия трех природных сообществ, не прозвучавших на уроке. В каждом сообществе указать по одному производителю, потребителю и разрушителю; 2) п.20, в.3 после параграфа (письменно в тетради); 3) составить в тетради 3 пищевые цепочки (4 и более звена). |
Технологическая карта хода урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР |
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 мин.) | ||
Приветствие. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности, рабочий лист, лист самооценивания. Задание:Прочитайте высказывание известного итальянского архитектора, художника и изобретателя Леонардо да Винчи: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться». - Согласны ли вы с этим высказыванием? - Как вы его понимаете? Обобщение, вывод:Природа – это неисчерпаемый источник знаний и новых открытий, и мы сегодня еще раз в этом убедимся. | Слайд 1 Стоя Настраиваются на работу Слайд 2 1 ученик Фронтально | ЛР-2 ПУД-4 ПУД-5 |
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10-12 мин.) | ||
Задание: Закончите предложения. 1. На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_________________,2) ___________________,3) __________________. 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды является ............ 3. Природное сообщество состоит из ____________звеньев. (число) 4. В природном сообществе живые организмы связаны между собой через.... 5. Один из важных процессов в природном сообществе - это........ - Все ли предложения в задании у вас получилось закончить? - Если нет, то почему? Самооценка. Работа с листом самооценки - На какой вопрос необходимо сегодня ответить, чтобы выполнить задание полностью? Какова цель урока? - Какие задачи для достижения данной цели необходимо выполнить? (Обращает внимание на незаконченные учащимися предложения в задании). | Слайд 3 Рабочий лист, задание №1 (письменно). Слайд 4 Заполняют листсамооценки Формулируют цель и задачи урока, записывают число итемуурока | ПУД-5 РУД-4 РУД-1 |
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (15 мин.) | ||
Задание: Выберите номера изображений природных сообществ и объясните свой выбор. Обобщение, вывод: природное сообщество можно узнать по наличию в нем определенных компонентов (звеньев) - живых организмов и условий среды. - Все живые организмы природного сообщества можно разделить на 3 группы: производители, потребители и разрушители. Задание:Соотнесите живые организмы с группами, к которым они относятся. Группы живых организмов: Примеры живых организмов: А) производители; 1) насекомые; Б) потребители; 2) хищные животные; В) разрушители. 3) личинки насекомых; 4) растения; 5) грибы; 6) насекомые; 7) растительноядные животные. - Поднимите руку те, ребята, кто еще затрудняется в выполнении задания. В чем вы испытываете затруднение? - Давайте вернемся к задачам нашего урока. Какую из задач мы с вами выполнили? - Какже связаны друг с другом живые организмы природного сообщества? - Что такое пищевая цепь? - Разветвленные пищевые цепи образуют пищевые сети природных сообществ. Задание: Составьте пищевые цепи из предложенных организмов: а) бабочка, лягушка, нектар, ястреб; б) опавшие листья, еж, дождевой червь; в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка. Проверка: (Устно) - Поднимите руку те, ребята, кто научился строить пищевые цепи. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - А какая связь имеется между живыми организмами и еще одним звеном природного сообщества – неживой природой? Задание: Составьте схему природного сообщества, указав стрелками связи между звеньями. Проверка: откройте учебник на стр.91 и проверьте, правильно ли заполнена схема? - Какой еще связью можно было бы дополнить эту схему? - В итоге на схеме у нас получился замкнутый круг движения. Так что же движется по этому кругу в природе? Обобщение, вывод: круговорот веществ наблюдается во всех природных сообществах - это движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу. Он обеспечивает все организмы на нашей планете необходимыми для их существования химическими элементами. - Поднимите, пожалуйста, руку те, кто понял в чем заключается круговорот веществ в природе? - А теперь те, кто пока еще обдумывает материал. - Давайтевновь вернемся к задачам урока и найдем среди них выполненные.Достигли ли мы цели нашего урока? Давайте это проверим | Слайд 5 Фронтально Слайд 6 Фронтально Фронтально Оценка своих действий Отмечают выполнение задачи Фронтально Слайд 7 Слайд 8 Письменно в тетрадях, 3 ученика - у доски. Оценка своих действий Слайд 9,10 Слайд 11 Рабочий лист, задание №2 (письменно). Групповая работа с учителем Фронтально Оценка своих действий Отмечают выполнение задач и достижение цели | ЛР-2 КУД-1 ПР-1 ПУД-5 ЛР-2 ПУД-1 РУД-4 РУД-5 ПР-2 ЛР-2 ПР-3 ПУД-3 ПУД-5 РУД-3 РУД-4 ПР-2 КУД-1 ПУД-3 РУД-4 РУД-2 ПР-4 РУД-4 РУД-5 |
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (5-7 мин.) | ||
Задание: Вернитесь к заданию №1 в Рабочем листе, которое вы выполняли в начале урока. Давайте выполним его еще раз. | Слайд 12 Рабочий лист, задание №1 (письменно) | РУД-5 |
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.) | ||
- Ребята, где в жизни могут пригодиться знания о природных сообществах? Самооценка. Заполнение листа самооценки под руководством учителя - Встаньте те ребята, у которых во второй колонке листа самооценки "+"больше, чем в первой. - Встаньте те, ребята, кто набрал 5 баллов в конце урока. - А теперь те, кто набрал 4 балла. Домашнее задание (по выбору, см.Рабочий лист) Содержательная оценка учебной деятельности школьников. | Фронтально Слайд 13 Лист самооценки Аплодисменты Рабочий лист, домашнее задание Слайд 14 | ПУД-2 ЛР-1 РУД-4 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Леонардо да Винчи (1452-1519) Известный итальянский архитектор, художник и изобретатель «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»
1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 1)_______________________________________, 2) _______________________________________, 3) _______________________________________. 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется _________________ ___________________________________ . 3 . Природное сообщество состоит из ____________ звеньев . (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через _______________________________________________________________. 5 . Один из важных процессов в природном сообществе - это _______________________________________________________________. Задание 1. Закончите предложения:
Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Как узнать природное сообщество? 1 4 3 2
Разрушители Потребители Производители Структура природного сообщества Неживая природа Живые организмы 1. Бактерии 2. Хищные животные 3. Насекомые 4. Грибы 5. Растения 6. Личинки насекомых 7. Растительноядные животные
Пищевая цепь последовательность организмов, в которой каждый предыдущий служит пищей для последующего Пищевая сеть
Составьте пищевые цепи и з предложенных организмов: а ) бабочка, лягушка, нектар, цапля; б) опавшие листья, ёж, дождевой червь ; в) растение, коршун, кузнечик, змея, лягушка .
Редьярд Киплинг (1865-1936) Английский писатель, журналист и путешественник
Английское судно «Дон» (год постройки -1875, 4208 т.) Английское судно «Магдалина» (год постройки -1889, 5373 т.)
Как связаны звенья природного сообщества между собой? Потребители Производители Разрушители Неживая природа КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ
1 . На все живые организмы действуют 3 группы экологических факторов: 2. Примером приспособления живых организмов к условиям среды я вляется 3 . Природное сообщество состоит из звеньев. (число) 4 . В природном сообществе живые организмы связаны между собой через 5 . Один из важных процессов в природном сообществе - это Задание 1. Закончите предложения: 4 пищевые цепи круговорот веществ 1) факторы живой природы; 2) ф акторы неживой природы 3) а нтропогенные факторы. зимняя спячка животных / колючки у кактуса.
Я МОГУ: В начале урока (+ / -) В конце урока (+ / -) объяснить, что такое « экологические факторы » привести примеры приспособления организмов к условиям обитания назвать основные звенья природного сообщества объяснить, как связаны между собой звенья природного сообщества назвать и объяснить самый важный процесс, протекающий в природном сообществе ИТОГО: ЛИСТ САМООЦЕНКИ
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В.В. Бианки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку физкультуры в 6 классе. Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола: основная стойка игрока, остановка, передвижения, повороты.
Рекомендация учителю при подготовке к уроку. Составление технологической карты с требованиями ФГОС....
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Фарафонова А.П., учитель английского языка ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Технологическая карта с урока применением приема построения интеллект-карт 5 класс
Тема урока: Russia is my love Цель урока: воспитание любви к Родине.Задачи: · развивать способность критически мыслить;·...
Технологическая карта дистанционного урока на тему: Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение.
Дистанционный онлайн-урок по географии в 6 классе, в программе Zoom с использованием материалов урока, размещенного на учебной платформе «Lekta»(с учетом рекомендации СанПиН 30 минут...
Паспорт и технологическая карта урока для 6 класса по волейболу
Паспорт урока и технолошгическая карта урока для учащихся 6 класса на тему "Волейбол - как средство и метод физичского воспитания"...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...
Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества
Модельная технологическая карта хода урока с применением технологии учебно-группового сотрудничества...