Технологическая карта урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Барякина Наталья Николаевна

Сегодня всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы навыки, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. У каждого ученика имеются свои природные задатки и свои возможности достичь того или иного уровня творческого развития.

   В своей практике я использую проблемно-диалогическую технологию. На уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу.

   Важно, что при таком подходе новые знания не даются в готовом виде, а приобретаются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности

   Перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя (или самостоятельно) исследуют пути и способы ее решения, т. е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют результаты, рассуждают, доказывают.

   Преимущества технологии: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

   Рассмотрим проблемно-диалогическую технологию на уроке «открытия»  новых знаний по русскому языку в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е».

   Предлагаемый урок рассчитан на 40 минут и является первым в данной теме. Он призван ознакомить учащихся с закономерностями слитного и раздельного правописания наречий; сформировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; научить отличать наречия от сочетаний именных частей речи.

   К обучающим задачам урока я отнесла: 1) построить алгоритм решения орфографической задачи о правописании не с наречиями; 2) формировать и развивать умения соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на - о, - е».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx928.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Образовательные технологии

Игровая технология, проблемно-диалогическая, метод проектов, элементы исследовательской деятельности, уровневая дифференциация

Тема

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о и – е

Цель

Создание условий для углубления и формирования знаний учащихся о правилах написания НЕ с наречиями на – о и – е  и другими частями речи

Методы и формы работы

Наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: умение работать со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, в паре, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Учащийся научится:

- разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с наречиями на – о и –е

- составлять таблицу - алгоритм

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять самостоятельно задания по изучаемой теме

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! https://i08.fotocdn.net/s28/159/gallery_m/168/2678761374.jpg

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Пожелайте всем удачи!

- Скажите, что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

-  Для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей! А ещё помнить о нашем девизе: «Слушайте – и вы услышите; наблюдайте – и всё увидите; думайте – и всё поймёте; выполняйте – и всё получится.

Желаю всем плодотворной работы!

- Запишите число, классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим чуть позже.

Настраиваются на позитивное начало урока.

Слушают учителя, участвуют с ним в диалоге.

Делают записи в тетради

Личностные:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками

2. Актуализация

и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

- Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем?

- Что изучает морфология?

- Какую часть речи называют наречием?

-На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

- Наречия имеют окончания? Почему?

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами слова:  - Что их объединяет?

-!Спрогнозируйте задание и выполните его. Какие предположения?

(Проверяем выполненное детьми задание)

-Какими правилами правописания слов с НЕ вы воспользовались?

- Возникли ли у вас затруднения в выполнении задания? В чем? И почему?

- Какое действие вы сейчас применяли? (пробное)

Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий.

Распределяют слова в два столбика.

Работают с орфограммой (уже изученной) по алгоритму. 

Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. 

Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
 

3. Постановка учебной задачи.

Цель: подвести учащихся к формулированию темы, цели урока и планированию своей учебной деятельности

- На основе возникшего затруднения сформулируйте тему урока. Обратите внимание, на какую букву заканчиваются наречия.

- Тема? «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е».

- Опираясь на тему и используя опорные слова на доске, определите цель урока:

Цель: познакомиться… 

(с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е)

Конечный результат: научиться… 

(применять правило на практике)

- Как вы считаете, что вам поможет для достижения цели? (уже имеющиеся знания, вспомогательные вопросы учителя, тетрадь-справочник, дополнительный материал к уроку, учебник, задания, ответы, гипотезы, выводы)

! Не забываем свою работу оценивать в «оценочном поле» (на полях в тетради):

«+» - всё получилось; «?» - получилось, но не всё, или с чьей-то помощью; «-» - не справился с заданием.

Предлагают и согласовывают тему, цели урока.

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

Отмечают, что необходимо для достижения цели.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

- Начнём действовать. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза? ( Ответы детей).

- Предлагаю поработать в парах. Вам дан материал для исследования – правила этикета «Если вас пригласили в гости».  На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. Даю на выполнение задания 5-7 минут.

Материал №1:

 Если Вас пригласили в гости

1. Собираясь в гости, одевайтесь не вызывающе, а модно и опрятно.

2. Неряшливо одетый человек не вызывает уважения.

3. Постарайтесь выбрать наряд не ярче, чем у виновника торжества (обратите внимание на форму наречия!)

4. Если хозяева приготовили праздничную программу,

далеко не вежливо отказываться от участия в ней.

5. Старайтесь поддерживать беседу негромко (тихо, спокойно)

6. Не ведите себя не по-дружески по отношению к приглашённым незнакомым вам гостям (! наречие на –о? на –е?)

(Контролирую правильность работы детей).

Проверка работы в парах.

- Какие же условия написания НЕ с наречиями вы определили? (Ответы детей)

- Сравните свои выводы с записью орфограммы на экране. 

 ! (Создаю ситуацию успеха)

 Молодцы, сработали на совесть, исследуя материал, получили результат – алгоритм-таблицу, а это и есть правило по теме. Ещё раз сформулируем: «Наречия на – о и – е пишем слитно, если ? ….. , раздельно ? -   …..

- Оцените свою работу в паре (в «оценочном поле»).

Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия.

Работают в парах. Используя исследовательский метод, составляют таблицу-алгоритм (правило).

Личностные: осознают свои возможности в учении

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество.

Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия

Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи

 5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания.

Обратимся теперь к учебнику, стр.102

Сверим и сравним нашу таблицу с правилом в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное?

Какой таблицей воспользуетесь? Почему? (в нашей таблице информации больше)

- Теперь вернёмся к наречиям, которые встретились в начале урока. Объясните их правописание.

- Ребята, у каких частей речи правило написания с НЕ совпадает?

Вывод: какую цель мы достигали, выполняя все эти задания?

(знакомились с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е)

Сверяют свои выводы с выводами  учебного материала.

Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля

Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Физкультминутка

Оздоровительно – гигиенические упражнения

1. Тихонько встать, расправить плечи, прогнуть спину назад, вправо, влево. Поднимите руки вверх и потянитесь, теперь вперёд, в сторону, обнимите себя.

2.Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, на меня.

- Продолжаем работать.

Обучающиеся выполняют физические упражнения

Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью;

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время выполнения оздоровительно- гигиенических упражнений

6. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

- Итак, ребята, начнем применять изученное правило на практике. Как вы думаете, для чего вам это нужно?

- Сначала прочитаем предложенный образец рассуждения

1. По образцу выполним выборочно упр. 242 с комментированием.

2.  Задание «Ключевые слова».

(Можно работать в паре).

Каждому ряду даются наречия. Необходимо составить предложения, в которых данные наречия будут писаться с НЕ слитно и раздельно.  

1ряд: громко, весело;  2ряд: медленно, смело; 3ряд: грустно, легко.

(Запись на доске  составленных предложений. Затем отбор верных и неверных вариантов).

- Оцените свою работу

В форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Составляют новые слова, записывают к ним синонимы с НЕ.

Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий

Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

Регулятивные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

формирования обобщенных знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, устанавливают причинно-следственные связи

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях

- А теперь проверим, как вы умеете применять новые знания Карточка №2. Выполним тест.

Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

1

Взлететь (не)высоко, а низко

2

Приезжал (не)часто

3

Прыгнуть (не)высоко

4

Выглядеть (не)взрачно

5

Ответил (не)сразу

6

Читать (не)громко, но выразительно

7

Поступить (не)по-товарищески

8

Нисколько (не)трудно помочь

9

Говорит (не)громче меня

10

Вовсе (не)замечательно сделано

Проверяем по эталону (образцу)

1

Взлететь (не)высоко, а низко

Р

Есть противопоставление с союзом А

2

Приезжал (не)часто

С

Синоним - редко

3

Держать (не)крепко

С

Синоним- низко

4

Выглядеть (не)взрачно

С

Без НЕ не употребляется

5

Ответил (не)сразу

Р

Наречие не на –о и –е

6

Читать (не)громко, но выразительно

С

Нет противопоставления

Синоним- тихо

7

Поступить (не)по-товарищески

Р

Наречие не на –о и –е (или пишется через дефис

8

Нисколько (не)трудно помочь

Р

Есть слово НИСКОЛЬКО не

9

Говорит (не)громче меня

Р

Наречие в сравнительной степени

10

Вовсе (не)замечательно сделано

Р

Есть слово ВОВСЕ не

- Оцените себя. - У кого были затруднения? Где и почему возникли затруднения?

Учащиеся самостоятельно в карточках выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют положительные результаты своих действий. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают по алгоритму решение

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: обобщение полученных на уроках знаний

- Ребята, в какую систему правил можно включить изученное правило?

Выполним задание на повторение ранее изученного, но с включением в него материала урока.

Карточка №3. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями и

наречиями.

- Внимательно рассмотрите таблицу.

- Впишите примеры, соответствующие указанной части речи

Пишу   слитно, потому что слово не употребляется без НЕ

Пишу слитно, потому что можно заменить синонимом

Пишу раздельно, потому что есть противопоставление с союзом А

Пишу раздельно, потому что есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и др.

Пишу раздельно почти всегда

1. Сущ.

2.Прилаг.

3.Прич.

4.Наречие

5. Глагол

6.Дееприч

Строительный материал: (не)высоко; (не)вежа; (не)весело, а грустно; (не)взлюбить; (не)уклюжий; (не)красивый; (не)погода; (не)решительность, а робость; далеко (не)правда; (не)высокий, а низкий; (не)приносит; (не)брежно; ничуть (не)интересный; вовсе (не)трудно, (не)навидящий; вовсе (не)исследованный; (не)увядшие, а свежие; (не)домогая; (не)сказав.

Взаимопроверка.

- Оцените своего соседа. У кого были затруднения? Где и почему возникли затруднения?

Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания и используют его в системе изученных ранее.

Выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают по алгоритму решение примера

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками;

умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Познавательные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-Сделаем выводы по уроку

- Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что получилось?

- В чём испытывали трудности? Что помогло вам их преодолеть?

- За что бы вы себя похвалили? Кого из класса вы бы похвалили?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

(-Я доволен своей работой на уроке, потому что…)

(-Я недоволен своей работой, потому что…)

Осуществляют  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия 

-Сегодня на уроке мы изучили…., повторили ….
- Я узнал, что …
- Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
- Я буду стараться …

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания

Регулятивные: оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание (дифференцированное)

- Вот и закончился наш урок. Я довольна вашими результатами и успехами! Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали!

Всем спасибо! 

Записывают домашнее задание на выбор

Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные: понимать и принимать учебную цель и задачу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"

Приложение к уроку русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"...

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...

Технологическая карта урока. «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями», 7 кл., учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

В технологической карте урока «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»  представлены все этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока "Слитное-раздельное написание НЕ с причастиями".

Технологическая карта урока русского языка (7 класс). Урок ознакомления с новым материалом на основе повторения ранее изученных сведений о причастии и правила "Слитное-раздельное написание НЕ с п...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...