Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika._elektiv_po_russkomu_yazyku_dlya_9_kl.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Программа разработана на основе авторской программы учителя русского языка и литературы МОУ гимназия №87 г. Краснодара Гатовкиной О.П. «Сборник материалов по предпрофильной подготовке, подготовленных педагогическим коллективом гимназии № 87 г. Краснодара», г. Краснодар, 2004.
Предлагаемая программа рассчитана на 17 часов, является дополнением к программе по русскому языку основной школы.
Цели и задачи:
- расширить представления школьников об искусстве правильно, красиво и убедительно говорить;
- научить правильно составлять высказывания и убедительно доказывать своё мнение;
- дополнить знания учащихся по русской словесности (о тропах и фигурах художественной речи) с точки зрения классической риторики;
- научить учащихся образовывать свои метафоры и другие тропы и фигуры речи, а также умело использовать их для преобразования своей речи.
Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем.
Тематическое распределение часов.
| Разделы, темы | Авторская программа | Рабочая программа |
Раздел 1 | Введение. Риторический канон: словесное выражение. | 2 | 2 |
Раздел 2 | Риторика образа: риторический троп. | 5 | 5 |
Раздел 3 | Риторические фигуры | 4 | 4 |
Раздел 4 | Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи | 4 | 4 |
Раздел 5 | Фигуры, создающие эмоциональный контакт | 2 | 2 |
Итого: | 17 | 17 |
2. Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по курсу «Основы риторики: словесное выражение» совпадают с авторской программой.
3. Список учебно-методической литературы.
- Баранов А.Н. Что нас убеждает: общественное сознание и язык. – М.: Просвещение, 1990.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: Просвещение, 1978
- Павлова К.И. Искусство спора: логико-психологические аспекты. -М.: Просвещение, 1988.
- Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Общее к-во часов по разделам и темам | К-во часов | Дата | Оборудование | |
план | факт | |||||
Раздел I. Введение. Риторический канон: словесное выражение. | 2 |
|
|
|
| |
1 | Словесное выражение как раздел риторики. |
| 1 |
|
|
|
2 | Практическое занятие "Учимся говорить". |
| 1 |
|
|
|
Раздел II. Риторика образа: риторический троп. | 5 |
|
|
|
| |
Тема 1. Понятие тропа. Особенности тропов. | 4 |
|
|
|
| |
3 | Понятие тропа. Смысловые особенности тропов. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
4 | Метафора, её структура и функции. Практическое занятие "Творим метафору". |
| 1 |
|
|
|
5 | Виды метонимии и её использование в речи. |
| 1 |
|
|
|
6 | Ирония и парадокс. Риторическая сила иносказания. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
Тема 2. Общие рекомендации по использованию тропов. | 1 |
|
|
|
| |
7 | Общие рекомендации по использованию тропов. Р.Р. Сочинение-миниатюра "Намекни мне о любви" |
| 1 |
|
|
|
Раздел III. Риторические фигуры. | 4 |
|
|
|
| |
Тема 1. Фигуры речи и их классификация. | 1 |
|
|
|
| |
8 | Понятие риторической фигуры. Фигуры речи и их классификация. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
Тема 2. Риторические фигуры. | 3 |
|
|
|
| |
9 | Антитеза как фигура речи и смысловая модель. |
| 1 |
|
|
|
10 | Градация и эмоциональность речи. |
| 1 |
|
|
|
11 | Разновидности повтора. Период как средство ритмизации речи. |
| 1 |
|
| дидакт. материал |
Раздел IV. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи. | 4 |
|
|
|
| |
Тема 1. Риторические фигуры. | 3 |
|
|
|
| |
12 | Риторическое восклицание. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
13 | Риторический вопрос. |
| 1 |
|
| дидакт. материал |
14 | Риторические обращения |
| 1 |
|
| опорные схемы |
Тема 2. Средства диалогизации речи. | 1 |
|
|
|
| |
15 | Введение чужой речи. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
Раздел V. Фигуры, создающие эмоциональный контакт. | 2 |
|
|
|
| |
16 | Одобрение. Умаление. Эмоциональный контакт. |
| 1 |
|
| опорные схемы |
17 | Зачетное занятие. Стратегии речевого поведения. |
| 1 |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электив по русскому языку для учащихся 10-11 классов
Данный материа будет интересен учителям, преподающим в старших классах...
Электив по русскому языку 10-11 классы
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (...
Электив по русскому языку в 10 классе
Элективный курс по русскому языку для учащихся 10 класса.Содержание курса....
«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход» (из опыта работы)
В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения. ...
КТП (электив по русскому языку в 11 классе)
рабочая программа для обучающихся с ОВЗ...
Электив по русскому языку в 9 классе
Элективный курс по русскому языку в 9 классе " Трудные вопросы орфографии"...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....