Электив по русскому языку «Искусство художественного слова»,10-11 класс
элективный курс по русскому языку
Электив по русскому языку «Искусство художественного слова»,10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10-11_iskusstvo_hudozhestvennogo_slova_2022.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол №____ от _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» __________________ Е.М. Гажу «_____» ________________2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»
В 10-11 КЛАССЕ
Составитель: Баранова А. А.
учитель русского языка и литературы
Категория 1
Сольба,
Пояснительная записка.
Элективный курс по русскому языку «Искусство художественного слова» предназначен для учащихся 10-11 класса и рассчитан на 2 года обучения:10 класс-34 часа (1 час в неделю), 11 класс-34 часа (1 час в неделю)
Целью элективного курса «Искусство художественного слова» является ознакомление учащихся с художественным стилем, с текстами мастеров художественного слова, с нормами литературного языка.
Практическая направленность элективного курса состоит в специальном отборе дидактического материала, часть которого составляют тексты из художественной литературы, из школьных сочинений. Курс призван научить стилистическому анализу текстов, помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребления, помочь в создании сочинений по предложенной теме или по заданному тексту.
Элективный курс «Искусство художественного слова» призван подготовить учащихся 10-11 класса к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения выпускниками средней школы элективного курса «Искусство художественного слова» по русскому языку отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечелове-ческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) культурное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы по элективному курсу «Практическая стилистика» отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы по элективному курсу «Практическая стилистика» отражают:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
8) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
9) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера.
. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс
Литературно-художественный стиль. Основные стилевые черты. Характерные особенности литературно-художественного стиля. Понятие о проблеме текста. Типы проблем. Способы выявления проблем. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Понятие о комментарии к проблеме. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Нормативное построение предложений с прямой и косвенной речью. Определение ошибок в формулировании проблемы и комментария к проблеме. Анализ художественного текста. Понятие об авторской позиции. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Понятие об аргументации собственного мнения. Виды аргументов. Анализ художественного текста. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Афоризмы и пословицы как разновидность аргументов. Примеры из художественной и публицистической литературы как разновидность аргументов. Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Оценка композиции сочинения предложенного образца Изобразительно-выразительные средства языка. Риторические украшения. Анализ художественного текста. Лексические образные средства речи. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Эпитеты. Олицетворение. Гипербола. Литота. Аллегория. Перифраза. Речевое оформление сочинения. Предупреждение грамматических, речевых, пунктуационных, орфографических, логических, фактических ошибок. Критерии и нормы оценки сочинения. Оценка предложенного сочинения в соответствии с критериями для проверки. Точность и выразительность речи. Тренировочное сочинение. Классное контрольное сочинение.
11 класс
Изобразительно-выразительные средства языка. Риторические украшения. Философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические проблемы. Определение наиболее трудных типов проблем. Экологический тип проблем. Круг экологических проблем. Поиск аргументов в художественной (публицистической) литературе. Освещение проблем Аральского моря и Рыбинского водохранилища в Интернет-публицистике. Освещение проблемы взаимоотношений человека и окружающего мира в художественной литературе. В. Распутин «Прощание с Матерой», «Э. Хемингуэй «Старик и море». Проблема отношения человека и животных. Взаимосвязь человека и природы. Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», «С. Есенин «Песнь о собаке». Шедевры кинематографии о животных. Сочинение по экологической проблематике. Философский тип проблем. Круг философских проблем. Проблема ответственности человека. Смысл человеческой жизни. Освещение подвига декабристов и их жен в художественной литературе и Интернет-публицистике. Н. А. Некрасов «Русские женщины». Проблема ответственности человека за свой выбор. Сочинение по тексту с философской проблематикой. Политический тип проблем. Круг политических проблем. Роль политики в жизни общества. Понятия гражданского общества и демократии. Осве-щение политических проблем в художественной литературе и Интернет-публицистике. А.А. Ахматова «Реквием». Сочинение по тексту с политической проблематикой. Соци-альный тип проблем. Круг социальных проблем. Роль науки в жизни общества. Значи-мые открытия последних лет. Нравственный тип проблем. Широкий круг нравственных проблем. Проблема взаимоотношения любящих людей (мужчины и женщины, родителей и детей). Любовь на страницах русской и зарубежной литературы (И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. Цвейг)..Сочинение по тексту с проблемой взаимоотношений между любящими людьми. Проблема чести и бесчестья. Личность и судьба А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Отражение проблемы на страницах «Капитанской дочки», «Героя нашего времени», «Тихого Дона». Проблема духовности и бездуховности. Публицистика Ю. Лотмана, Д. Гранина. Проблема интеллигентности и хамства. Публицистика В. Астафьева. Сочинение по тексту с проблемами чести и бес-честья, духовности и бездуховности, интеллигентнос-ти и хамства. Проблема сохранения русского языка. Публицистика Д. С. Лихачева. Эстетический вид проблем. Круг эстети-ческих проблем. Функции искусства. В. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум», «Гимн жизни». Духовность в искусстве. Шедевры мировой живописи. Экскурсия в ярославский художественный музей. Сокровища классической музыки. Посещение кон-церта Ярославского академического симфонического оркестра. Роль книги в жизни чело-века. Посещение театральной постановки и интерпретация. Контрольное сочинение. Тре-бования к точности и выразительности речи. Речевые ошибки и недочеты. Фактические и фоновые ошибки.
Тематическое планирование 10 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение в курс | 1 |
2 | Проблема текста | 5 |
3 | Комментарий к тексту | 2 |
4 | Авторская позиция | 3 |
5 | Аргументы к тексту | 4 |
6 | Композиция сочинения | 4 |
7 | Речевое оформление сочинения. Лексические образные средства речи. | 14 |
Тематическое планирование 11 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Повторение. Изобразительно-выразительные средства языка. Виды проблем в тексте | 2 |
2 | Экологический тип проблем. | 7 |
3 | Философский тип проблем. | 3 |
4 | Политический тип проблем. | 3 |
5 | Социальный тип проблем | 1 |
6 | Нравственный тип проблем. | 8 |
7 | Эстетический тип проблем. | 9 |
10 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Литературно-художественный стиль. Основные стилевые черты. Характерные особенности литературно-художественного стиля. | ||
2 | Понятие о проблеме текста. Типы проблем. Способы выявления проблем | ||
3 | Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы | ||
4 | Практическая работа. Выявление и формулирование проблемы предложенного текста. Анализ художественного текста. | ||
5 | Понятие о комментарии к проблеме. Типовые конструкции для комментирования проблемы. | ||
6 | Введение цитат в текст сочинения. Нормативное построение предложений с прямой и косвенной речью | ||
7 | Самостоятельная работа с фрагментами ученических сочинений. Определение ошибок в формулировании проблемы и комментария к проблеме. Анализ художественного текста. | ||
8 | Практическая работа. Формулирование проблемы текста и комментирование предложенного текста. | ||
9 | Понятие об авторской позиции. Средства выражения позиции автора | ||
10 | Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Анализ художественного текста. | ||
11 | Практическая работа. Формулирование проблемы текста, комментария к проблеме и авторской позиции предложенного текста | ||
12 | Понятие об аргументации собственного мнения. Виды аргументов. | ||
13 | Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации | ||
14 | Афоризмы и пословицы как разновидность аргументов. | ||
15 | Примеры из художественной и публицистической литературы как разновидность аргументов | ||
16 | Контрольная работа. Построение «аргументов к обещанию» и «аргументов к угрозе» для обоснования тезисов | ||
17 | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями в тексте. | ||
18 | Композиция сочинения. Виды и формы вступления. | ||
19 | Композиция сочинения. Виды заключения. | ||
20 | Практическая работа. Оценка композиции сочинения предложен-ного образца | ||
21 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение грамматических ошибок. | ||
22 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение речевых ошибок. Лексические образные средства речи. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. | ||
23 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение логических и фактических ошибок. Эпитеты. Олицетворение. | ||
24 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение орфографичес-ких ошибок. Гипербола. Литота. | ||
25 | Речевое оформление сочинения. Предупреждение пунктуационных ошибок. Аллегория. Перифраза. | ||
26 | Практическая работа. Оценка речевого оформления сочинения предложенного образца | ||
27 | Критерии и нормы оценки сочинения | ||
28 | Практическая работа. Оценка предложенного сочинения в соответствии с критериями для проверки | ||
29 | Тренировочное сочинение. Точность и выразительность речи Соблюдение орфографических, пунктуационных, речевых, этических, фактологических норм | ||
30 | Работа над ошибками сочинения. | ||
31 | Классное контрольное сочинение. | ||
32 | Классное контрольное сочинение. | ||
33 | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | ||
34 | Подведение итогов работы. Выявление проблем, вызывающих затруднения |
11 класс
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
1 | Повторение. Изобразительно-выразительные средства языка. Риторические украшения. | ||
2 | Философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические проблемы. Определение наиболее трудных типов проблем. | ||
3 | Экологический тип проблем. Круг экологических проблем. Поиск аргументов в художественной (публицистической) литературе. | ||
4 | Экологический тип проблем. Семинар. Освещение проблем Аральского моря и Рыбинского водохранилища в Интернет-публи-цистике. | ||
5 | Экологический тип проблем. Семинар. Освещение проблемы взаимоотношений человека и окружающего мира в художественной литературе. В. Распутин «Прощание с Матерой», Э. Хемингуэй «Старик и море» | ||
6 | Проблема отношения человека и животных. Взаимосвязь человека и природы. Г. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо», «С. Есенин «Песнь о собаке». Шедевры кинематографии о животных. | ||
7 | Подготовка к классному сочинению по экологической проблематике. | ||
8 | Написание сочинения. | ||
9 | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | ||
2 четверть | |||
10 | Философский тип проблем. Круг философских проблем. Проблема ответственности человека. Смысл человеческой жизни. | ||
11 | Философский тип проблем. Семинар. Освещение подвига декабристов и их жен в художественной литературеи Интернет-публицистике. Н. А. Некрасов «Русские женщины». Прпоблема ответственности человека за свой выбор. | ||
12 | Сочинение по тексту с философской проблематикой. | ||
13 | Политический тип проблем. Круг политических проблем. Роль политики в жизни общества. Понятия гражданского общества и демократии. | ||
14 | Политический тип проблем. Семинар. Освещение политических проблем в художественной литературе и Интернет-публицистике. А.А. Ахматова «Реквием» | ||
15 | Сочинение по тексту с политической проблематикой. | ||
16 | Социальный тип проблем. Круг социальных проблем. Роль науки в жизни общества. Значимые открытия последних лет. | ||
3 четверть | |||
17 | Нравственный тип проблем. Широкий круг нравственных проблем. Проблема взаимоотношения любящих людей (мужчины и женщины, родителей и детей) | ||
18 | Нравственный тип проблем. Семинар. Любовь на страницах русской и зарубежной литературы (И. А. Бунин, А. И. Куприн, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, С. Цвейг) | ||
19 | Сочинение по тексту с проблемой взаимоотношений между любящими людьми | ||
20 | Нравственный тип проблем. Проблема чести и бесчестья. Личность и судьба А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Отражение проблемы на страницах «Капитанской дочки», «Героя нашего времени», «Тихого Дона» | ||
21 | Нравственный тип проблем. Проблема духовности и бездуховности. Публицистика Ю. Лотмана, Д. Гранина | ||
22 | Нравственный тип проблем. Проблема интеллигентности и хамства. Публицистика В. Астафьева | ||
23 | Сочинение по тексту с проблемами чести и бесчестья, духовности и бездуховности, интеллигентности и хамства | ||
24 | Проблема сохранения русского языка. Публицистика Д. С. Лиха-чева | ||
25 | Эстетический вид проблем. Круг эстетических проблем. Функции искусства. | ||
26 | Эстетический вид проблем. Семинар.В. Астафьев «Домский собор», «Постскриптум», «Гимн жизни» | ||
4 четверть | |||
27 | Эстетический вид проблем. Духовность в искусстве. Шедевры мировой живописи. Экскурсия в ярославский художественный музей | ||
28 | Сокровища классической музыки. Посещение концерта Ярославского академического симфонического оркестра | ||
29 | Роль книги в жизни человека | ||
30 | Посещение театральной постановки и интерпретация. | ||
31 | Контрольное сочинение. | ||
32 | Контрольное сочинение. | ||
33 | Работа над ошибками | ||
34 | Требования к точности и выразительности речи. Речевые ошибки и недочеты. Фактические и фоновые ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
электив по русскому языку 9 класс "Создание и редактирование текста"
Подготовка к ГИА...
Электив по русскому языку для учащихся 10-11 классов
Данный материа будет интересен учителям, преподающим в старших классах...
Электив по русскому языку 10-11 классы
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (...
Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.
Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, не...
Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"
В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся пр...
Электив по русскому языку в 10 классе
Элективный курс по русскому языку для учащихся 10 класса.Содержание курса....
КТП (электив по русскому языку в 11 классе)
рабочая программа для обучающихся с ОВЗ...