Технологическая карта урока "Слитное и раздельное написание Не с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisani_ne_s_sushchestvitelnymi.docx | 282.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Слитное и раздельное правописание частицы НЕ с существительным.
Цель урока: совместно с обучающимися открыть правило: слитное и раздельное написание частицы Не с существительными.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомить обучающихся с условиями написания частицы Не с именами существительными;
- сформировать умение составлять алгоритм написания частицы Не с именами существительными;
- сформировать умение находить изученную орфограмму в слове.
развивающие:
- развивать умение правильно писать существительные с частицей НЕ;
- развивать умения выделять главное, содействовать развитию самостоятельности обучающихся;
- развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся.
воспитательные:
- формировать любознательность, пробуждать интерес ко всему, что нас окружает;
- воспитывать чувство уважения к мнению одноклассников.
деятельностные:
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
- развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,
- развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
- развитие навыков самоконтроля.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Прозвенел звонок для нас, Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья! Готовы? Улыбнитесь друг другу! Желаю всем успеха! | Коллективная | Настраивает обучающихся на учебную деятельность, обеспечивает мотивацию | Настраиваются на работу. | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым обучающимся индивидуального затруднения в пробном действии. | -Ребята, в редакцию детского журнала пришло вот такое письмо: Здравствуйте, уважаемая редакция! К моему лучшему недругу я испытываю, конечно, полное не доверие. Он настоящий мой не приятель. Я никогда не выказываю ему уважение или внимательность. Мой недруг отличается грубостью и не аккуратностью. Он всегда говорит неправду, ко всем относится с ненавистью. Он трус, а не смельчак. Не счастье, что мы учимся с ним в одном классе. Это письмо написал ученик 5 класса. Он очень ждал, что его письмо опубликуют в журнале. Но этого не случилось. Когда он пришел в редакцию узнать, в чем дело, ему сказали, что письма с ошибками они не печатают. Мальчику отдали письмо, чтобы он исправил ошибки. Но ему было очень сложно это сделать! Давайте, ребята, попробуем помочь мальчику? Обучающиеся объединяются в группы и начинают исправлять ошибки. Затем все письма вывешиваются на доску. | Проблемная ситуация. | Групповая. | Организует деятельность обучающихся | Выясняют, в каких словах допущена ошибка, определяют часть речи этих слов, формулируют орфограмму. |
Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | - А теперь, ребята, давайте посмотрим на ваши ответы. Каждая группа исправила ошибки по-своему. -Почему вы не смогли дать однозначный ответ? -Чего мы не знаем? -Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (называют тему урока). | Проблемный метод. | Коллективная. | Организует деятельность обучающихся по определению темы урока, постановке цели и путей ее достижения. | Формулируют причины своих затруднений, определяют и записывают тему урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Постановка целей учебной деятельности | -Что мы должны узнать на уроке? -Что для этого нужно сделать? | Прием « Один ум- хорошо, а два- лучше».) | Работа в группах | Ставит учебную задачу. | Планируют свою деятельность (формулируют цели и задачи), предлагают варианты выхода из затруднения, представляют результат парной работы |
Реализация построения проекта | Построение обучающимися проекта действий и формирование умений его применять. | 1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ. Для этого каждая группа должна выполнить задание. Задание: Проанализируйте слова, которые лежат перед вами, и попытайтесь определить условия написания этих слов. 1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть. 2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность. 3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость. 4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе. 2шаг.Презентация работ групп. По ходу выступлений групп учитель создает опорный конспект на доске. 3 шаг. Составление алгоритма правила. 4 шаг. Как будем применять это правило? 5 шаг. Работа с учебником. -Давайте сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило. -Ну а теперь вернемся к письму ученика, исправим ошибки по таблице (эталону) и объясним написание данных слов. | Проблемный метод. | Работа в группах. | Создает условия для реализации построенного проекта. | Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение обучающимися нового способа действий. | Незаконченное предложение. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
Кто быстрее? В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки.
| Прием развивающего обучения. | Групповая. | Организует процесс отработки построенного алгоритма. | Выполняют задание учителя, проговаривают алгоритм рассуждения. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового знания. | Решите тест. 1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не. 1 .Мешала (не)погода, а другие обстоятельства. 2. Полная (не)лепица. 3.Причины (не)успеваемости. 2.Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением. 1.Прилив (не)нависти. 2.(Не)знание предмета. 3.Жизнь красна (не)днями, а делами. 3.Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а. 1.Видно (не)ряху по грязной рубахе. 2.Говорить (не)правду некрасиво. 3.Говорить (не)правду, а ложь. 4.Не с существительными пишется раздельно. 1.(Не)везение преследовало меня. 2.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях. 3.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении. 5. Не с существительными пишется раздельно. 1.Учение - красота, а (не)учение - слепота. 2.Сила с (не)правдою не уживаются. 3.Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег. Закончили работу. Взаимопроверка по образцу. Ответы: А1 – 2, А2 – 2, А3 – 3, Б1 – 2, Б2 – 1 Критерии оценок: Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3 ошибки – 3 4-5 ошибок - повтори правило -Кто правильно выполнил всю работу? -Кто сделал одну ошибку? А кто больше? Значит, нам ещё есть, над чем работать. | Индивидуальная. | Организует самостоятельную работу обучающихся. | Самостоятельно выполняют тест, выполняют самопроверку. | |
Физкультминутка | Снять усталость и напряжение. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. - Встаньте, посмотрите налево, посмотрите направо, улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Пожелайте друг другу удачи, успеха и с хорошим настроением включимся вновь в работу. Садитесь. | Проводит физкультминутку. | Выполняют физические упражнения. | ||
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих тем, включение нового способа действий в систему знаний. | -Скажите, ребята, раньше мы встречались с подобной орфограммой? В словах какой части речи она есть? ( в глаголах) -Чтобы выполнить следующее задание, нужно вспомнить правило «Слитное и раздельное написание частицы НЕ с глаголами». Слайд:
Самопроверка:
| Исследовательский метод | Коллективная | Организует самостоятельную работу. | Формулируют правило, делают вывод. |
Рефлексия учебной деятельности | -Что узнали нового? -Какой была тема урока? Какую проблему решали? -Чему научились? -Что еще нужно доработать? -Какие трудности встретились? | Проблемный диалог. | Индивидуальная | Организует работу по рефлексии учебной деятельности, дает домашнее задание. | Записывают в дневник домашнее задание. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными(Авторская разработка. Адаптивная система обучения). Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русск...
Слитное и раздельное написание не с существительными
Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к слова...
Слитное и раздельное написание не с существительными 6 класс.
Цель и задачи урока.Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать с...
Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.
Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...
Презентация на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными"
Презентация на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными" предназначена для уроков русского языка в 6 классе. Построена с учетом требований ФГОС...
Презентация по предмету "Русский язык" по теме "Слитное и раздельное написание не с существительными.".
Создание алгоритма для работы с изучаемой орфограммой....
Технологическая карта урока "Слитное-раздельное написание НЕ с причастиями".
Технологическая карта урока русского языка (7 класс). Урок ознакомления с новым материалом на основе повторения ранее изученных сведений о причастии и правила "Слитное-раздельное написание НЕ с п...