Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Добрый день, ребята! Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Пожелайте всем удачи! - Скажите, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? - Для этого вы должны дружно работать, внимательно слушать, не бояться трудностей! А ещё помнить о нашем девизе: «Слушайте – и вы услышите; наблюдайте – и всё увидите; думайте – и всё поймёте; выполняйте – и всё получится. Желаю всем плодотворной работы! - Запишите число, классная работа, для темы оставьте место. Мы её определим чуть позже. | Настраиваются на позитивное начало урока.
Слушают учителя, участвуют с ним в диалоге.
Делают записи в тетради | Личностные: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками |
2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель этапа: подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | - Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? - Что изучает морфология? - Какую часть речи называют наречием? -На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются? - Наречия имеют окончания? Почему? - Ребята, посмотрите на экран. Перед вами слова: - Что их объединяет? -!Спрогнозируйте задание и выполните его. Какие предположения? (Проверяем выполненное детьми задание) -Какими правилами правописания слов с НЕ вы воспользовались? - Возникли ли у вас затруднения в выполнении задания? В чем? И почему? - Какое действие вы сейчас применяли? (пробное) | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Распределяют слова в два столбика.
Работают с орфограммой (уже изученной) по алгоритму.
Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке.
Затруднения фиксируют в громкой речи при выполнении пробного действия. | Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи. Цель: подвести учащихся к формулированию темы, цели урока и планированию своей учебной деятельности | - На основе возникшего затруднения сформулируйте тему урока. Обратите внимание, на какую букву заканчиваются наречия. - Тема? «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на - о и - е». - Опираясь на тему и используя опорные слова на доске, определите цель урока: Цель: познакомиться… (с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е) Конечный результат: научиться… (применять правило на практике) - Как вы считаете, что вам поможет для достижения цели? (уже имеющиеся знания, вспомогательные вопросы учителя, тетрадь-справочник, дополнительный материал к уроку, учебник, задания, ответы, гипотезы, выводы) ! Не забываем свою работу оценивать в «оценочном поле» (на полях в тетради): «+» - всё получилось; «?» - получилось, но не всё, или с чьей-то помощью; «-» - не справился с заданием. | Предлагают и согласовывают тему, цели урока. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).
Отмечают, что необходимо для достижения цели. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) Цель: раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности | - Начнём действовать. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза? ( Ответы детей). - Предлагаю поработать в парах. Вам дан материал для исследования – правила этикета «Если вас пригласили в гости». На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ с наречиями. Даю на выполнение задания 5-7 минут. Материал №1: Если Вас пригласили в гости 1. Собираясь в гости, одевайтесь не вызывающе, а модно и опрятно. 2. Неряшливо одетый человек не вызывает уважения. 3. Постарайтесь выбрать наряд не ярче, чем у виновника торжества (обратите внимание на форму наречия!) 4. Если хозяева приготовили праздничную программу, далеко не вежливо отказываться от участия в ней. 5. Старайтесь поддерживать беседу негромко (тихо, спокойно) 6. Не ведите себя не по-дружески по отношению к приглашённым незнакомым вам гостям (! наречие на –о? на –е?) (Контролирую правильность работы детей). Проверка работы в парах. - Какие же условия написания НЕ с наречиями вы определили? (Ответы детей) - Сравните свои выводы с записью орфограммы на экране.
! (Создаю ситуацию успеха) Молодцы, сработали на совесть, исследуя материал, получили результат – алгоритм-таблицу, а это и есть правило по теме. Ещё раз сформулируем: «Наречия на – о и – е пишем слитно, если ? ….. , раздельно ? - ….. - Оцените свою работу в паре (в «оценочном поле»). | Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия. Работают в парах. Используя исследовательский метод, составляют таблицу-алгоритм (правило). | Личностные: осознают свои возможности в учении Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, инициативное сотрудничество. Регулятивные: контроль, коррекция; планируют необходимые действия Познавательные: извлекают необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи
|
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта Цель: построение и фиксация нового знания. | Обратимся теперь к учебнику, стр.102 Сверим и сравним нашу таблицу с правилом в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное? Какой таблицей воспользуетесь? Почему? (в нашей таблице информации больше) - Теперь вернёмся к наречиям, которые встретились в начале урока. Объясните их правописание. - Ребята, у каких частей речи правило написания с НЕ совпадает? Вывод: какую цель мы достигали, выполняя все эти задания? (знакомились с условиями слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е) | Сверяют свои выводы с выводами учебного материала. Устанавливают преодоление проблемы, возникшей ранее. | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания |
Физкультминутка Оздоровительно – гигиенические упражнения 1. Тихонько встать, расправить плечи, прогнуть спину назад, вправо, влево. Поднимите руки вверх и потянитесь, теперь вперёд, в сторону, обнимите себя. 2.Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, на меня. - Продолжаем работать.
| Обучающиеся выполняют физические упражнения
| Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью; Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время выполнения оздоровительно- гигиенических упражнений |
6. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: применение нового знания в типовых заданиях | - Итак, ребята, начнем применять изученное правило на практике. Как вы думаете, для чего вам это нужно? - Сначала прочитаем предложенный образец рассуждения 1. По образцу выполним выборочно упр. 242 с комментированием. 2. Задание «Ключевые слова». (Можно работать в паре). Каждому ряду даются наречия. Необходимо составить предложения, в которых данные наречия будут писаться с НЕ слитно и раздельно. 1ряд: громко, весело; 2ряд: медленно, смело; 3ряд: грустно, легко. (Запись на доске составленных предложений. Затем отбор верных и неверных вариантов). - Оцените свою работу | В форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Составляют новые слова, записывают к ним синонимы с НЕ.
| Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками Регулятивные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, устанавливают причинно-следственные связи |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях | - А теперь проверим, как вы умеете применять новые знания Карточка №2. Выполним тест. Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е 1 | Взлететь (не)высоко, а низко |
|
| 2 | Приезжал (не)часто |
|
| 3 | Прыгнуть (не)высоко |
|
| 4 | Выглядеть (не)взрачно |
|
| 5 | Ответил (не)сразу |
|
| 6 | Читать (не)громко, но выразительно |
|
| 7 | Поступить (не)по-товарищески |
|
| 8 | Нисколько (не)трудно помочь |
|
| 9 | Говорит (не)громче меня |
|
| 10 | Вовсе (не)замечательно сделано |
|
|
Проверяем по эталону (образцу) 1 | Взлететь (не)высоко, а низко | Р | Есть противопоставление с союзом А | 2 | Приезжал (не)часто | С | Синоним - редко | 3 | Держать (не)крепко | С | Синоним- низко | 4 | Выглядеть (не)взрачно | С | Без НЕ не употребляется | 5 | Ответил (не)сразу | Р | Наречие не на –о и –е | 6 | Читать (не)громко, но выразительно | С | Нет противопоставления Синоним- тихо | 7 | Поступить (не)по-товарищески | Р | Наречие не на –о и –е (или пишется через дефис | 8 | Нисколько (не)трудно помочь | Р | Есть слово НИСКОЛЬКО не | 9 | Говорит (не)громче меня | Р | Наречие в сравнительной степени | 10 | Вовсе (не)замечательно сделано | Р | Есть слово ВОВСЕ не |
- Оцените себя. - У кого были затруднения? Где и почему возникли затруднения? | Учащиеся самостоятельно в карточках выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Фиксируют положительные результаты своих действий. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.
Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают по алгоритму решение | Личностные: самоопределение. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности |
8. Включение в систему знаний и повторение
Цель: обобщение полученных на уроках знаний
| - Ребята, в какую систему правил можно включить изученное правило? Выполним задание на повторение ранее изученного, но с включением в него материала урока. Карточка №3. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями, деепричастиями и наречиями. - Внимательно рассмотрите таблицу. - Впишите примеры, соответствующие указанной части речи Пишу слитно, потому что слово не употребляется без НЕ | Пишу слитно, потому что можно заменить синонимом | Пишу раздельно, потому что есть противопоставление с союзом А | Пишу раздельно, потому что есть слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ и др. | Пишу раздельно почти всегда | 1. Сущ. |
|
|
|
| 2.Прилаг. |
|
|
|
| 3.Прич. |
|
|
|
| 4.Наречие |
|
|
|
| 5. Глагол |
|
|
|
| 6.Дееприч |
|
|
|
|
Строительный материал: (не)высоко; (не)вежа; (не)весело, а грустно; (не)взлюбить; (не)уклюжий; (не)красивый; (не)погода; (не)решительность, а робость; далеко (не)правда; (не)высокий, а низкий; (не)приносит; (не)брежно; ничуть (не)интересный; вовсе (не)трудно, (не)навидящий; вовсе (не)исследованный; (не)увядшие, а свежие; (не)домогая; (не)сказав. Взаимопроверка.
- Оцените своего соседа. У кого были затруднения? Где и почему возникли затруднения? | Выявляют и фиксируют границы применимости нового знания и используют его в системе изученных ранее.
Выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
Учащиеся, допустившие ошибки, проговаривают по алгоритму решение примера | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | -Сделаем выводы по уроку - Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? - Что нового вы узнали на уроке? - Что получилось? - В чём испытывали трудности? Что помогло вам их преодолеть? - За что бы вы себя похвалили? Кого из класса вы бы похвалили? - Оцените свою деятельность на уроке.
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. (-Я доволен своей работой на уроке, потому что…) (-Я недоволен своей работой, потому что…) Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия -Сегодня на уроке мы изучили…., повторили …. - Я узнал, что … - Я научился и никогда не сделаю ошибки в … - Я буду стараться … | Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; строят небольшие монологические высказывания Регулятивные: оценивают свою работу Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание (дифференцированное)
|
- Вот и закончился наш урок. Я довольна вашими результатами и успехами! Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали! Всем спасибо!
| Записывают домашнее задание на выбор | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: понимать и принимать учебную цель и задачу.
|