Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая стилистика»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Развивающая программа углубленного изучения для учащихся 8-9 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_stilistika_14-16_let.docx95.64 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Гимназия№ 35»

Согласовано:

Методический совет

от «30» 08. 2023г.

Протокол № 1

Утверждаю:

Директор МАОУ « Гимназия№ 35»

Кулешова Ирина Ивановна

«01» 09. 2023г.

Принята на заседании Педагогического совета

Протокол № 1

«30» 08. 2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Практическая стилистика»

Направленность – гуманитарная

Уровень сложности - углубленный

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:

Авдюнина Галина Леонидовна,

педагог дополнительного образования

г. Владимир, 2023.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка…………………………………… ………..(3 стр)
Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………………………………………….. (6 стр)
Содержание программы…………………………………………… .(7 стр)
Учебно-тематический план……………………………………………...(7стр.)
Планируемые образовательные результаты………….. …………..(11 стр)
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график ……………………………………..(13 стр)
Условия реализации программы…………………………………… (14 стр)
Формы аттестации…………………………………………............... (15 стр)
Методические материалы…………………………………………… (18 стр)
Список литературы………………………………………………….. (20 стр)
Приложения:
Оценочные материалы…………………………………………................ (23 стр)
Лист внесения изменений и дополнений в программу…….....................(41 стр)

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ПОЛНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая стилистика» имеет гуманитарную направленность и разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
  • Письмо Минобрнауки России от № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  • Письмо Минобрнауки РФ от № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина»;
  • Распоряжение Администрации Владимирской области от 02 августа 2022 года № 735-р «Об утверждении Плана работы и целевых показателей Концепции развития дополнительного образования детей во Владимирской области до 2030 года».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая стилистика» реализуется в МАОУ города Владимира «Гимназия №35».

Концептуальная идея

Приобщение детей к культуре родного края – верный путь формирования человека высокой нравственности. Идея программы заключается в создании оптимальных условий для творческого развития личности обучающихся, благодаря использованию активных традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения. В ходе ее освоения обучающиеся, анализирую тексты, созданные владимирскими писателями, или тексты, отражающие историю Земли Владимирской, принадлежащие к разным функциональным стилям, учатся видеть красоту родного края, знакомятся с основами комплексной работы над различными типами текстов, приобретают опыт работы в различных видах творческой деятельности, познают культуру речи, совершенствуют эстетический вкус, формируют художественный кругозор.

Новизна программы

Новизна данной данной образовательной программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса дополнительного материала по краеведению. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами практической стилистики,на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы:

1. сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

2. учет психофизических особенностей детей;

3. создание атмосферы успеха.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

труд, игра, учение, общение, творчество. Занятия строятся таким образом, чтобы применялись здоровьесберегающие технологии.

Актуальность курса

«Практическая стилистика» и целесообразность его ведения в классах обусловлена, на наш взгляд, тем, что в настоящее время владение нормами устной и письменной речи – показатель профессиональной компетенции специалиста в любой сфере деятельности. Кроме того, курс «Практическая стилистика» способствует развитию интереса учащихся к научной деятельности и методам ее осуществления. Курс должен помочь учащимся выработать потребность в систематическом чтении: школьники должны научиться самостоятельно проводить поиск и выбор литературы (в том числе критической и справочной) по изучаемому вопросу, используя книжные выставки, библиографические альбомы, каталоги, картотеки: учащиеся должны овладеть навыками составления таблиц обобщающего характера, должны уметь дифференцировать и систематизировать языковой материал.

Данный помогает решить такую сложную задачу в обучении, как создание единого речевого режима в гимназии посредством единой системы развития связной речи учащихся.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ее практической значимостью. Полученные знания, умения и навыки учащиеся могут применить в повседневной жизни. Программа способствует развитию творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка, формированию коммуникативной культуры как устной, так и письменной. Искусство слова развивает в ребёнке способность видеть многообразие разных точек зрения на актуальные проблемы прошлого и современности, умение выразить свою позицию по поднятой автором текста проблеме. Различные виды творческих заданий позволяют ребёнку выразить свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии.

Особенности организации образовательного процесса

В данном курсе рассматриваются центральные проблемы практической стилистики с учетом возрастных особенностей учащихся. Курс предназначен для детей возраста 14-16 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество до 30 человек. Занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 40 мин. Срок реализации 2 года, 68 часов, из них теоретических занятий – 21 ч, практических занятий – 47 ч., форма обучения очная.

Включение в программу курса разделов «Стили языка» и «Лексическая стилистика» методически оправдано, так как способствует сохранению системного изложения теоретического материала, формированию у учащихся целостного представления о практической стилистике как языковедческой дисциплине и позволяет органично сочетать изучение нового с повторением ранее изученного.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Цель курса – создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах деятельности.

Задачи:

Личностные:

Выявлять и развивать положительные индивидуальные личностные качества (ответственность, доброжелательность, гибкость в общении и т. д.); Воспитывать культурного и внимательного зрителя, способного в дальнейшем воспринимать и анализировать художественные произведения ;

Способствовать развитию патриотических чувств (любви к Родине, родному краю), чувства коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

Метапредметные:

Создавать условия для раскрытия способностей ребенка методом поощрения импровизаций, использования краеведческого материала

Развивать навыки к самостоятельному осмыслению и решению поставленных задач;

Создавать условия для приобщения к литературному наследию своего народа;

Предметные:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 1 И 2 ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

1

Введение

2

1

1

Устный опрос,

выполнение,

творческого

задания

2

Стили речи

4

2

2

Практическая работа

3

Лексическая стилистика

8

2

6

Устный опрос,

выполнение

творческого

задания

4

Изобразительно-выразительные средства языка

8

2

6

Практическая работа

5

Синтаксическая стилистика

10

4

6

Практическая работа

6

Итоговое занятие

2

.

2

Зачет, защита проектов

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

7

Введение

1

1

-

Практическая работа

8

Роль языка. Язык и речь

9

2

7

Устный опрос,

выполнение

творческого

задания

9

Синтаксическая норма

7

2

5

Практическая работа

10

Стилистические нормы

16

5

11

Практическая работа

11

Итоговое занятие

1

-

1

Зачет, защита проектов

ИТОГО

68

21

47

СОДЕРЖАНИЕ: 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

#1042;ВЕДЕНИЕ.

Теория: цели и задачи. Краткое содержание учебного курса. Первичный инструктаж. Правила поведения и техники безопасности на учебном месте. Понятие о стилистической норме.

Практика: работа с текстом.

#1057;ТИЛИ ЯЗЫКА

Теория: Понятие о функциональных стилях языка. Разговорный стиль языка. Книжные функциональные стили языка, наиболее удаленные от разговорного стиля. Стили художественной литературы.

Практика: Семинар по теме «Стили языка». Анализ текстов.

3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Теория: Лексическая сочетаемость слов.Р ечевая избыточность и речевая недостаточность. Стилистическая окрашенность языковых средств. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов.Стилистическое использование новых слов. Стилистическая оценка новых слов. Стилистическая оценка заимствованных слов.

Практика: работа с текстам.и

#1048;ЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Теория: Эпитеты и сравнения как средства образной речи.Метафоры. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры. Олицетворение. Гипербола. Перифраза.Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов. Стилистические ресурсы «словообразования».

Практика: Анализ текстов. Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».

5. СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

Теория: Типичные стилистические и грамматические ошибки, связанные с нарушением норм грамматического строя языка. Стилистические функции порядка слов в предложении. Инверсия. Согласование сказуемого с подлежащим.Согласование определений и приложений.Варианты форм, связанные с управлением. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Стилистическое использование обращений. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций.

Практика: Анализ текстов. Контрольная работа по теме «Синтаксическая стилистика».

  1. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Защита творческих работ по курсу «Практическая стилистика».

СОДЕРЖАНИЕ: 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

  1. ВВЕДЕНИЕ

Теория: цели и задачи. Краткое содержание учебного курса. Первичный инструктаж. Правила поведения и техники безопасности на учебном месте.

  1. РОЛЬ ЯЗЫКА.ЯЗЫК И РЕЧЬ.

Теория: Роль языка в жизни общества и отдельного человека. Типичные грамматические и речевые ошибки в письменной речи учащихся. Литературный язык как высшая форма национального языка. Нормированность как один из главных признаков литературного языка. Языковая норма. Виды языковых норм. Речь правильная и речь хорошая. Качества хорошей речи: простота, точность, ясность, краткость, благозвучие, музыкальность. Язык и речь. Две формы существования речи – устная и письменная. Их сходство и различие.Словари и справочники по современному русскому языку. Речевой этикет как правила речевого общения. Канцеляризмы и речевые штампы, неуместность их употребления в текстах не официально-делового стиля; причина потери некоторыми словами их первоначальной образности. Разновидность штампов. Как подготовиться к устному выступлению (план, тезис, конспект выступления, определение типа речи, выбор жанра).

Практика: Работа с текстами,словарями. Подготовка устных выступлений.

  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Теория: Синтаксическая норма: порядок слов, норма управления, «нанизывание» падений, устранение речевых ошибок, допущенных при построении предложения. Синонимия словосочетаний: употребление словосочетаний в разных стилях; семантико-стилистические варианты падежных и предложно-падежных форм в глагольных словосочетаниях. Особенности употребления сказуемых с разными связками: смысловые оттенки сказуемых, выраженных именем существительным, в форме имён падежа; полной и кратной формой имени прилагательного в именительном падеже. Особенности употребления согласованных и несогласованных определений, варианты согласования определений и приложений. Смысловая роль сравнительных оборотов, специфика их употребления в разных стилях речи, наличие или отсутствие запятой перед союзом «как». Роль места подлежащего по отношению к сказуемому в предложении. Инверсия как способ выразительности речи. Место обособления обстоятельства в предложении, способы их выражения. Случаи их пользования в речи необособленных обстоятельств.

Практика: комплексный анализ текстов,работа с различными видами заданий.

  1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ

Теория: Стилистические особенности предложений с однородными членами. Стилистическое использование обращений. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций. Место обособления дополнений в предложении, способы выражения обособленных уточняющих дополнений. Место обособленных определений и приложений в предложении. Статистическое значение порядка слов в предложении. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Стилистика сложных предложений. Стилистические функции союзов и союзных слов. Стилистические ошибки в сложных предложениях. Параллельные синтаксические конструкции. Стилистическое использование периода. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи. Изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры.

Практика: работа с различными видами задания,анализ текстов

#1048;ТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Практика: Выступления учащихся с реферативными работами по основным разделам курса .

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты:

  • развитие любви к русскому языку и культуре;
  • понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
  • интерес к изучению языка на основе наблюдений за чужой и собственной речью;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности.

Метапредметные:

  • совершенствование разных видов устной речевой деятельности;
  • способность свободно , правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста;
  • развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • соблюдение в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.

Предметные:

– воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;

– рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;

– отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– оценивать стилистические ресурсы языка;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Ученик получит возможность научиться:

– проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

– выделять и описывать социальные функции русского языка;

– проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;

– анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

– проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;

– редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.

РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК: 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Месяц

Формы аттестации/ контроля

Количество часов

Название раздела, темы

1

сентябрь

Устный опрос

2

Введение

2

сентябрь-октябрь

Практическая работа

4

Стили речи

3

октябрь-ноябрь-декабрь-январь

Устный опрос,

выполнение

творческого

задания

8

Лексическая стилистика

4

январь-февраль-март

Практическая работа

8

Изобразительно-выразительные средства языка

5

апрель-май

Практическая работа

10

Синтаксическая стилистика

6

май

Практическая работа

2

Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК: 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Месяц

Форма аттестации/контроля

Кол-во

часов

Название раздела, темы

1

сентябрь

Практическая работа

1

Введение

2

сентябрь-ноябрь

Устный опрос,

выполнение

творческого

задания

9

Роль языка. Язык и речь

3

ноябрь-декабрь-январь

Практическая работа

7

Синтаксическая норма

4

январь-май

Практическая работа

16

Стилистические нормы

5

май

Зачет, защита проектов

1

Итоговое занятие

Итого

68

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение.

  • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
  • оборудование (мебель, аппаратура:компьютер; экран, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.

Информационное обеспечение

Справочно-информационный портал ГРАМОТА. РУ:
Словари русского языка
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и
фольклор»: словари, энциклопедии
Этимология и история слов русского языка (проект ИРЯ РАН)
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского
языка (проект ИРЯ РАН)
Портал «Русские словари»
Cловарь сокращений русского языка
Словарь устойчивых словосочетаний и оборотов деловой речи
«Вавилонская башня»: базы данных по словарям C. И. Ожегова, А. А.
Зализняка, М. Фасмера
Словарь молодежного сленга
Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка

  • Международный информационно-просветительский проект
    «Современный русский»
  • Портал культурного наследия и традиций России «Культура. РФ»
  • Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и
    фольклор" (ФЭБ)
  • : Библиотека Максима Мошкова

Кадровое обеспечение.

Малова Алла Леонидовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория.

Авдюнина Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.

Шестерикова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развитие детей.

Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательными учебными заведениями и не имеет жестких рамок.

В учреждениях дополнительного образования происходит индивидуализация обучения детей, которая осуществляется самим обучающимся (т.е. ребенок сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности). Педагог в дополнительном образовании выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.

Однако и в учреждениях дополнительного образования необходимо проводит контроль и аттестацию обучающихся. В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежит в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения.

Специфика деятельности в учреждении дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля/аттестации знаний, умений и навыков обучающихся. Важно, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале, но необходимо включать и действенно-практический опыт обучающихся.

Зачастую локальные нормативные документы в учреждениях дополнительного образования не устанавливают обязательного количественного минимума для проведения аттестации/контроля. Тогда эту задачу решает сам педагог дополнительного образования.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок - это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Педагоги дополнительного образования свободны в выборе форм контроля/аттестации. В таком случае, лучше остановиться на той форме, которая бы была интересной и увлекательной для обучающихся. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, выставка, викторина и т.п.

Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть использованы педагогами при проведении контроля/аттестации в кружках.

Правильный выбор форм контроля/аттестации обучающихся говорит о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования.

#1058;естовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

4. Анкетирование.

5. Проект.

6. Педагогическая диагностика.

7. Передача обучающемуся роли педагога.

8. День творчества .

9. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы.

11. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

12. Групповая оценка работ.

13. Тематические кроссворды.

14. Собеседование..

15. Защита рефератов.

16. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

17. Карта индивидуальных достижений.

18. Зачет (экзамен).

Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме (тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

Защита проектов - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы курса, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Формы организации учебного занятия

Формы проведения учебных занятий в ОДО подбираются педагогом с учетом возрастных и психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

Вводное занятие – педагог знакомит с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий период.

Тематическое занятие – обучающимся предлагается работать над конкретно поставленной темой,.

Проблемное занятие – на таком занятии учитель обеспечивает оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых знаний.

Комбинированное занятие - проводится для решения нескольких учебных задач.

Кроме того, используются такие формы работы, как лекция; беседа, защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия; коллективное творческое дело (КТД);тематические задания по подгруппам,семинар.

Работа на занятии ведется как фронтально, так и индивидуально. Для достижения поставленных целей используются различные методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Алгоритм учебного занятия:

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

3. Объяснение нового материала

4. Практическая работа

5. Физкультминутка

6. Анализ работы и подведение итогов

Оценка планируемых результатов

Комплексный подход к оценке образовательных достижений по курсу «Практическая стилистика» реализуется путём оценки трёх групп результатов:

  • предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (творческих устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Итоговой проект представляет собой творческий проект, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, художественной декламации, компьютерной анимации и др.;

в) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности учителя и учащихся образовательной организации или на школьной конференции параллели 9-х классов.

Дидактические материалы

-Материальные ресурсы компьютер / ноутбук,

программное обеспечение Microsoft Power Point (возможен Open Office),

проектор,

экран,

ксерокс для тиражирования дидактических материалов,

бумага для тиражирования дидактических материалов.

Список литературы:

Данный курс имеет следующую учебно-методическую поддержку:
Основная:

  1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1978. - 256 с.
  2. Бондалетов и др. Сборник упражнений по стилистике русского языка. Л.: Просвещение, #1089;.
  3. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Просвещение, 1965. - 407с.
  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448с.
  1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. Учебное пособие для вузов. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 240с.
  2. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. М.: Просвещение, #1089;.
  3. Горшков А.И. Русская стилистика. М, 2001.
  4. Григорьева О.Н. Стилистика русского языка: учебное пособие для иностранцев. М., 2000.
  5. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М.: Знание, 1978. - 96с.
  6. Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971. - 232с.
  7. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М: ВШ, 1982. - 223с.
  8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993. - 224с.
  9. Кохтев Н.Н. и др. Практическая стилистика русского языка. М.: ВШ, 1987. - 272с.
  10. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М.: Просвещение, #1089;.
  11. Практическая стилистика русского языка. Ростов-на-Дону, 1974. - 172с.
  12. Прокопович Е.А. Стилистика частей речи (глагольные словоформы). М.: Просвещение, #1089;.
  13. Пустовалов П.С, Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. М.: Просвещение, 1987. - 298с.
  14. Развитие функциональных стилей современного русского языка. М.: Наука, 1968. - 230.
  15. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ВШ, 1968. - 416с.
  16. Скобликова Е.С. Сборник упражнений по стилистике русского языка. М.: Просвещение, #1089;.
  17. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М.: ВШ, #1089;.
  18. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Наука, 1997. - 256с.
  19. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М, 2002.
  20. Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки и пути их устранения. М.-Л., 1966. - 134с.
  21. Черемисин П.Г. Русская стилистика. Стилистика языка. М.: Просвещение, 1979. - 132с.
  22. Черемисин П.Г. Русская стилистика. Стилистика речи. М.: Просвещение, 1979. - 73с.
  23. Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966. - 166с.

Дополнительная:

  1. Былинский К.И. Основы литературного редактирования и правки газетных материалов. М., 1948. 64 с.
  2. Блисковский 3. Д. Муки заголовка. М., 1972. 155с. Сафонов А. А. Стилистика газетных заголовков //Стилистика газетных жанров, М., 1981. С. 205-228.
  3. Былинский К. И. Литературное редактирование газеты. М., 1953. С. 5.
  4. Былинский К. И. Основы и техника литературной правки. М., 1945. С. 94.
  5. Былинский К. И., Розенталь Д. Э. Литературное редактирование. 2-е изд., испр. и доп. М., 1961. 355 с.
  6. Виноградов В. В. Стилистика Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963. С. 33.
  7. Винокур Г. О. Культура языка. М.. 1929. С. 157-159.
  8. Винокур Г. О. Культура языка. М., 1925. 325 с.
  9. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: От элемента к системе. М., 1984. С. 152.
  10. Гальперин И. С. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 10-11.
  11. Гвоздев А Н. Очерни по стилистике русского языка. М., 1955 С. 394.
  12. Глан И. Зачем мы пишем//Журналист. 1986. № 2. С.31-32.
  13. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. 254 с.
  14. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. 267 с.
  15. Земская Е. А., Китайгородская Л. В.. Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. М., 1961. С. 69.
  16. Ицкович В. А. Очерки синтаксической нормы. М., 1982. С. 15
  17. Каидал Г. Эффективность публицистического текста. М. 1989, 183 с
  18. Кожина М. Н. О специфике научной я художественной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь. 1966. С. 91-92.
  19. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971 С. 180-201.
  20. Кохтев Н. Н. Ораторская речь: Стиль и композиция. М., 1992. 175 с.
  21. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992. 239 с.
  22. Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок. (На материале ошибок наборщика). М., 1980 124 с
  23. Лаврентьева Е. В., Накорякова К. М. Электронная журналистика: Редакционная обработка журналистских материалов. М., 1991. 108с.
  24. Лазаревич Э. А. Программа курса "Литературное редактирование"/Под ред. проф. А. В. Западова. М, 1971; М., 1977.
  25. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 202.
  26. Лысакова И. П. Язык газеты: Социолингвистический аспект. Л.. 1981. 102с.
  27. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. М., 1980. 320 с.
  28. Накорякова К. М. Текст как объект редактирования. (Вопросы теория и методики) // Книга: Исследования и материалы. Сб. 54. М., 1987. С. 95-106.
  29. Накорякова К.М. Лингвистика и редактирование. Из истории анализа текста) // Книга: Исследования и материалы. М., Сб. 56. 1988. С. 55 - 68.
  30. Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980, С, 263.
  31. Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М, 1979 272 с.
  32. Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. 2-е изд. М., 1984. 319 с.
  33. Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования. М., 1980. 328 с.
  34. Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика (Сложное синтаксическое целое). 2-е изд. М. 1991. С. 77-85.
  35. Справочная книга редактора и корректора. М., 1985. С. 87-96.
  36. Томашевский Б. В Писатель и книга: Очерк текстологии. 2-е изд. А!.. 1959. С. 60.
  37. Феллер М. Д. Эффективность сообщения и литературный аспект редактирования. Львов. 1978. 198 с.
  38. Чуковский К. И. Живой как жизнь: О русском языке. М., 1963. С. 135.
  39. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М. 1957. С. 101.
  40. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.. 1974 С 32.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Задание

Прочитайте следующие предложения. Запишите ис
правленный вариант там, где вы считаете предложение не
правильным.


Я пил чай с женой и баранками.
В магазине имеется большой выбор пирожных и кондитерских изделий.
Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за
проведение этого мероприятия.
Ему желали избавления от болезней и долголетней жизни.
В городе построены не только новые школы, а также драматический театр.
Я помню эту поездку и как долго мы к ней готовились.
Но цитаты эти неизвестно, откуда заимствованы.
Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за
жизнь больного.
Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно
реконструирован.
Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не видеть того
нового, что имеется в этой книге.
Работа была выполнена в течение предположенных шести дней.
Девочка, воспитывающаяся бабушкой, была замкнутой.
Полученное письмо от автора меня поразило.
Уезжая из города, мне стало грустно.
Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване.
Учитель рассказал нам о великом писателе и прочитал отрывки из его
творчества.
Радушные хозяева накормили нас разнообразным подбором национальных
блюд.
Прочитав вторично рукопись, редактору она не понравилась.

Надеяться на то, что мы накормим страну одними лишь фермерами,
нереально.
Недавние гастроли театра Ла Скала в Москве помимо их художественного
значения стали своего рода увертюрой к римским встречам на высшем
уровне.
Совхоз «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по
переработке овощей и одиноких рабочих — мужчин и женщин.
Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек — тем легче.
Во дворце спорта было проведено шоу: «В помощь детям Чернобыля».
Она была первой леди кондитерской фабрики.
Большинство этих предложений имело незначительную ценность.
Сертификат — это не диплом или ученая степень.
Наша задача — сделать так, чтобы технология выполнялась.

Задание

Сравните особенности употребления одного и того же слова в научной и
художественной речи. Докажите, что в художественной речи слово не является термином, оно содержит в себе не только понятие, но и художественный образ. Слово науки - однозначно и терминологично.


Берёза
#1051;иственное дерево с белой корой и седрцевидными листьями (Толковый
словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова)
#1056;од деревьев и кустарников семейства берёзовых. Около 120 видов, в
умеренных и холодных поясах Сев. Полушария и в горах субтропиков.
Лесообразующая и декоративная порода. (Большой энциклопедический словарь.)


Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,

С платочками в кармашках,
С зелеными сережками.
Люблю её заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую...
(А.Прокофьев)


Упражнение 2
Закончите заполнение опорной таблицы.
«особенности научного стиля речи»:
В лексике: а)
б)
в)частая повторяемость ключевых слов
г)отсутствие образных средств;
в составе слова: а)интернациональные корни, приставки, суффиксы;
б)
в морфологии: а)
б)частное использование абстрактных от глагольных
существительных;
в)
г)......
в синтаксисе: а)
б)широкое использование словосочетаний «суф+суф в род п.)
в)
г)
д)обилие сложных предложений
е)
основной тип речи: рассуждение и описание.

Задание

Принести в класс относительно завершённый учебный текст из учебника по
географии.
Письменно проанализируйте его по опорной схеме.
Выпишите по группам специальные и общенаучные слова.
Установите, как чередуются типы речи в анализируемом тексте, схематически
запишите выявленную вами последовательность.
(тексты приложить к работе)


Задание

1: 1. Назовите основные признаки официально-делового стиля речи.
#1042; чём его отличие от других стилей речи?
#1063;то общего у официально-делового и научного стилей речи?
#1056;асскажите о лексических, морфологических и стилистических особенностях
официально-делового стиля речи.
#1050;акие жанры официально-делового стиля речи вы знаете? Расскажите о них.
2: Практическая часть.
Составьте от своего имени следующие деловые бумаги:
1в. 2в.
-заявление -автобиографию
-расписку -доверенность
-объяснительную -докладную записку
записку
(используйте образцы)


Задание

- Назовите признаки публицистического стиля в отрывке из статьи С. Замятина «Читая Гоголя»;

- укажите в тексте образные средства языка;

- найдите в тексте авторские знаки, какова их роль;
- дайте толкование выделенных слов и словосочетаний.
2) отличаются ли по стилистической окраске синонимы, в каком стиле речи
может быть использован каждый из них?
а) Уронить себя в глазах – оконфузиться – покрыть себя позором –
скомпрометировать себя – сесть в калошу.
б) Наоборот – в обратном порядке – с хвоста – шиворот - на – выворот.
3) Подберите из текстов публицистического стиля 2 отрывка, в которых
используются средства эмоциональной выразительности: этикеты, лексические повторы, градация, фразеологизмы и т. д.


Задание

Запишите текст. Подчеркните грамматические основы предложении.
Общеизвестно стремление Тургенева проложить пушкинскую традицию русской литературы. Об этом говорил сам писатель об этом говорили его биографы и ис...ледователи. И все же Тургенев творивший в послепушкинскую эпоху явил России и миру новые черты самой традиции пр...шел к подсказан...ной временем новизне. Эта новизна к...снулась среди всего прочего отношения художника к возможностям стиха и прозы к их взаим...действию. Пушкин как известно отделял прозу от стихов. Он подчеркивал что прозе нужны прежде всего мысли и мысли, в отличие от стихов, целиком находящихся во власти лиризма. Тургенев же стремился сочетать стих и прозу. Наиболее полно это его стремление воплотилось в книге "Стихотворения в прозе". (Не)следует думать что в этом сказались только присущие одному Тургеневу индивидуальные качества. Автор "Стихотворений в прозе" одним из первых в нашей литературе почувствовал общественную потребность в сбл...жении повествовательного начала прозы с лирическим. Проза у Тургенева (не)заменяет поэзии а существует заодно с ней их действие синхронно. Повествование и
лиризм шли у Тургенева рука об руку.


1. Докажите, что это текст.
2. Какие средства связи между предложениями (лексические, грамматические)
используются автором?
3. Проиллюстрируйте примерами из текста роль таких частей речи, как
местоимение, союзы, частицы, для осуществления связи предложений в единое
целое.
4. Подберите синонимы к словам: присущий, дарование, синхронный, заодно.
5. Составьте план текста, определите стиль.

6. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните орфограммы и
пунктограммы.


Задание

Подготовить доклад о жизни одного из замечательных людей науки:
выдающемся русском лингвисте, географе, физике, общественном деятеле,
артисте.


Задание

Разговор этим кончился, и мы продолжали молча идти друг подле друга. На
вершине горы нашли мы снег. Со...нце закатилось, и ноч... последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы лу...ко могли разл...чить дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел пол...жить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершен...о, и ни ед...ный звук (не)долетал оттуда до нашего слуха. Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них пр...крикнул, что они (в)миг разбежались...До станции оставалось еще с версту. Кругом было так тихо так тихо что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево ч...рнело глубокое ущелье за ним и впереди нас (темно)синие вершины гор изрытые морщинами покрытые слоями снега рисовались на бледном неб...склоне еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды и мне показалось что они гораздо выше чем у нас на севере.

(М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")


1. Определите стиль текста.
2. 0пределите типы речи, встречающиеся в тексте.
3. Подберите синонимы к словам "разговора, "отблеск".
4. Подберите однокоренные слова к слову "заря".
5. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
6. Во втором абзаце вставьте пропущенные знаки препинания, объясните
пунктограммы.
7. Произведите разборы.


Задание

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ
Осень. Сказочный чертог
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребе... ая земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоче...ых рамах.
Где деревья в сентябре
На з...ре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставля...т след янтарный. <...>
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


1. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Объясните смысл
названия.
2. Какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Найдите в
тексте эпитеты, метафоры, сравнения.
3. Какие слова-синонимы употребляются в последнем четверостишии?
Запишите синонимический ряд: старый, ... .. Чем различаются слова,
входящие в ряд синонимов?
4. Укажите в тексте слова, которые являются однокоренными со словом
золотой.
5. Найдите в первой строфе обособленные определения, объясните знаки
препинания.
6. Произведите разные виды разбора.


Задание

Перечитайте стихотворение А.С.Пушкина "Туча". Попробуйте определить, о чем оно: о природе или за пейзажной зарисовкой стоит какой-то иной, более глубокий смысл? Расскажите свои предположения.


Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводиш... унылую тень,
Одна ты печалиш... ликующий день.

Ты небо (не)давно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинствен...ый гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля осв...жилась, и буря промч...лась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоен...ых гонит небес.


2. Какие слова, имеющие стилистическую окраску, встречаются в тексте?
Подберите (если возможно) к ним синонимы - слова, стилистически
нейтральные. В каком значении употребляется в стихотворении слово "алчный"?
3. Найдите в тексте примеры использования анафоры (или единоначатия),
многосоюзия. Какова их роль?
4. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
5. Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.


Задание

Уже мы разл...чали почтовую станц...ю кровли окружающих ее саклей и перед нами мелькали приветливые огоньки когда пахнул сырой холо...ный ветер ущелье загудело и пошел мелкий дождь. Едва успел я накинуть бурку как повалил снег. Я с бл...гоговением посм...трел на штабс-капитана...
...За неимением к...мнаты для пр...езжающих на станции нам отвели ночлег в
дымной сакл.... Я. пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая ибо со мной был чугун...ый чайник - единственная отрада моя в путешествиях по
Кавказу. Сакля была пр...леплена одним боком к скале три скользкие ступени в...ли к ее двер.... Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую).-Я (не)знал куда деват...ся тут блеют овцы там ворчит собака. К счастью в стороне бл...снул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двер.... Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля которой крыша опиралась на два закопчен...ые столба была полна народа. (По)середине тр...щал огонек разложен...ый на земле, и дым выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше ра...стилался (во)крут такой густойпеленою что я долго (не)мог осмотрет...ся. У огня сидели две старухи... (М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")


1. Определите типы речи, встречающиеся в тексте, стиль речи.
2. Отметьте синтаксические особенности текста.
3. Подберите синонимы к словам блеснул, тусклый, отверстие.
4. Выпишите словосочетания из предложения: "Сакля была прилеплена одним
боком к скале три скользкие ступени вели к ее двери".
5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

6. Произведите разборы.


Задание

На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации. Он открывает доступ к духовным богатствам, нак...пленным и создаваемым человечеством.
По словам француз...кого писателя Проспера Мериме русский язык "богатый,
живой, звучный, отличающийся гибкостью ударений и бе...конечно разн...
образный в звук...подражаниях способный к передаче многих оттенков
наделенный подобно греческому почти бе...граничной творческой мощью,
кажется создан...ым для поэзии".Современ...ые зарубежные поэты отмечают не только высокие качества русского
языка но и его роль как проводника богатой многовеков... культуры. (П. Кавецкая)


1. Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.
2. Озаглавьте текст.
3. Объясните значения слов "духовные богатства", "творческая мощь",
"тончайшие оттенки".
4. Подчеркните во втором абзаце основы предложений. Объясните знаки
препинания. Какие качества русского языка отмечает П. Мериме?
5. Найдите в тексте предложения, в которых используются распространенные
определения, выраженные причастными оборотами. Объясните знаки
препинания. Подберите к этим предложениям их синтаксические синонимы -
сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.
6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
7. Произведите разборы.


Задание

Автобиография
Я, Бутусова Наталья Ивановна, родилась 14 октября 1982 года в городе
Воронеже. В 1987 году семья переехала в город Москву.
В 1988 году я поступила в первый класс средней школы No106. В этом же году начала учиться в художественной школе N8, которую успешно закончила в 1995 году. 9-й класс окончила в 1996 году. Мой отец, Бутусов Иван Николаевич, работает на тепловозостроительном заводе сменным инженером. Моя мать, Бутусова Светлана Васильевна, бухгалтер заводоуправления.


1. Определите стилевую принадлежность текста.

  1. Какие синтаксические конструкции преобладают в тексте?
    3. Что способствует сохранению в тексте точности и лаконизма?
    4. Произведите разборы.
    5. Составьте свою автобиографию.

Задание по анализу стихотворного текста

В. Волков

СОЛНЦЕ

Лучей золотые гвозди

Вколачивая в косогор,

К нам солнце приходит в гости,

Влезает через забор.

В ночной глубине колодца,

Я видел, на самом дне

В час полдня оно смеется,

Лукаво мигая мне.

А к вечеру тусклым диском

Все ниже оно плывет

И падает красной редиской

В кустарник за наш огород.

Перечитайте стихотворение «Солнце». Определите его объем. О чем в нем говорится? Почему оно так называется? Каким вам представляется лирический герой стихотворения? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ солнца? Найдите в тексте олицетворения, метафору, сравнение в форме творительного падежа существительного. Выпишите все глаголы, обозначающие разные действия солнца. Обратите внимание на слова, которые обозначают добавочные действия. Подберите синонимы к словам «вколачивая», «влезает». Чем различаются слова, входящие в ряд синонимов? Согласны ли вы с тем, что использование большого количества глаголов и деепричастий помогает автору создать образ «озорного» солнца? Определите размер стихотворения. На сколько строф оно разделено? Найдите в тексте рифмующиеся слова. Согласны ли вы с тем, что автор использует не только точные, но и неточные рифмы? Можно ли сказать, что звучание стихотворения помогает поэту создать яркий образ солнца? Подчеркните в первой строфе звонкий согласный «з», в последних двух строках - сонорный «р» и во всем тексте - сочетания букв «лу», «ла» «ол» «ле» «ел». Помогает ли звучание этих согласных в стихотворении передать настроение, которым проникнуто произведение?

* * *

Серый плащ рассвета

От дождя намок…

Укатилось лето –

Прыткий колобок.

Рыжею лисицей

Вспыхнув здесь и там,

Тихая струится

Осень по лесам.

Быстро все меняется.

Из кустов сама

Скоро белым зайцем

Выпрыгнет зима…

Перечитайте стихотворение «Серый плащ рассвета…». Определите его тему. Каким настроением оно проникнуто? Подчеркните в тексте сонорный согласный «р». Можно ли сказать, что звучание этого согласного в стихотворении помогает поэту передать настроение, которым проникнуто произведение? Найдите в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнение, выраженное творительным падежом имени существительного, при помощи которых поэт создает образы лета, осени и зимы. Найдите в тексте слова, помогающие автору передать быструю смену времен года. К каким частям речи они относятся? Определите размер стихотворения. На сколько строф оно разделено? Согласны ли вы с тем, что стихотворение «стремительно, как сжатая пружина»? Найдите в тексте строчку, в которой выражена идея произведения. Как бы вы озаглавили стихотворение?

В. Забабашкин

МЕТЕОРИТ

Случилось что-то там – среди орбит

Небесных тел, несущихся ретиво:

Под яблоню упал метеорит,

И вздрогнул сад, увидев это диво.

Ах, как он ярко падал с вышины!

А вы желанье загадать успели?

Луна исчезла: траур у луны,

И две звезды внезапно поседели.

Мальчишка! Что он в жизни понимал? –

Ему бы старших слушаться почаще.

А все-таки красиво он упал

И, может быть, кому-нибудь на счастье.

Он молнией в мою судьбу вошел

И сразу все наполнил озареньем.

Он вечности унылой предпочел

Всего одно, но яркое мгновенье.

Душа, оставь сомнения свои:

– Он прав был!.. – повторяю я без счета.

Сосед сказал: – Капусту, брат, соли.

Хорош булыжник, подойдет для гнета!

Перечитайте стихотворение «Метеорит». Как вы думаете, почему оно так называется? О каком событии в нем рассказывается? С помощью каких приемов в стихотворении создается образ метеорита (портрет, речевая характеристика, черты характера, поступки, отношение к нему других персонажей, отношение к нему автора)? Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания этого образа? Какую роль в тексте играет олицетворение? Докажите, что одушевленная поэтом природа скорбит о смерти метеорита. Каким вы представляете себе лирического героя этого произведения? С какой интонацией он говорит о метеорите: серьезной, насмешливой, иронической, саркастической, восторженной, негодующей, поучающей? Помогает ли сопоставление выражений «унылая вечность» - «яркое мгновенье» выявить позицию лирического героя? С помощью каких приемов в стихотворении создается образ соседа лирического героя? Как вы думаете, почему слова соседа являются заключительными в стихотворении? Как звучание стихотворения помогает автору выявить разные точки зрения на падение метеорита? Обратите внимание на аллитерации на «р», «л», а также на аллитерации на шипящие и свистящие согласные. Какие звуки и почему, на ваш взгляд, преобладают в речи соседа и в первых двух строках третьей строфы? Найдите в тексте контекстуальные синонимы к слову «метеорит». Согласны ли вы с тем, что оценочное значение данных слов помогает выявить отношение к метеориту разных персонажей произведения? Определите размер стихотворения. Сформулируйте его идею.

С. Павлов

* * *

Не замечать жестокость не привыкну.

Среди забот забыть я не могу,

Как глянцевыми листьями поникнув,

Стоял бедняга-фикус на снегу.

Смотрел на дверь закрытую подъезда

И, содрогаясь, думал: почему

В квартире теплой не хватило места,

А у людей любви к нему?

Дыханье веток застывало в иней,

А соки жизни – в льдистое стекло.

И фикус, замерзая на чужбине,

Впервые вспомнил родины тепло.

Он, замерзая, видел сказки сельвы

И слышал голоса забытых птиц.

Предновогодний день снежинки сеял

С холодной, серой выси неба – вниз.

Дорога под шагами ног скрипела.

Больной, я от окна уйти не мог.

До сумерек зеленое на белом,

Как свежий ужас, леденило мозг.

Мороз и снег… И спереди и сзади…

Должно быть, в ночь начнет метель мести.

Его, живого, выставили за дверь,

Чтоб елку мертвую на Новый год внести.

Прочитайте стихотворение «Не замечать жестокость не привыкну…». Определите его объем. Определите размер стихотворения. На сколько строф оно разделено? Найдите в тексте рифмующиеся слова. Согласны ли вы с тем, что автор использует не только точные, но и неточные рифмы? О чем говорится в этом стихотворении? Каким настроением оно проникнуто: меланхолическим, грустным, печальным, тоскливым, пессимистическим, трагическим? Подчеркните в тексте ударные гласные. Помогает ли автору их грустное, протяжное звучание передать настроение, которым проникнуто произведение? Кто, по-вашему, является главным героем данного стихотворения? При помощи каких приемов создается образ фикуса: портретная характеристика, речевая характеристика, отношение героя к другим персонажам, отношение к герою других персонажей? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ фикуса? Найдите в тексте олицетворение и эпитеты. Докажите, что фикус, будучи живым существом, нуждается в помощи людей. Выпишите глаголы и слова, обозначающие добавочные действия, которые относятся к фикусу. В «Словаре иностранных слов» дается следующее толкование слова «сельва»: «Влажные экваториальные тропические леса в Бразилии». Какой видится фикусу его родина? Согревают ли его воспоминания о ней? Можно ли утверждать, что родина «ассоциируется» у фикуса с жизнью, а чужбина – со смертью? Каким вам представляется лирический герой стихотворения? Почему событие, свидетелем которого он стал, вызвало у него грустные размышления? Найдите в тексте слова с оценочным значением, помогающие автору выразить отношение лирического героя к происходящему. Какой цвет у лирического героя ассоциируется с жизнью, а какой - со смертью? Какие изобразительно-выразительные средства помогают поэту нарисовать картину предновогоднего дня? Найдите в тексте олицетворение, эпитеты, метафору. Найдите строки, в которых выражена основная мысль стихотворения. Как бы вы озаглавили это произведение? Запомнилось ли оно вам? Стало ли оно вашим любимым произведением?

К. Сидорова

ВЕСНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ

Весна бывает разная,

Холодная и грязная,

Со снежными заплатами

На грязных мостовых,

С дождями моросящими

Куда-то в даль спешащими

И будто бы молящими,

Чтоб пожалели их!

Весна бывает разная,

Могучая и властная,

Когда, бурля, торопятся

По улицам ручьи,

И маленькие мальчики,

На вид такие важные,

Пускают в эти лужицы

Кораблики свои.

Весна бывает разная,

Прозрачная и ясная,

Когда деревья зелены,

И воздух чист и свеж,

И теплый ветер ласковый

Стихи мне шепчет на ухо,

Тихонько треплет волосы

И гладит по щеке.

Перечитайте стихотворение «Весна бывает разная». О чем в нем говорится? Тему или идею отражает его название? Каким настроением проникнуто стихотворение: радостным, ликующим, жизнерадостным, веселым, праздничным, восторженным, торжествующим? На сколько частей его можно разделить? Какой фразой начинается каждая из этих частей? Сколько предложений в каждой части? С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ весны? Найдите в тексте эпитеты, олицетворения, метафору. Перечислите те предметы, которые замечает лирическая героиня. Как она воспринимает мир? Определите размер стихотворения. Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.

Заполните таблицу «Анализ звукового строя стихотворения «Весна бывает разная» примерами из текста:

№ строк стихотворения по порядку

Анализ звучания этих строк

Примеры из текста стихотворения, подтверждающие звуковой анализ строк

1 -4 строки

Картина «холодной и грязной» весны не вызывает уныния. Этому способствует «веселое», «нарядное» звучание гласного «а», и сонорных согласных «р», «н», «м» в сочетании со звонкими согласными «ж», «з», «д», «г».

Весна бывает разная,

Холодная и грязная,

Со снежными заплатами

На грязных мостовых…:

5- 8 строки

В этих строках шум дождя передается с помощью протяжного звучания гласного «а», в сочетании с которым шипящие согласные «ж», «ш», «ч», «щ» звучат мягко и светло.

С дождями моросящими,

Куда-то в даль спешащими

И будто бы молящими,

Чтоб пожалели их!

9 - 12 строки

В этих строках передают говор ручья ликующие гласные «а», «у» в сочетании с сонорным «р»

13 -16 строки

Эти строки звучат ласково и весело благодаря сочетанию гласных «а», «у» с сонорными «м», «л», «н».

17 -20 строки

В этих строках ощущение чистого воздуха, легкости дыхания достигается повтором гласных «а», «е» в сочетании со звонкими «з», «д» и сонорным «р».

21 - 24 строки

В этих строках ощущение дуновения легкого ветерка создается благодаря повтору сонорного «л» и приглушенному звучанию согласных «т», «х», «с», «ш», «щ» .

Лист внесения изменений и дополнений в программу

№ п/п

Дата

Характеристика изменений

(уплотнение занятий, объединение занятий, перенос на другую дату

Напр: объединение занятий № 25 и 26)

Основание изменений

(карантин,

или б/лист педагога с… по…)

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

пр.№…

от …

Подпись

педагога/ зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по географии ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по предметно-практической деятельности  "Умелые ручки" для учащихся с ОВЗ с тяжелой умственной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Практические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования и представляет собой практичекие рекомендации по разработке и составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И НАПИСАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Создание программы предполагает ответственный и трудоемкий процесс, который требует специальной подготовки и кропотливой работы.Грамотное оформление программы придает данному документу определенную юр...

Методические рекомендации «Составление дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагога дополнительного образования» (практические советы методиста)

Для педагога, работающего в системе дополнительного образования, очень важно научиться составлять дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу детского объединения, которым он руководи...