Состав слова. Морфемный анализ слова.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uroka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Состав слова. Морфемный анализ слова.
Цели: Повторить основные положения морфемики; показать связь морфемики и орфографии; расширять знания по теме: состав слова; совершенствовать навыки морфемного анализа слов.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Работа по теме урока
1) Повторение темы «Морфемика»
-Что изучает морфемика? (строение слова, его состав)
-Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
-Какие морфемы вам известны? (корень, приставка, суффикс, окончание)
-Какие морфемы входят в основу слова? (все, кроме окончания)
-Все ли морфемы являются значимыми частями слова? (да)
- В чём отличие окончания от остальных морфем? (окончание образует формы одного и того же слова, при этом лексическое значение слова не меняется)
- Все ли самостоятельные части речи имеют окончание? ( наречия и деепричастия не имеют окончаний – это неизменяемые части речи.)
- Как образуются формы слова? Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? ( Однокоренные слова имеют разное значение. Это значение придают различные морфемы: приставки. суффиксы. другие корни. Формы слова имеют то же значение. что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.
- Какую роль играют однокоренные слова в тексте? ( их часто используют как средство связи предложений в тексте, при этом они выступают в роли известного)
-Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению?( омонимичные корни встречаются в паронимах, например: водный – вводный, речевой- речной и т.д.)
2) Морфемный анализ слова.
Это разбор слова по составу.
Примерный план морфемного анализа слова:
- поставить слово в начальную форму
-определить часть речи
-выделить окончание
-выделить суффикс
-выделить основу слова
-выделить приставку
-определить корень
3) Практическое задание
- выполните морфемный анализ слов в предложении
А ларчик просто открывался.
4) Тест
- в каком слове нет суффикса –к-?
стройка, доска, ирландка, ушко
- в каком слове есть суффикс –ик- со значением «маленький»?
ключик, плотник. вареник, зяблик
-какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
недобрый, по-матросски, заречный, посмотрю
Домашнее задание:
Повторить раздел «Словообразование», выполнить упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфемный разбор слова (конспект урока русского языка)
Урок русского языка проводился в 5 классе....
Морфемный разбор слова
обобщающий урок по теме "Морфемный разбор слова" в 5 классе...
Вопросы морфемики и морфемный анализ слова (по подготовке к ЕГЭ)
Можно использовать при подготовке к ЕГЭ...
Морфемный анализ и синтез слов
Русский язык глазами логопеда - «Морфемный анализ и синтез слов»...
Презентация "Развитие слогового анализа и синтеза. Непроизносимые согласные. Состав слова"
Презентация для учащихся 3-4 классов. Лексический материал - слова с непроизносимой согласной....
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....
Морфемный анализ бранного слова: детский мат в школе и дома
Если что-то делать нельзя, то этого хочется больше всего. Детям запрещают материться, поэтому они тайно или открыто будут употреблять крепкие словечки. Как вести себя родителям и учителям в...