Использование элементов ортобиоза на уроках русского языка
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

Известно, что здоровьесбережение – одно из определяющих направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, элементы  ортобиоза. Это рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ortobioz_na_urokah_rya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Е.П. Масленникова

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СШ № 3»

Использование элементов ортобиоза на уроках русского языка

Известно, что здоровьесбережение – одно из определяющих направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании подростка. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, элементы  ортобиоза. Это рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

Опираясь на данную науку, на уроках русского языка часто применяются  тексты о здоровом образе жизни, спорте, туризме. Данный материал  способствует  пропаганде здорового образа жизни. Например, при изучении глаголов составляются памятки «Режим дня школьника», «Приготовление домашних заданий» с последующим обсуждением. Знакомя детей с разными частями речи, используются тексты, рассказывающие об истории спортивных соревнований, о достижениях наших спортсменов в разных видах спорта. Например, «Юниор», «Биатлон», «Советы юным хоккеистам»… Такого содержания  тексты   можно предлагать в качестве контроля или для индивидуальной проверки знаний.  

Часто проводятся в начале урока словарные диктанты, цель которых –закрепление  определённых орфографических правил. Подбирается  соответствующий материал по формированию привычки к здоровому образу жизни. Например, при изучении темы «Ы и и после приставок» проводится словарный диктант на тему «Футбол»: Предыстория финальной встречи, в предыдущем сезоне, безынициативная команда, изыскивать средства для нападения, отыскать слабое место, разыграться к концу матча, великолепно сыграться, сверхинтересная игра, подытожить результаты.

Работа над орфограммами в таких упражнениях позволяет легко коснуться данной темы. Для этих же целей можно использовать объяснительные, свободные и творческие диктанты. Например, в 6 классе при повторении правописания корней с чередующимися гласными на тему «Баскетбол»: Положение серьезное, разрыв в очках растет. Тренер берет минутный перерыв. Его указания касаются всех. И вот уже опять игроки располагаются под щитом противника. Болельщики замирают. Два-три касания, и мяч в кольце. Борьба разгорается. Зал гудит…

Можно работать и с отдельными предложениями на синтаксических пятиминутках. Например, в 5 классе при изучении темы «Тире между подлежащим» я использую пословицы и поговорки на тему «Здоровье»: Чистота – залог здоровья. Здоровье – всему голова. Здоровье – самое лучшее достояние человека. Здоровый человек – богатый человек.

Эти задания можно использовать как при изучении новой темы, так и на уроках обобщения и систематизации пройденного материала.

Школьной программой предусмотрено выполнение   творческих работ на спортивную тематику. Так в 5 классе ученики составляют спортивный репортаж, в 6 классе школьникам предлагается написать сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской "Утро", в 7 классе сочинение-интервью по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа".

На уроках развития речи и во внеурочной деятельности  учащиеся пишут творческие работы по здоровому образу жизни на темы «Футбол против наркотиков», «Что значит быть здоровым?», «Вредные привычки: за или против?», «Береги платье снова, здоровье смолоду»…

Изучение синтаксиса и пунктуации в старших классах даёт возможность использовать тексты публицистического характера по пропаганде здорового образа жизни. 

Таким образом, цель представленных приемов работы – обогащение  словарного запаса учащихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают учителю установить доверительные отношения с детьми, использовать индивидуальные особенности и способности школьников для повышения результативности их обучения.

Список литературы:

  1. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – С. 184.
  2. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. – № 2. – С.171-187.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  4. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. – 2005.  – №2. – С.40-44.
  5. «Три шага к науке о здоровье здоровых» журнал «Директор школы» 1994 г. №5.
  6. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: Пособие для учащихся 5-6 классов Изд. 2-е, испр., доп. Пахнова Т. М., Дейкина А. Д. Издательство « Аркти», 2000 год.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов ксо на уроках русского языка

Материал посвящен технологии ксо. Основная идея технологии КСО - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. В работе рассматриваю уровни различно...

Использование элементов занимательности на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы "Глагол"

В данной работе описано влияние элементов занимательности на качество усвоения материала учащимися 5 класса при изучении темы "Глагол"...

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"

Методический семинар "Использование элементов этнокультуры на уроках эрзянского языка и родной литературы с применением новейших педагогических технологий"...

Использование элементов интеграции на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Цель работы - доказать целесообразность применения элементов интеграции при обучении английскому языку в начальной школе....

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...