Занятие в 6 классе по учебному курсу "Вокруг тебя - Мир..." "Приемы чтения"
элективный курс (6 класс) по теме
Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволяет совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу работы положены статьи Н. А. Ипполитовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_uchebnyy.zip | 375.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Кривошеева В. Н.
Программа элективного курса «Вокруг тебя – мир...» позволяет решать главные задачи второго этапа литературного образования, которые состоят в развитии у учащихся способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, а также совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста. Отбор произведений учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике и психологическому анализу. Включение в курс специальных занятий по обучению разным видам чтения (изучающему, просмотровому, ознакомительному) позволит совершенствовать читательские умения и навыки обучающихся. В основу работы положены статьи Н. А. Ипполитовой.
Тема: Приемы ознакомительного и изучающего чтения.
Цели. Дидактические: -обеспечить усвоение знаний учащимися приемов ознакомительного и изучающего чтения;
-повторить структуры моделей чтения «По ходу чтения» и «После чтения»;
-расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста;
-формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.
Развивающие: - развивать навыки работы с дополнительной литературой, навыки исследовательской деятельности, умение анализировать и делать выводы; - развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых сфер личности сферы ее социальных навыков; -развивать речь учащихся.
Воспитательные: - воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, умение работать в коллективе;
Оборудование:таблицы для индивидуальной работы, м/м проектор, презентация по теме урока, толковые словари, план ответа , презентация книги В. Катаева «На даче» по типу «До чтения», таблицы «Виды и цели чтения».
Читать — это еще ничего не значит...как
понимать читаемое — вот в чем главное дело. К.Ушинский.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня на занятии мы продолжим работать с приемами изучающего чтения.
-Запишите тему и эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока для того, чтобы объяснить его значение.
Цель нашего занятия: -повторить приемы изучающего чтения «По ходу чтения» и «После чтения»; -расширить представление о контрасте как способе организации художественного текста; -формировать умение соотносить читательские ожидания с развитием художественного произведения.
2.Проверка домашнего задания.
Используя таблицу, скажите, какова цель ознакомительного чтения?
-Каков характер ознакомительного чтения? -Просмотрите модель работы с текстом «До чтения». -Назовите основные компоненты модели, по которым вы работали дома. (Автор. Название. Эпиграф. Прогноз) - Прочитайте ваш прогноз книги В. Катаева «На даче». - Кого из вас заинтересовал прогноз?
- Какой вид чтения необходимо использовать?
3.Актуализация знаний, умений и навыков.
1)Работа по таблице «Виды и цели чтения».
-Назовите цели изучающего чтения? -Характер изучающего чтения?
Виды и цели чтения | Цель чтения | Характер чтения |
Ознакомительное чтение | Читать книгу или нет? Какая информация в ней содержится? Для кого она написана? | Перелистывание, рассматривание книги, рассматривание рисунков, быстрое чтение заголовков, отдельных фрагментов текста |
Изучающее чтение | В чем замысел автора? Что нового есть для меня как читателя? | Медленное чтение всей книги или отдельных фрагментов: максимально полный охват информации; стремление ее осмыслить |
2)Просмотрите модель работы с текстом по ходу чтения -Назовите основные компоненты (Установка. Диалог с текстом. Внимание к слову. Главная мысль. Понимание.)
3) Чтение текста учителем или подготовленным учеником.
- В тексте встречаются слова, значение которых необходимо предварительно рассмотреть. -Используя материалы Словарика , дайте определение значения слова: зенитки, трассирующая пуля, фугаски, шрапнель.
- Прослушайте текст и ответьте на вопрос: «О чем он?», при необходимости отмечая опорные слова. - Что в рассказе на вас произвело большее впечатление? - Какой художественный прием лежит в основе заглавия и темы текста? (антитеза)
4. Дифференцированное исследовательское задание. (Работа в парах)
1) Постановка задания.
-Мы обратили внимание на контраст между заглавием и военной тематикой рассказа.
1-2 группы. -Перечитайте текст и отметьте места, где еще встречается контраст (антитеза). Постарайтесь определить какова роль этого приема?
3 группа. С помощью каких средств передается общая атмосфера в рассказе?
2) Обсуждение результатов исследовательского задания.
Вывод: контраст в рассказе подчеркивает беззащитность тех, о ком говорится; он является не только приемом, но и способом организации всего художественного текста; художественные средства помогают передать напряженную атмосферу событий.
Физкультминутка
5. Анализ эпизода.
1) -Какие чувства испытывали родители, слыша «крик паровоза» и «тревожные голоса людей»? О чем «кричали окрестности»? -Уверены ли родители в безопасности детей и самих себя? -Показывают ли они свои чувства или стараются скрыть? Подтвердите словами из текста. -Какой прием помогает автору подчеркнуть беззащитность тех, о ком говорится в рассказе?
-Как вы понимаете значение слова УЯЗВИМЫЙ? -В каком из значений можно использовать данное слово, чтобы охарактеризовать положение людей на даче во время воздушного налета?
2) -Гассер Ханс-Петер, швейцарский специалист в области международного гуманитарного права, писал в одной из работ: «Война способна принести гражданскому населению страдания даже без бомбежек и авиационных налетов»
-Какие страдания имел в виду автор высказывания?
7. Подведение итогов работы.
- При каком виде чтения можно определить главную мысль, выбрать нужное для выполнения конкретного задания? (при изучающем чтении «После чтения»)
8. Рефлексия.
- Объясните смысл слов К. Ушинского. - Чему научились? - В чем польза урока?
Самооценка группы. Оценка учителя.
Представители групп рассказывают о своей совместной работе.
9. Дифференцированное домашнее задание по выбору ученика.
1 гр. Написать аннотацию на книгу В. Катаева «На даче»
2 гр. Рецензия на урок.
З гр. Сочинение-рассуждение: «Читать — это еще ничего не значит...как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
Занятия позволят сформировать у учащихся умения самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературных произведений: выявлять характерологические черты персонажей, мотивацию их поступков, определять тему, идею, проблематику, родо-жанровую специфику произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».
Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Методическая разработка занятия на тему «Добро начинается с тебя!»
Для каждого человека понятие слова ДОБРО разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем-либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, и в н...
Приемы чтения на уроках иностранного языка
Презентация по теме "Приемы чтения на уроках иностранного языка"...
Учебно-тренировочное занятие на тему: "Проведение нулевого среза владения техническими приемами игры в волейбол", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).
Учебно-тренировочное занятие на тему: "Проведение нулевого среза владения техническими приемами игры в волейбол". (7-8 кл.)...
"Приемы формирования познавательных учебных действий обучающихся на уроках чтения"
Выступление на семинаре РЦ...