Пояснительная записка по учебному курсу "Вокруг тебя мир" 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Пояснительная записка , содержание программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_uchebnomu_kursu_vtm_7_kl.docx | 53.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по учебному курсу «Вокруг тебя мир» 7 класс
Статус документа | Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации для учащихся 7-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения. Учебник "Вокруг тебя - Мир..." (7 класс) разработан в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет Красного Креста и Российское общество Красного Креста. Программа распространения знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), знаниевый и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей школьников. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса «Вокруг тебя мир» в школе. |
Структура документа | Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование. |
Цели и задачи | Цель данного курса: дать возможность уч-ся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права и оценивать события в мире с гуманистической точки зрения Задачи данного курса:
|
Основные методы | При проектировании современного урока по премету «Вокруг тебя мир» учитель ориентируется на известные в педагогике методы обучения, конкретизируя их в соответствии с задачами обучения и предметным содержанием. 1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (проблемный и игровой). 2 Методы организации учебно-познавательной деятельности: 1) методы получения новых знаний для ее решения: а) репродуктивные: сообщение учителя; работа с учебником; б) поисковые методы: − наблюдение, эксперимент, анализ, конструирование, реализуемые в ходе учебной дискуссии, диалога (проблемный диалог; побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог; подводящий к знанию диалог); − метод информационного поиска; − метод моделирования; − метод построения алгоритма. 2) методы формирования предметных умений и навыков и УУД: – метод упражнений; – логико-познавательные задачи; – проектные задачи. 3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: |
Основные формы и виды организации учебного процесса | Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в начальной школе используется система индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
Типы урока В современной школе адаптируется деятельностная типология уроков. Классификация, построенная на основе технологии деятельностного метода, включает такие уроки, как: 1.Урок открытия нового знания. 2.Урок рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действия в стандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять, исправлять ошибки, корректировать свою учебную деятельность. 3.Урок обучающего контроля, на котором учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности. 4.Урок систематизации знаний, предполагающий структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам. 5.Урок обобщающего контроля. Формы организации работы учащихся: 1.Индивидуальная. 2.Коллективная: фронтальная; парная; групповая. Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся; выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также личностно-ориентированному и дифференцированному подходам). Наиболее используемыми технологиями в начальной школе являются технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода, технология сотрудничества, такие универсальные технологии, как информационно-компьютерные, проектные, игровые технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо. Формы учебных занятий: игры, диалоги и беседы, практические, творческие и проектные работы. Виды деятельности учащихся: устные сообщения, обсуждения, доклады, защита проекта, презентации. |
Общая характерис тика учебного предмета | Данное пособие: - дополняет учебники основного курса литературы; - согласовано с основными программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации; - решает задачи литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированных на понимание необходимости ограничивать насилие в конфликтных ситуациях, в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта, исходя из принципа гуманности) и частных целей, способствующих решению задач литературного образования учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и т.п.). Художественные и публицистические произведения, помещенные в пособие, отличается гуманистической направленностью. Предпочтение отдается текстам, принадлежащим перу отечественных авторов. Отобранные фрагменты представляют собой достаточно завершенные части целого произведения. Правовая информация вводится дозировано и адаптировано. Она адресована как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет правовой кругозор последнего, а с другой - помогает подготовиться к разговору в классе. От учеников не требуется безупречного знания правовой информации и употребления правовых терминов и понятий. Данный курс - пропедевтический и призван создать у учеников лишь самые общие представления об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципе гуманности. Для пособия характерны: - системность, преемственность и взаимосвязь всех трех компонентов - литературоведческого, этического, правового - внутри разделов каждой книги и между пособиями 5-8-го классов в целом; - развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся, проблемность, диалоговость, коммуникативность, интегративные методики и др.). |
Межпредмет ные и внутрипред метные связи | Для повышения эффективности преподавания предмета «Вокруг тебя мир» в 5 классе значительная роль отводится межпредметным связям. Специфика межпредметных связей на ВТМ состоит в том, что они разнокачественные и могут быть выражены в таких группах: 1) литература – история; 2) литература – окружающий мир; 3) литература – музыка, ИЗО. Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят сопоставительный характер; во втором – связь выступает как первоэлемент для изучения литературы; в третьем – связи выражаются в использовании материала того или иного предмета для развития речи, обогащают речь образностью, показывают интонационную общность поэтического слова и музыки. Совокупность межпредметных связей раскрывает основные социальные функции предмета как средства общения и средства познания. |
Место предмета в базисном учебном плане |
Пособие может быть использовано для подготовки системы уроков внеклассного чтения, системы уроков развития речи, а также для факультативного курса, спецкурса или курса по выбору. В 7 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). |
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности | Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой. В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности окружающегонас мира. Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, , использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса. В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре поведения, общения. |
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся | Основные виды контроля: Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по предмету. Этому способствует применение следующих видов контроля: Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа по вопросам; мозговой штурм; тестирование, письменный опрос). Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; подготовка сообщений, докладов, рефератов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, написание мини-сочинений). Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), составление сравнительной характеристики литературного героя по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов, сочинение синквейнов; Тематический – по изучения темы (тестирование; оформление презентаций, составление тезисных планов). Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса «Вокруг тебя мир» с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольные работы, контрольное тестирование, анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов): анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность обучающегося, теоретико-литературные знания, дифференцированный зачет с творческим заданием; проектная, исследовательская работа. Методы контроля: устные (опрос, взаимоопрос); письменные (письменный опрос, тесты), программированные (медиапрезентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов). |
Планируемые результаты | В результате освоения программы по предмету « Вокруг тебя – Мир» учащиеся должны достичь определённых результатов Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
|
Результаты обучения | Результаты изучения курса «Вокруг тебя мир» (5 класс) приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико - ориентированного и личностно - ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья; также указаны планируемые результаты освоения предмета. |
II. Учебно-тематический план
№ | Темы | Кол-во часов |
1 | Введение. От авторов. | 1 |
2 | О тех, кто не участвует | 5 |
3 | Эхо войны | 5 |
4 | Самые уязвимые | 7 |
5 | Под знаком красного креста | 7 |
6 | По принципу гуманности | 7 |
7 | Ты и мир вокруг тебя. Заключительные занятия. | 2 |
8 | Подведение итогов курса. | 1 |
Всего | 35 |
III. Содержание программы
Раздел 1. О тех, кто не участвует.
Гуманистический компонент. Многие конфликты (в том числе и вооруженные) могут нести страдания не только их участникам, но и тем, кто не участвует в них. Такие люди беззащитны и уязвимы. Стремление к уменьшению страданий тех, кто не участвует в силовом конфликте, продиктовано соображениями гуманности.
Правовой компонент. Понятие "гражданское население", уязвимость гражданского населения в ситуации вооруженного конфликта.
Литературоведческий компонент. Литературный конфликт, сравнительная характеристика героев, контраст как прием построения художественного текста.
Вводимые понятия: гражданское население, уязвимость.
В. Гаршин "Сигнал" (рассказ)
Цели:
общие - привлечь внимание учеников к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте; на новом уровне продолжить обсуждение проблем, связанных с феноменом мести;
частные - углубить представление о конфликте художественного произведения, развивать умение сравнивать литературных героев, формировать навык соотнесения читательских ожиданий с текстом художественного произведения; развивать исследовательские способности; обучать умению формулировать вывод по обсуждаемой проблеме (продолжая начатую фразу).
В. Катаев "На даче" (рассказ)
Цели:
общие - привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте; познакомить с понятием "гражданское население";
частные - расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста; продолжить формирование умения соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения; развивать ассоциативное мышление; развивать навыки групповой исследовательской работы; обучать умению делать вывод по опорным словам; продолжить начатое в 5-м классе развитие умения формулировать правила.
Раздел 2. Эхо войны.
Гуманистический компонент. Последствия вооруженного конфликта могут проявляться как в ходе самого конфликта, так и длиться долгие годы после его завершения. Соблюдение норм международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта способствует уменьшению страданий тех, кто перестал участвовать или не участвует (мирные люди) в вооруженном конфликте.
Правовой компонент. Последствия вооруженных конфликтов. Основные нормы международного гуманитарного права по защите гражданского населения.
Литературоведческий компонент. Приемы анализа мотивов в художественном произведении; внутренний монолог героя; характер героя, данный в развитии; роль художественной детали.
Вводимые понятия: защита, норма международного права, международное гуманитарное право.
Б.Екимов "Ночь исцеления" (рассказ)
Цели:
общие - продолжить обсуждение центральной проблемы всего курса - проблемы гуманного отношения к страдающим людям; начать обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для тех, кто не принимал в нем участия;
частные - познакомить с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении; углубить представление о характере героя, данном в развитии; закрепление навыка рассказывания от третьего лица; развитие навыка самостоятельной исследовательской работы; совершенствование навыка аргументирования; обучение умению делать самостоятельно вывод по обсуждаемой проблеме.
Р/р «Не бывает совсем не пострадавших на войне»
В.Конецкий "Кто смотрит на облака" (фрагмент из повести)
Цели:
общие - продолжить обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для мирных людей; привлечь внимание к тому, что люди способны на гуманные поступки даже в ситуации, когда их жизни угрожает опасность;
частные - продолжить знакомство с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении; развивать умение анализировать эпизод; углубить представление о художественной детали и о внутреннем монологе; развитие навыков работы в группе; развитие умения осваивать содержание научно-популярного текста.
Урок развития речи
Эхо войны в художественных произведениях, фильмах.
Эхо войны в моей семье или семьях близких, знакомых, соседей.
Цели:
общие - подвести итого обсуждаемой в разделе проблеме; познакомить с историческими фактами гуманного отношения к гражданскому населению во время войн; познакомить с основными нормами по защите гражданского населения в ситуации вооруженного конфликта;
частные - совершенствовать навык формулирования правил; развитие умения сопоставлять и совершенствовать написанное; развитие умения делать вывод с опорой на серию вспомогательных вопросов; развитие навыка составление устного рассказа; развитие навыка диалогового общения.
Раздел 3. Самые уязвимые
Гуманистический компонент. Детям всегда необходимы особая забота и внимание. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.
Правовой компонент. Основные нормы международного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения.
Литературоведческий компонент. Комплексный анализ художественного образа, особенности композиции художественного произведения ("рассказ в рассказе"), признаки документальной прозы.
М. Шолохов "Судьба человека" (отрывки из рассказа)
Цели:
общая - начать обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения;
частные - развивать умение анализировать эпизод; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя фрагмента; развивать умение комплексно анализировать художественный образ (в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик); продолжить знакомство с художественным приемом "рассказ в рассказе"; развитие ассоциативного мышления; развитие навыка диалогового общения.
С.Алексиевич "Последние свидетели" (фрагменты из повести)
Альфонс Доде «Маленький шпион».
Джеймс Олдридж «Последний дюйм».
Юрий Нагибин «Старая черепаха».
Николай Телешов «Домой»
Цели:
общая - продолжить обсуждение проблемы тяжелого положения детей в ситуации вооруженного конфликта;
частные - познакомить с тематически близким произведением другого жанра; познакомить с некоторыми характерными признаками документальной прозы; развивать умение анализировать эпизод; развивать навык групповой исследовательской работы.
Урок развития речи
Цели:
общая - подвести итого обсуждаемой в разделе проблеме; познакомить с некоторыми нормами международного гуманитарного права, предоставляющими защиту детям;
частные - развитие творческих способностей на основе речевой ситуации; развитие навыка самостоятельно делать вывод по обсуждаемой проблеме.
Раздел 4. Под знаком Красного Креста
Гуманистический компонент. По мере развития силового конфликта людям может потребоваться медицинская помощь. Медицинский персонал, руководствуясь принципами гуманности и беспристрастности, должен оказывать помощь всем без исключения, как в мирное, так и в военное время.
Правовой компонент. Понятие "медицинский персонал"; защита медицинского персонала в международном гуманитарном праве; эмблема красного креста или красного полумесяца на белом поле как защитный знак. Дополнительная информация: из истории Российского общества Красного Креста.
Литературоведческий компонент. Исторический фон художественного произведения, внутренний монолог как приём психологизма, жанр стихотворения в прозе, текстовая характеристика литературного героя, композиционно-организующие компоненты текста.
Вводимые понятия. Медицинский персонал, эмблема.
М.Булгаков "Стальное горло" (рассказ)
Цели:
общие - обратить внимание на то, что деятельность медицинского персонала основывается на принципе гуманности; продолжить обсуждение проблемы трудности выбора модели поведения в экстремальной ситуации;
частные - углубить представление о внутреннем монологе как приеме психологизма, раскрывающем характер героя; развитие исследовательских способностей.
И.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской" (стихотворение в прозе)
Цели:
общая - привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;
частные - познакомить с новым жанром - стихотворением в прозе; развитие умения формулировать вывод.
С.Сергеев-Ценский "Первая русская сестра" (рассказ)
Уроки обучения написанию выборочного изложения.
Цели:
общие - обратить внимание на то, что медицинский персонал в ситуации вооруженного конфликта не участвует в боевых действиях, и его деятельность по оказанию медицинской помощи в условиях вооруженного конфликта основывается на принципах гуманности и беспристрастности; подвести к пониманию того, что медицинский персонал нуждается в защите, так как в его действиях реализуется одна из норм Женевских конвенций - оказание медицинской помощи всем нуждающимся в ней; познакомить с некоторыми страницами истории Российского Общества Красного Креста;
частные - закрепить навыки написания выборочного изложения; развивать общие навыки работы с художественным текстом и навыки составления текстовой характеристики литературного героя.
Урок развития речи
На основании отрывков из документальной повести С.Алексиевич "У войны - не женское лицо"
Цели:
общая - подвести итог обсуждаемой в разделе проблеме; познакомить с основными нормами международного гуманитарного права, защищающими медицинский персонал;
частные - развивать навык анализа содержания научно-популярного текста; развитие навыка аргументации в письменной речи; развивать умение делать вывод по обсуждаемой проблеме с опорой на вспомогательные вопросы.
Раздел 5. По принципу гуманности
Цели:
общие - познакомить учащихся с некоторыми принципами Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца; систематизировать представления по международному гуманитарному праву и Международному движению Красного Креста и Красного Полумесяца, полученные учащимися в ходе работы в 5-7 классах;
частные - развивать умение самостоятельного анализа произведений с точки зрения их проблемно-тематической близости; развитие умения совершенствовать сделанные ранее самостоятельно выводы; развитие умения систематизировать понятия; развитие навыка групповой исследовательской работы; развитие навыка построения устного сообщения.
М.Пришвин "Голубая стрекоза"
Цели:
общая - продолжить разговор о роли медицинского персонала на войне, о проблеме оказания деятельной помощи конкретному человеку;
частная - продолжить работу над формированием умения выявлять функциональную роль метафор.
А.Ахматова "Памяти Вали"
Фёдор Достоевский «Мальчики».
Владимир Солоухин «Закон набата».
Владимир Солоухин «Мочёные яблоки»
Цели:
общая - эмоционально подготовить к разговору об особой уязвимости детей в ситуации вооруженного конфликта;
частная - углубить представление учащихся о лирическом "я" автора поэтического текста.
В.Быков "Крутой берег реки" (рассказ)
Цели:
общие - углубить представление о гуманном отношении к человеку, продолжить обсуждение проблемы отдаленных последствий вооруженного конфликта для мирных людей;
частные - углубить представление о фабуле и сюжете; продолжить развитие навыков сравнения близких тематически текстов, а также навыков анализа системы персонажей.
Е.Носов "Белый гусь" (рассказ)
Цели:
общая - продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
частные - формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класса
В результате изучения данного факультативного курса ученик должен
Знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению
- наизусть фрагменты прозаических и поэтических текстов, подлежащих изучению (по выбору)
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия
- основополагающие принципы Устава Международного движения Красного Креста и Красного полумесяца
- нормы международного гуманитарного права
Уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения
- владеть различными видами пересказа
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
- чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою
- владеть навыками и умениями проводить и участвовать в дискуссии
- работать со словарными статьями;
- расширять запас лексики
Литература и средства обучения
Литература
Для учителей:
- Большой энциклопедический словарь. – Изд. 2-е, перераб. И доп. – М. – СПб., 1997.
- «Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 7-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… - М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
- Томан И. «Россия и Красный Крест (1917-1945)». – М.: МККК, 1998. – с. 11-16.
Для учащихся:
- Вокруг тебя – Мир…: Книга для ученика. 7 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 1996. – 96 с
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультипроектор
- Интерактивная доска
Интернет-ресурсы
- Материалы сайтов ФЦИОР
- Единая образовательная коллекция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к учебному плану (1 класс)
Учебный план начальной школы (1 класс) разработанна основе:-требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной прог...
Пояснительная записка к учебному плану (2-4 классы)
Учебный план начальной школы (2-4 классы) разработанна основе:- Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные ...
Пояснительная записка к учебному плану (основная школа)
Учебный план 5-9 классов разработан на основе: - Базисного учебного плана (приказ МО РФ от - 9.03.2004г. № 1312);- изменений внесенных в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы ...
Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса
Пояснительная записка и учебно-тематическое планирование к рабочей программе по английскому языку для 8 класса, УМК М.З. Биболетова...
Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса
Пояснительная записка и учебно тематическое планирвание к рабочей программе по английскому языку для 9 класса, УМК "English -9" , В.Н. Кузовлев...
Пояснительная записка к рабочей программе в 6 классе «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа для 6 классов «Английский язык» базовый уровень на 2015-2016 учебный год составлена на основе:1. Закона Российской Федерации «Об образовании»;2. Примерные программы начал...
Пояснительная записка к учебному плану отделения дополнительного образования ГКОУ «Центр инклюзивного образования «Южный» на 2017-2018 учебный год
В отделении дополнительного образования Центра реализуются общеобразовательные программы дополнительного образования ознакомительного уровня; художественной, технической, социально-педагогическо...