Учебный курс "Тексты вокруг нас"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Спецификация
проверочной комплексной работы с текстом по учебному курсу «Тексты вокруг нас» 9 класс
1. Назначение работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 9класса по учебному курсу «Тексты вокруг нас»
Содержание и структура работы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом ООП основного общего образования, рабочей программы по учебному курсу «Тексты вокруг нас» 9 класс.
3.Время выполнения работы (или Условия выполнения работы)
На выполнение всей работы отводится: 45 минут
4. Содержание и структура работы
Задания построены на содержании основных тематических разделов, изучаемых в 9 классе по учебному курсу «Тексты вокруг нас» (таблица 1).
Таблица 1.Распределение заданий по основным содержательным блокам
№ п/п | Содержательные блоки | Количество заданий в работе |
1 | Текст. Понятие о тексте. Текст как продукт речевой деятельности и единица общения. Основные признаки текста. Целостность и связность текста. Виды целостности. Содержательная целостность. Тема, идея. Начало и конец текста. Коммуникативная целостность. Структурная целостность. Единицы текста. Виды связей в тексте и средства связи частей. Взаимообусловленность всех частей текста. Виды текстов. Понятие о речевом жанре. Типы речи. Функциональные стили. Публицистический и деловой. Сфера употребления. Стилевые черты, особенности. Связь речевого жанра с типом и стилем речи. План комплексного анализа текста. | 14 – тестовые задания |
2 | Такие разные тексты Модель создания текста. Этап изобретения. Источники материала. Методы сбора информации. Этап расположения. Структурная схема текста. Переходы между частями. Виды планов. Этап выражения. Тропы. Редактирование. Основные этапы правки. Корректурные знаки. Жанры делового стиля Деловое письмо. Деловое письмо и личное письмо. Виды деловых писем. Структура делового письма. Речевые клише. Характеристика как жанр делового общения. Характеристика одного лица, сравнительная, групповая характеристика. Приёмы издания характеристики. Резюме. Назначение. Структурные части. Речевые клише. Биография и автобиография (сравнение). Структурно-смысловые части, стилистические особенности, речевые клише. Жанры научного стиля Аннотация, отзыв и рецензия как вторичные тексты. Содержательные особенности, структурно-смысловые блоки аннотации, отзыва, рецензии. Аннотации новинок. Оформление аннотации. Средства выражения ,аргументация. Реферат, его функции, сфера использования. Части реферата. Речевые опорные конструкции. Реферативное сообщение. Жанры публицистического стиля Классификация жанров современной публицистики: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Заметка и репортаж. Жанровые признаки. Достоверность, динамизм повествования. Отбор событий для репортажа. Формы выражения авторского « Я». Создание «эффекта присутствия». Назывные предложения. Интервью. Проблемная статья как аналитический жанр. Очерк. | 1 – сочинение - рассуждение |
Работа представлена одним вариантом. Представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности. Структура промежуточной проверочной комплексной работы с текстом по учебному курсу «Тексты вокруг нас» для _9_ класса представлена в таблице 2.
Таблица 2. Структура промежуточной проверочной работы
Уровень сложности заданий | Базовый | Повышенный |
Число заданий | 14 | 1 |
Тип заданий | 1 – РО; 2 ,3, 10, 12 – ВО 4,5, 8, 11 – КО 6, 7– УС 9,13, 14– КО, УС | 15– РО |
ВО – выбор ответа, УС – установление соответствия, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ
5.Система оценки выполнения работы
Максимальное количество баллов за выполнение заданий по уровням представлено в таблице 3.
Таблица 3. Максимальное количество баллов за выполнение заданий базового и повышенного уровней
За всю работу | 18 |
Выполнение заданий базового уровня | 10 |
Выполнение заданий повышенного уровня | 8 |
Для фиксации результатов индивидуальных достижений используется шкала (таблица 4).
Таблица 4. Уровни индивидуальных достижений обучающихся
Уровень индивидуальных достижений | Баллы для выполнения заданий базового уровня | Баллы для выполнения заданий повышенного уровня |
Недостаточный | менее 5 баллов | - |
Базовый | 5 (50% от базового) | - |
Повышенный | 8 (80% от базового) | 2 (25% от повышенного) |
Высокий | 10 (100% от базового) | 4 (50% от повышенного) |
В таблице указано минимальное количество баллов, которое необходимо получить ученику за выполнение заданий базового и повышенного уровня.
В таблицах 5 и 6 приведены план работы, в котором представлены проверяемые умения, и критерии оценки заданий, в таблице 7 – перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Таблица 5. План работы
№ задания | Контролируемые умения | Уровень сложности | Тип задания | Балл |
14 | Работа с текстом. Умение адекватно понимать информацию явную и скрытую | Б | ВО | 4 |
15 | Умение письменно передавать обработанную информацию: соблюдать смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения | Б | РО | 2 |
14 | Умение точно понимать содержание текста, проблемы, определять идею, позицию автора или одного из героев. | Б | ВО | 1 |
10,11,12 | Умение опознавать языковые средства выразительности | Б | ВО, УС | 3 |
2, 9 | Умение правильно писать приставки; суффиксы различных частей речи | Б | КО | 2 |
7 | Умение определять подчинительную связь в словосочетании | Б | УС | 1 |
5, 6 | Умение находить грамматическую основу предложения | Б | КО | 2 |
4, 8 | Умение видеть и выделять осложняющий компонент предложения | Б | КО, ВО | 2 |
1,13 | Умение находить сложное предложение | Б | ВО, КО, УС | 1 |
15 | Умение понимать информацию прочитанного текста, основную мысль, создавать собственное письменное высказывание на основе этого текста, формировать авторскую позицию в тексте, формировать свою позицию по данной теме, логически последовательно излагать свою точку зрения | П | РО | 9 |
15 | Умение применять орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые нормы; соблюдать фактическую точность письменной речи | Б | РО | 10 |
Уровни сложности: Б – базовый, П – повышенный, В - высокий
Оценка выполнения каждого задания осуществляется в соответствии с критериями, указанными в таблице 6.
Таблица 6. Критерии оценки выполнения заданий
№ задания | Ответы и баллы |
1 | Ответ:42,правильный ответ -1, неправильный/не выбран – 0 |
2 | Ответ: 2, правильный ответ -1, неправильный/не выбран – 0 |
3 | Ответ: непреходящего правильный ответ -1, неправильный/не выбран – 0 |
4 | Ответ: набираем, правильный ответ -1, неправильный/не выбран – 0 |
5 | Ответ:56, правильный ответ -1, неправильный/не выбран – 0 |
6 | Ответ: Нина сбегала, купила, прав.ответ -1, неправ. /не выбран – 0 |
7 | Ответ:2, прав.ответ -1, неправ./не выбран – 0 |
8 | Ответ: альбом мамы, прав.ответ -1, неправ./не выбран – 0 |
9 | Ответ: удовлетворённо: прав ответ -1, неправ./не выбран – 0 |
10 | Ответ:скудной; прав.ответ - 1, неправ./не выбран – 0 |
11 | Ответ: сильного или постоянного; прав.ответ - 1, неправ./не выбран – 0 |
12 | Ответ: живёт; прав.ответ - 1, неправ./не выбран – 0 |
13 | Ответ: 3 прав.ответ - 1, неправ./не выбран – 0 |
14 | Ответ:2 прав.ответ - 4, неправ./не выбран – 0 |
15.2 | К1 Понимание смысла фрагмента текста Верное объяснение содержание фрагмента. Ошибок в интерпретации нет – 2 Верное объяснение содержание фрагмента. Ошибка в интерпретации 1 – 1 Неверное объяснение содержание фрагмента. Ошибка в интерпретации 2 и более – 0 |
15.2 | К2 Наличие примеров-аргументов Из текста приведены 2, соответствуют объяснению содержания фрагмента – 3 Из текста приведён 1, соответствует объяснению содержания фрагмента – 2 Не из текста приведён (-ы) – 1 Нет - 0 |
15.2 | К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность сочинения есть, нет логических ошибок, есть абзацы – 2 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность сочинения есть, логическая ошибка - 1, нарушение абзацного членения – 1; 1 Просматривается коммуникативный замысел, более 1 логической ошибки, 2 случая нарушения абзацного членения - 0 |
15.2 | К4 Композиционная стройность и завершённость Есть, нет ошибок в построении текста – 2 Есть, 1 ошибка в построении текста – 1 2 и более ошибки в построении текста – 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям К1-К4 - 9 |
1, 15 ГФ | Грамотность. Фактическая точность речи К1 Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 – 2 Допущены 2 – 1 Допущены 3 и более – 0 К2 Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 – 2 Допущены 3 – 1 Допущены 4 и более – 0 К3 Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка – 2 Допущены 2 ошибки – 1 Допущены 3 и более – 0 К4 Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 – 2 Допущены 3 ошибки – 1 Допущены 4 и более – 0 Фактическая точность Нет ошибок в изложении материала, в понимании текста и терминов – 2 Допущена 1 ошибка в понимании текста или терминов – 1 Есть ошибки в изложении материала, в понимании текста, терминов – 0 Максимальное количество баллов по критериям К1-К4, Ф - 10 |
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Биографию виртуальному Мите она придумала без труда,(1) а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. Глаза у него светлые,(2) а волосы тёмные,(3) как по заказу… Сделав всё,(4) что нужно,(5) для заполнения Митиной страницы,(6) Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла,(7) чтобы полюбоваться делом рук своих.
|
Из предложений 1–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «близость к приставке – пере - ». |
Укажите слово с чередующейся гласной в корне. | ||||||||||||
|
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. Она действовала решительно и методично,(1) будто готовилась к какой-то новой жизни,(2) освобождая свою комнату от дешёвого хлама,(3) игрушек и глупых журналов. А через какое-то время она вдруг поняла,(4) что все изменения,(5) по большому счёту,(6) были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста,(7) скучна и очень однообразна: школа,(8) дом,(9)книги,(10) Интернет… |
Выпишите грамматическую основу предложения 26. |
Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой. |
Замените словосочетание «маминого альбома» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
|
Среди предложений 26–36 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. |
Из предложений 39–42 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано». |
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. | ||||||||||||
|
Замените книжное слово «непреходящего» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
|
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «существует» (предложение 1). | ||||||||||||
|
Среди предложений 5–8 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений. |
Укажите ошибочное суждение. | ||||||||||||
|
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Нина выбросила всё своё „богатство”?» | ||||||||||||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие Проценты вокруг нас
Пособие написано доступным языком, содержит исторические сведения, основные теоретические понятия. Материал пособия ориентирован на систематизацию знаний по теме «Проценты» и, таким образом, основател...
Учебно-методический проект по информатике "Алгоритмы вокруг нас"
Учебно-методический исследовательский проект на тему «Алгоритмы вокруг нас» разработан по программе Intel "Обучение для будущего" и апробирован на учащихся МКОУ СОШ №3 в рамках учебной тем...
Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"
Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу р...
Образовательные и воспитательные задачи интегрированного курса по литературе на основе использования учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…»
Решить вопрос литературного образования и воспитания обучающихся помогает использование УМК "Вокруг тебя - Мир..." Данное пособие разработано для обучающихся 5-8 классов. Его материалы можно использов...
Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»
Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...
Интеграция на уроках по учебно-методическому комплексу "Вокруг тебя - Мир..."
Учебно-методический комплекс "Вокруг тебя - Мир..." для 5-8 классов является интегрированным пособием нового типа, так как наряду с задачами литературного образования он дает возможность обсуждать про...
Пояснительная записка по учебному курсу "Вокруг тебя мир" 7 класс
Пояснительная записка , содержание программы....