Риторика. Электив по русскому языку для учащихся 9 классов. Программа. Из опыта работы.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Корепанова Таисия Николаевна

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika._elektiv_po_russkomu_yazyku_dlya_9_kl.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

Программа разработана на основе  авторской программы учителя русского языка и литературы МОУ гимназия №87 г. Краснодара Гатовкиной О.П. «Сборник материалов по предпрофильной подготовке, подготовленных педагогическим коллективом гимназии № 87 г. Краснодара», г. Краснодар, 2004.

Предлагаемая программа рассчитана на 17 часов, является дополнением к программе по русскому языку основной школы.

Цели и задачи:

  • расширить представления школьников об искусстве правильно, красиво и убедительно говорить;
  • научить правильно составлять высказывания и убедительно доказывать своё мнение;
  • дополнить знания учащихся по русской словесности (о тропах и фигурах художественной речи) с точки зрения классической риторики;
  • научить учащихся образовывать свои метафоры и другие тропы и фигуры речи, а также умело использовать их для преобразования своей речи.

Данная программа составлена с учётом сопоставления лингвистического и риторического аспектов изучения изобразительно-выразительных средств языка. Содержание программы направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области, а также зрелости в выборе профиля обучения в дальнейшем.

Тематическое распределение часов.

 

Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа

Раздел 1

Введение. Риторический канон: словесное выражение.

2

2

Раздел 2

Риторика образа: риторический троп.

5

5

Раздел 3

Риторические фигуры

4

4

Раздел 4

Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи

4

4

Раздел 5

Фигуры, создающие эмоциональный контакт

2

2

Итого:

17

17

2. Содержание обучения, перечень практических работ,  требования к подготовке учащихся по курсу «Основы риторики: словесное выражение» совпадают с авторской программой.

3. Список учебно-методической литературы.

  1. Баранов А.Н. Что нас убеждает: общественное сознание и язык. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: Просвещение, 1978
  3. Павлова К.И. Искусство спора: логико-психологические аспекты. -М.: Просвещение, 1988.
  4. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. – М., 1996

№ п/п

Содержание (разделы, темы)

Общее к-во часов по разделам и темам

К-во часов

Дата

Оборудование

план

факт

Раздел I. Введение. Риторический канон: словесное выражение.

2

 

 

 

 

1

Словесное выражение как раздел риторики.

 

1

 

 

 

2

Практическое занятие "Учимся говорить".

 

1

 

 

 

Раздел II. Риторика образа: риторический троп.

5

 

 

 

 

Тема 1. Понятие тропа. Особенности тропов.

4

 

 

 

 

3

Понятие тропа. Смысловые особенности тропов.

 

1

 

 

опорные схемы

4

Метафора, её структура и функции. Практическое занятие "Творим метафору".

 

1

 

 

 

5

Виды метонимии и её использование в речи.

 

1

 

 

 

6

Ирония и парадокс. Риторическая сила иносказания.

 

1

 

 

опорные схемы

Тема 2. Общие рекомендации по использованию тропов.

1

 

 

 

 

7

Общие рекомендации по использованию тропов. Р.Р. Сочинение-миниатюра "Намекни мне о любви"

 

1

 

 

 

Раздел III. Риторические фигуры.

4

 

 

 

 

Тема 1. Фигуры речи и их классификация.

1

 

 

 

 

8

Понятие  риторической фигуры.  Фигуры речи и их классификация.

 

1

 

 

опорные схемы

Тема 2. Риторические фигуры.

3

 

 

 

 

9

Антитеза как фигура речи и смысловая модель.

 

1

 

 

 

10

Градация и эмоциональность речи.

 

1

 

 

 

11

Разновидности повтора. Период как средство ритмизации речи.

 

1

 

 

дидакт. материал

Раздел IV. Риторические фигуры и другие средства диалогизации речи.

4

 

 

 

 

Тема 1. Риторические фигуры.

3

 

 

 

 

12

Риторическое восклицание.

 

1

 

 

опорные схемы

13

Риторический вопрос.

 

1

 

 

дидакт. материал

14

Риторические обращения

 

1

 

 

опорные схемы

Тема 2. Средства диалогизации речи.

1

 

 

 

 

15

Введение чужой речи.

 

1

 

 

опорные схемы

Раздел V. Фигуры, создающие эмоциональный контакт.

2

 

 

 

 

16

Одобрение. Умаление. Эмоциональный контакт.

 

1

 

 

опорные схемы

17

Зачетное занятие. Стратегии речевого поведения.

 

1

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электив по русскому языку для учащихся 10-11 классов

Данный материа будет интересен  учителям, преподающим в старших классах...

Электив по русскому языку 10-11 классы

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по  русскому языку» составлен в  соответствии с   требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов  среднего (...

Электив по русскому языку в 10 классе

Элективный курс по русскому языку для учащихся 10 класса.Содержание курса....

«Повышение мотивации обучения учащихся русскому языку через личностно ориентированный подход» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии личностно-ориентированного обучения. ...

КТП (электив по русскому языку в 11 классе)

рабочая программа для обучающихся с ОВЗ...

Электив по русскому языку в 9 классе

Элективный курс по русскому языку в 9 классе " Трудные вопросы орфографии"...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....