состав слова 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель, тело человека – из клеток. И слова сделаны из своего строительного материала. На данном уроке вы вспомните то, что вы знаете о составе слова.
Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова растут, как ветви на дереве.
Давайте вырастим такое словесное дерево, взяв корень от слова вода. На этом дереве выросла глагольная ветвь: обезводить – лишить воды, наводнить – наполнить слишком большим количеством; приводниться – опустить летательный аппарат на воду; обводнить – обеспечить водой степи, пастбища. Есть ветвь отглагольных существительных – обводнение, обезвоживание, наводнение, приводнение – и существительных с ласкательными суффиксами – водичка, водица. А сколько сложных слов образовано от слова вода! Вот некоторые из них: водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилище, водоем, водопой, водолаз, водолечебница, водомер, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплавающий, водоотталкивающий. От того же корневого слова вода появилась и ветвь имен прилагательных: водный, подводный, безводный, водяной, водянистый.
А знаете ли вы, какое максимальное количество корней может быть в словах в русском языке? Есть слова, в которых два корня (самолет, пароход), три корня (грязеводолечебница, самолетостроение).
А есть ли в русском языке слово без корня? Таким удивительным словом является глагол ВЫНУТЬ. В нем выделяется приставка ВЫ, суффикс однократного действия НУ и ТЬ (некоторые ученые считают ТЬ окончанием начальной формы, некоторые – формообразующим суффиксом).
Еще одной важной морфемой в слове является окончание. Давайте проведем лингвистический эксперимент и определим, какую функцию оно выполняет. Прочитаем предложение Раннее утро, и дети идут в школу, опустив окончания в словах. Оно теперь звучит так: Ранн утр, и дет ид в школ. Как мы видим, окончание служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Давайте в следующем предложении выделим окончания во всех словах и ответим на вопрос, какие слова отличается от других по своему строению: Долго возился с чьИМИ-то пятьЮдесятьЮ детьМИ. Оказывается, окончание не всегда стоит в конце слова, а может находиться и в середине, что мы видим во всех словах этого предложения, кроме слова детьми.
В русском языке есть слова, в которых нет окончаний, даже нулевых. Это наречие – часть речи, похожая на любопытную бабушку, которой все интересно: куда пошел? Когда придешь? Откуда будешь возвращаться? Как долго будешь отсутствовать? Слово долго отвечает на вопрос как? Это наречие. Поэтому в нем нет окончания.
В слове может быть и нулевое окончание, то есть не выраженное звуками. Как, например, в глаголе прошедшего времени, мужского рода возился.
Прочитайте стихотворение и сделайте вывод о том, для чего в русском языке нужны суффиксы. При этом обратите внимание на следующие слова: Слава, забор, скамейка, Боря, тетрадь, карандаш, лоб, шея.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамейке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеищу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Как вы смогли заметить, суффиксы имен существительных в этом стихотворении похожи на волшебный гриб из знаменитой сказки про Алису, который помогал девочке то вырасти, то снова уменьшиться. Они служат для образования новых слов.
Суффикс -ИЩ- увеличивает предметы, помогает тонкую тетрадь сделать толстой ТЕТРАДИЩЕЙ, а суффикс -ИК-, наоборот, все уменьшает и высокий ЗАБОРИЩЕ делает низким ЗАБОРИКОМ.
Образуем при помощи суффиксов новые слова. Для этого вспомним, как называются жители следующих российских городов. Есть город Петербург. И в нем живут петербуржец, петербурженка, петербуржцы. Есть город Архангельск, и в нем живут аргангелогородец, архангелогородка, архангело городцы. Есть город Тверь и в нем живут тверичанин, тверичанка, тверичане. И наконец, есть город Бологое, и в нем живут бологовец, бологовка, бологовцы.
Говоря о суффиксах, давайте упомянем об интересных фактах, связанных с этой морфемой. В русском языке есть уникальные слова, в которых подряд идут три суффикса: вод ян ист ость, препода ва тель ниц а. А есть слово, в котором подряд идут сразу четыре суффикса. Это слово род ств енн ич к и.
Есть в русском языке и формообразующие суффиксы. О них вы узнаете позже.
Подобно суффиксу, приставка служит для образования новых слов.При помощи приставки мы можем изменить вид глагола и сделать незаконченное действие завершенным, например: писать - написать, бежать - прибежать.
В русском языке есть слова, достойные попасть в Книгу рекордов Гиннесса, так как в них подряд идут три приставки, что случается крайне редко. Это слова:
с-по-за ранку, пере-рас-пре-делить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слоговой состав слова: трехсложные слова
Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов....
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок
Состав слова. Образование слов при помощи суффиксов и приставок...
Методическая разработка логопедического занятия. Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.
Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой....
Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...
Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»
Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...
Состав слова. Морфемный анализ слова.
Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов...
Состав слова. Приставочный способ образования слов.
Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов" содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...