Использование элементов ортобиоза на уроках русского языка
статья по русскому языку
Известно, что здоровьесбережение – одно из определяющих направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, элементы ортобиоза. Это рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ortobioz_na_urokah_rya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.П. Масленникова
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СШ № 3»
Использование элементов ортобиоза на уроках русского языка
Известно, что здоровьесбережение – одно из определяющих направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, элементы ортобиоза. Это рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека.
Опираясь на данную науку, на уроках русского языка часто применяются тексты о здоровом образе жизни, спорте, туризме. Данный материал способствует пропаганде здорового образа жизни. Например, при изучении глаголов составляются памятки «Режим дня школьника», «Приготовление домашних заданий» с последующим обсуждением. Знакомя детей с разными частями речи, используются тексты, рассказывающие об истории спортивных соревнований, о достижениях наших спортсменов в разных видах спорта. Например, «Юниор», «Биатлон», «Советы юным хоккеистам»… Такого содержания тексты можно предлагать в качестве контроля или для индивидуальной проверки знаний.
Часто проводятся в начале урока словарные диктанты, цель которых –закрепление определённых орфографических правил. Подбирается соответствующий материал по формированию привычки к здоровому образу жизни. Например, при изучении темы «Ы и и после приставок» проводится словарный диктант на тему «Футбол»: Предыстория финальной встречи, в предыдущем сезоне, безынициативная команда, изыскивать средства для нападения, отыскать слабое место, разыграться к концу матча, великолепно сыграться, сверхинтересная игра, подытожить результаты.
Работа над орфограммами в таких упражнениях позволяет легко коснуться данной темы. Для этих же целей можно использовать объяснительные, свободные и творческие диктанты. Например, в 6 классе при повторении правописания корней с чередующимися гласными на тему «Баскетбол»: Положение серьезное, разрыв в очках растет. Тренер берет минутный перерыв. Его указания касаются всех. И вот уже опять игроки располагаются под щитом противника. Болельщики замирают. Два-три касания, и мяч в кольце. Борьба разгорается. Зал гудит…
Можно работать и с отдельными предложениями на синтаксических пятиминутках. Например, в 5 классе при изучении темы «Тире между подлежащим» я использую пословицы и поговорки на тему «Здоровье»: Чистота – залог здоровья. Здоровье – всему голова. Здоровье – самое лучшее достояние человека. Здоровый человек – богатый человек.
Эти задания можно использовать как при изучении новой темы, так и на уроках обобщения и систематизации пройденного материала.
Школьной программой предусмотрено выполнение творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики составляют спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа".
На уроках развития речи и во внеурочной деятельности учащиеся пишут творческие работы по здоровому образу жизни на темы «Футбол против наркотиков», «Что значит быть здоровым?», «Вредные привычки: за или против?», «Береги платье снова, здоровье смолоду»…
Изучение синтаксиса и пунктуации в старших классах даёт возможность использовать тексты публицистического характера по пропаганде здорового образа жизни.
Таким образом, цель представленных приемов работы – обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.
Список литературы:
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – С. 184.
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – № 2. – С.171-187.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
- Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. – 2005. – №2. – С.40-44.
- «Три шага к науке о здоровье здоровых» журнал «Директор школы» 1994 г. №5.
- Универсальные дидактические материалы по русскому языку: Пособие для учащихся 5-6 классов Изд. 2-е, испр., доп. Пахнова Т. М., Дейкина А. Д. Издательство « Аркти», 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ксо на уроках русского языка
Материал посвящен технологии ксо. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В работе рассматриваю уровни различно...
Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"
В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РНС НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
презентация о работе по систем РНС...
Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"
Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"...
Использование элементов интеграции на уроках английского языка на начальном этапе обучения
Цель работы - доказать целесообразность применения элементов интеграции при обучении английскому языку в начальной школе....
«Использование элементов театрализации на уроках французского языка на начальном этапе обучения в рамках реализации ФГОС».
Доклад о методах театрализации на уроках французского языка...
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»
Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...